Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Урок русского языка "Способы подчинительной связи слов в словосочетании"

Цель: Актуализировать знания по теме: “Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании”, закрепить умение вычленять словосочетание из предложения.

Задачи:

Формирование умения определять тип подчинительной связи слов в словосочетании и предложении.

Дать практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Отработать трудные случаи управления и примыкания.

Тип урока: изучение нового.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

– Самопроверка проверка домашнего задания (упражнение 72) по образцу на доске.
– Фронтальный опрос по теме предыдущего урока.
– Что такое словосочетание?
– По каким законам происходит соединение слов в словосочетании?
– Назовите виды словосочетаний. От чего зависит вид словосочетания?
– Являются ли словосочетанием подлежащее и сказуемое?
– Назовите виды связи слов между словами в словосочетании.

3. Актуализация опорных знаний.

1. Работа с предложением (1 учащийся отвечает у доски).

Взбираясь на перевал, мы оглядываемся и, пораженные картиной и совершенно разбитые, долго стоим молча.

– Объясните пропущенные орфограммы, постановку знаков препинания.

Практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа (даны на слайдах презентации и одновременно в качестве раздаточного материала для портфолио).

– Чтобы найти в тексте словосочетание со связью согласование, надо выделить в предложении слово, отвечающее на вопрос какой?, а затем найти слово, от которого оно зависит;
– поиск словосочетания со связью управление – это поиск слова (с предлогом и без предлога), отвечающего на падежный вопрос, а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного;
– найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово (наречие, деепричастие, инфинитив) и слово, от которого оно зависит.
– Выпишите словосочетания, определите способы связи.

2. Устный орфоэпический диктант.

– Прочитайте словосочетания, правильно расставив ударения, определите способы связи в словосочетаниях.

Кухонный комбайн, купленные торты, доехать до путепровода, найти в каталоге, занята шитьем, со сливовым соком, хорошо закупорить, стлала мягко, приняла хорошо, стал красивее.

4. Изучение нового.

1. Работа с трудными случаями управления.

Трудные случаи управления (даны на слайдах презентации и одновременно в качестве раздаточного материала для портфолио).

– Предлоги благодаря, согласно, вопреки, подобно употребляются с существительными в дательном падеже: благодаря помощи, согласно приказу, вопреки предсказанию, подобно взрыву;
– предлоги в меру, в заключение, в виде, в течение, в продолжение, в силу, наподобие, посредством употребляются с существительными в родительном падеже: в меру сил, в заключение выступления, в виде цветка;
– предлог по с существительным в предложном падеже может использоваться при обозначении действий, событий, после которых что-либо совершается, происходит: по прибытии, по окончании, по завершении, по приезде.
– Конструирование словосочетаний. Работа на карточках (2 варианта). (С последующей взаимопроверкой по образцу, предложенному учителем.)

Составить из данных слов словосочетания со связью управление, правильно употребив предлоги.

Карточка 1.

Проявить интерес (проблемы учащихся);

вызывать интерес (читатели);

защищать интересы (учащегося) (совет старшеклассников);

учитывать интересы (учащиеся) (проведение праздничного огонька).

давать (надежда) (оступившийся);

утратить (надежда) (исправление);

оправдать надежды (товарищи) (победа).

Карточка 2.

Скрывать свое мнение (руководитель группы);

высказывать мнение (день самоуправления);

игнорировать мнение (друзья) (книга);

давать (надежда) (оступившийся);

утратить (надежда) (исправление);

оправдать надежды (товарищи) (победа).

– Конструирование предложений. Работа у доски.

Перепишите предложения, выбирая из слов, данных в скобках, нужный вариант.

а) Ваня... (рассказал, поделился) о своих впечатлениях от поездки в Москву.
б) Учительница... (уделяла много внимания, обращала много внимания) работе с отстающими учениками.
в) Страшная жара... (тормозила, препятствовала) нормальной работе геологической экспедиции.
г) Девочка очень бережно... (обращалась, относилась) с книгами.

2. Работа с трудными случаями примыкания.

Трудные случаи примыкания (даны на слайдах презентации и одновременно в качестве раздаточного материала для портфолио).

Зависимое слово при примыкании выражается:

наречием;

деепричастием;

инфинитивом;

сравнительной степенью прилагательного (дети постарше);

неизменяемым прилагательным (цвет хаки);

притяжательными местоимениями его, ее, их (его дом);

существительным – несогласованным приложением (в газете “Известия”).

– Работа у доски.

Найти словосочетания со связью примыкание, определить, какой частью речи выражено зависимое слово.

В сентябре на почерневших стеблях полыни часто висят белые паутинки, и если над полями, курлыча, тянутся темные косяки журавлей, то все как-то сразу замолкает и слушает их крик, который жалобным плачем разносится по полям.

5. Закрепление изученного.

1. Выборочно-распределительный диктант.

(Под диктовку учителя учащиеся записывают словосочетания: первый ряд – со связью согласование, второй – управление, третий – примыкание. Одновременно трое учащихся работают у доски.)

Громкий шорох, сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, холщовый мешок, ночевка в лесу, золоченое кольцо, горячо спорить, ягоды крыжовника, новое шоссе, вскипяченное молоко, отвлеченный взгляд, говоришь шепотом, раскорчеванные пни, совершить прыжок, серый пиджачок, рисовать карандашом, стало свежо, очень хорошо, говорил увлеченно, упасть навзничь.

– Объяснить правописание букв о – ё после шипящих и ц.

2. Коллективная устная работа с текстом. (Размножен для каждого.)

Доктор Христиан Лодер поселился в Москве в середине XIX века. Он снял на Остоженке большой дом с простиравшимся до Москвы-реки садом. Здесь он основал водолечебницу для лечения тучных людей от ожирения.

Пациентами клиники были богатые люди. Пешком они ходили чрезвычайно редко. Врач предписывал им трехчасовые прогулки по саду бегом.

Москвичи глядели на куда-то бегущих людей и удивлялись.

А поджидавшие хозяев кучера объясняли:

– Это они лодыря гоняют.

Вот так от гонявшего своих пациентов Лодера и образовалось слово “лодырь”, которым до сих пор называют бездельников. А уж правдивая это история или народный анекдот, кто знает...

– Назовите словосочетания, в которые входят причастия сначала в качестве зависимого слова; а затем в качестве главного. Объясните правописание окончаний причастий. Укажите способ подчинительной связи.

1) Простиравшимся садом, бегущих людей, поджидавшие кучера, гонявшего Лодера – согласование;

2) Простиравшимся до Москвы-реки, поджидавших хозяев, гонявшего пациентов – управление; куда-то бегущих – примыкание.

– Переделайте второе предложение текста так, чтобы причастный оборот выделялся запятой. (Он снял на Остоженке большой дом с садом, простиравшимся до Москвы-реки.)

3. Самостоятельная работа по вариантам: выписывание из предложения по одному словосочетанию на каждый вид подчинительной связи (с последующей проверкой учителем).

Первый вариант.

Врач предписывал им трехчасовые прогулки по саду бегом.
Москвичи глядели на куда-то бегущих людей и удивлялись.

Второй вариант.

Здесь он основал водолечебницу для лечения тучных людей от ожирения.
Вот так от гонявшего своих пациентов Лодера и образовалось слово “лодырь”.

6. Домашнее задание.

1. Подготовить связный ответ о словосочетаниях.

2. Дифференцированная работа с предложением.

– Вставить в данное предложение пропущенные буквы, расставить и графически объяснить знаки препинания. (Первый уровень.)
– Выписать все словосочетания из данного предложения. (Второй уровень.)
– Определить в них тип подчинительной связи. (Третий уровень.)

В ясный ветре…ый день вдыхая запахи пробужде...ой земли мы брод...м по протал…нам тундры и наблюда.. .м массу пр.. .любопытных явлений из-под ног то и дело выбега.. .т пр.. .падая к земле куропатка сорвется и тут (же) как подстрел...ный упадет на землю крошечный кулич…к который стараясь увести незва...ого пос...тителя от гнезда то(же) начинает кувыркат,. .ся у самых ног.

7. Подведение итогов урока.

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru