Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Урок русского языка в 7 классе "Легкая и мягкая пушинка тихо опустилась на мою ладонь"

Цель: ввести учащихся в мир образа снежинки и показать возможные способы создания образа в разных видах искусства, обогатить духовный мир учащихся и через восприятие живописных, словесных и музыкальных впечатлений о снежинке подготовить их к самостоятельной творческой работе.

Задачи:

образовательные: учить видеть прекрасное в обыденном, продолжить формирование составлять связный текст, ярко и образно выражая собственные мысли в сочинении; учить подчинять высказывание теме сочинения, отрабатывать умение находить в тексте средства художественной выразительности.

развивающие: развивать навыки работы над исследованием текста, развивать наблюдательность, творческое воображение на основе восприятия художественных образов стихотворений, картин, музыкальных произведений, развивать связную речь и логические умения составлять законченное сочинение-описание

воспитательные: продолжить работу над эстетическим воспитанием учащихся, воспитывать любовь к природе, живописи, музыке, поэзии; воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор,  мультимедийная презентация, раздаточный материал: стихотворение К. Д. Бальмонта,   отрывки из стихотворений, аудиозаписи П.И.Чайковский “Времена года” (“Декабрь”, “Январь”),

Ход урока

1. Организация урока.

Прозвенел звонок и смолк – начался у нас урок … Потихоньку все садятся и не будут отвлекаться. Запись числа

2. Слово учителя.

- Сегодня у нас необычный урок. Давайте попробуем дать ему определение, подобрав к слову необычный (слово записано на доске) синонимы.

- Вспомните, какие слова называются синонимами. (Записываем их на доске и в тетрадях): удивительный, чудесный, волшебный, сказочный, особенный, замечательный, фантастический, дивный, диковинный.

- К какой части речи относятся эти все слова?

- Какова роль этих слов в речи? (Помогают нам описать предмет, явление, событие, праздник)

- С чем связан сегодня праздник на нашем уроке вы узнаете сейчас, отгадав загадку:

На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые. (Снежинки)

- Подумайте, почему я начала урок с загадки о снежинке. Какая чудесная снежинка села на мою ладонь! (Показываю вырезанную из бумаги снежинку) (Удивительное зимнее чудо сотворила зимушка – зима, подарив нам Лучший праздник из всех - Праздник первого снега когда “Под вечер успокоится пурга … И, кажется: вот- вот начнут твориться, Как в мудрой сказке, чудеса.)

Праздник, точно маляр,
Белоснежною краской
Всем в окошко плеснул,
Всех порадовал сказкой.
Распахнул нам глаза,
Дал надежду на чудо

В нём и тайна, и смех,
В нём и свежесть, и нега…
Лучший праздник из всех -
Праздник первого снега!

Робкой потревоженной пушинкой
Падает над городом снежинка
Ниже, ниже – кругом, прямо, криво.
Ах! и до чего ж она красива!

Словарная работа: объяснение лексического значения слова “нега”.

- Почему Праздник первого снега сопровождается чудесами?

- Какие чувства вызывает у вас идущий снег? (Обобщаю ответы детей: Радостно наблюдать обновление природы, не налюбуешься красотой первого снега. Снежинка творит чудо, преображая весь мир в удивительную, неповторимую красоту, очаровывая ею человека, вызывая положительные эмоции. А это не только поднимает наст

роение, но и дает прилив сил , улучшает здоровье, заставляя созерцать, сопереживать, ощущать ее своей душой, воплощать в свои творения через цвет и краски – в живописи, через звуки – в музыке, через осмысленное художественное слово – в литературе. Никто: ни художники, ни композиторы, ни писатели не могут оставаться равнодушными к чудесам природы, к ее метаморфозам, и не раз обращались к чудесам природы в своих произведениях. Сегодня мы совершим удивительное снежное путешествие в мир искусства и познакомимся с образом снежинки в поэзии, живописи и музыке. Наша задача – найти опорные слова, характеризующие снежинки, меняющие облик земли и показать их влияние на человека.

3. Запись эпиграфа. (Записываем эпиграф урока в тетрадях):

Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром,
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.

- Какие эпитеты использовал автор? Назовите метафору.

- Что вы знаете о снежинке?

- Расскажите, какие снежинки вы видели? (Ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кристальные, кружевные, легкие...)

Давайте обратимся к интересным фактам.

4. Сообщения уч-ся.

Среди многих миллиардов снежинок, выпадающих зимой, не бывает двух совершенно одинаковых. В то же время, какой бы формы ни была снежная звездочка, каждая из них – шестилучевая или шестигранная. Почему? Еще в 1611 году знаменитый астроном И. Кеплер опубликовал сочинение “Новогодний подарок, или О шестиугольных снежинках”. Он задал вопрос: “Почему все снежинки шестиугольные?” И ответил на него так: “Вещь эта мне еще не открыта...” С той поры прошло без малого четыре века, но ученые так и не могут отгадать эту загадку природы. Самая красивая снежинка – шестилучевая звезда - впервые была зарисована в 1555 году. Долгое время ученым трудно было сфотографировать снежинку под микроскопом. Первая удачная попытка состоялась в 1885 г. Она принадлежит американскому фермеру Уилсону Бентли, настолько увлеченному изучением этой темы, что даже прозванному "Снежинкой". За 46 лет неустанной практики У. Бентли создал коллекцию из 5 тыс. уникальных снимков, причем среди них нет двух одинаковых! Он называл их "снежными драгоценностями", и действительно можно подумать, что снимки изображают бриллиантовые украшения, сделанные искуснейшим ювелиром. К нему и на самом деле постоянно обращались ювелиры и художники из области прикладного искусства, пользуясь его альбомами как образцами для своих работ. Японский ученый Накая Укитиро называл снег "письмом с небес, написанным тайными иероглифами". Он первым создал классификацию снежинок. Именем Накая назван единственный в мире музей снежинок, расположенный на острове Хоккайдо.

5. Поэтическая страничка. Наблюдение над описанием первого снега в литературных произведениях. Работа со стихотворениями, попутно выделяем художественные средства.

- Теперь снежинка перенесет нас в мир поэзии. Давайте исследуем тексты, в которых знаменитые писатели и поэты описывали снежинки.( Читаем строки, находим эпитеты, гиперболы, сравнения. По ходу презентации составляем в тетрадях кластер со словом “Снежинка”

Чтение стих уч- ком А.Пришец Снежинка

Робкой потревоженной пушинкой
Падает над городом снежинка.
Ниже, ниже – кругом, прямо, криво.
Ах! и до чего ж она красива!

Я любуюсь и пройти не смею.
Я не знаю, что мне делать с нею.
Вот сейчас она, сию минуту,
Упадет под сапоги кому-то.
Я тянусь к ней доброю ладонью –
У меня тебя никто не тронет!
На ладони долго ль до беды –
Крошечная капелька воды.

Я хотел спасти тебя, снежинка, –
А несу в руке твою слезинку.

С. Т. Аксаков

6. Составление кластера.

 

Падение снега

Я всегда любил смотреть на тихое падение снега. Чтобы вполне насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: все безграничное пространство вокруг меня представляло снежный поток, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной

Х. К. Андерсен

“Снежная королева”

 За окнами порхали снежинки. Одна из них, побольше, упала на край цветочного горшка и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный казалось из миллионов снежных звёздочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного сверкающего льда, и всё же живая!

Глаза её сияли, как две ясных звезды, но не было в них ни теплоты, ни покоя.

Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и походила на роскошный цветок или десятиугольную звезду.

Это было так красиво.

Навстречу Герде нёсся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба – небо было совсем ясное, и в нём полыхало северное сияние – нет, они бежали по земле прямо на Герду и становились всё крупнее и крупнее. Герда вспомнила большие красивые хлопья под увеличительным стеклом, но эти были куда больше, страшнее и все живые. Это были передовые, дозорные войска Снежной королевы. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие – стоглавых змей, третьи – толстых медвежат с взъерошенной шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, все были снежными хлопьями.

7. Анализ стихотворения портрет К. Д. Бальмонта “ Снежинка”.

А) Сообщение ученика сведений об авторе.

Б) Работа со стихотворением Бальмонта (Тексты стих распечатаны и лежат на столах у уч-ков). Чтение стих уч-ся про себя с заданием: прочитать про себя и представить все, о чем говорится в стихотворении.

Снежинка

Светло-пушистая
Снежинка белая.
Какая чистая!
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится
Не в высь лазурную,
На землю просится.

Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.

Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Кружится бешено.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.

Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Такая чистая!

Г) Анализ произведения.

- Понравилось стихотворение?

- Какие чувства выразил поэт в этом стихотворении?

- Что понравилось Бальмонту в снежинке?

- Какие слова использует поэт?

С чем поэт сравнивает снежинку? Прочитайте. Подчеркните эти слова в тексте. “Звезда кристальная, как смелая девочка, качающаяся на качелях “под ветром веющим”.

Куда стремится снежинка? Почему автор называет ее смелой? (Снежинка не боится “дороги бурной”).

Почему К. Бальмонт восхищался снежинкой? Какие слова в стихотворении на это указывают? (“Снежинка – какая чистая, какая смелая...”)

Что автор хочет подчеркнуть эпитетами светло-пушистая? (Подчеркивает мягкость, воздушность, легкость снежинки).

Какие слова одушевляют снежинку, изображают ее как разумное существо? Какое слово автор использует вместо слова “снежинка”? Что автор хочет этим подчеркнуть?

Снежинка “дрожит, взметается”, т.е. ее движения становятся более резкими, неровными, ее направление изменяется то вверх, то вниз. Ветер утешает снежинку, и в то же время “кружит ее бешено”.

- Какой прием использует автор, чтобы оживить снежинку? (К. Бальмонт создал образ снежинки, используя олицетворение. Он восхищается, любуется ею, восклицательное предложение начинает и заканчивает стихотворение.

Такой прием очень интересен. Автор повторяет один и тот же замкнутый круг.)

- Какова тема этого стихотворения? Только ли о снежинке идет речь в стих?

- Кого из литературных героев напоминает эта снежинка?

Вывод: Жизнь снежинки, яркая, впечатляющая, приносящая минуты счастья людям, но мимолетная, быстротечная, короткая. Посмотрите – как же она хороша!

8. Изображение снежинок на полотнах художников.

Но снежинки можно описать не только словами. Их можно нарисовать на холсте красками, передающими изменения в природе, впечатления от этого на людей. Художник не просто рисует на картине снежинки - он передаёт с помощью красок своё отношение к этому моменту, и вместе с художником мы любуемся и восхищаемся зимним пейзажем, испытываем радость и грусть. Обратите внимание на репродукции картин художников:

9. Сообщение уч-ся о художнике Пластове.

10. Работа с картиной А. А. Пластова “Первый снег”. Рассматривание картины и беседа по ней.

- Нравится ли вам картина?

- Назовите предметы, изображенные на картине? (Снег, глухая стена дома, крылечко, дети, береза, ворона на снегу, лошадь, запряженная в сани, дома деревенской улицы…)

- Как бы вы определили тему картины? (Первый снег)

- Какие изменения снег принес людям и природе? (Побелели крыши домов, крылечко, Кусты в палисаднике, на ветках уже лежит снег, хотя идет недавно. Стало светлее, чище, просторнее.)

- Обратите внимание на второй план картины. Как встретили первый снег люди, животные? (Крестьянин запряг в сани лошадь и покатил по первому снегу, значит, уже ждал зиму, когда не будет грязной дороги.)

- Рады ли дети наступившей зиме? Интересно ли им видеть, как падает снег? Почему девочка не одета по-зимнему?

- Зачем художник изобразил ворону?

- Сформулируйте главную мысль картины? (Удивление и восторг от первого снегопада.   Радость первого снега, несущего в мир чистоту и свет на смену темной и грязной осени. Первый снег всегда долгожданный, потому что несет обновление и очищение Зима – любимое время года: снег, свежий воздух, хорошее настроение, бодрость, зимние забавы.

- Подберите глаголы, характерные для падающего снега, запишите их. (Летают, падают, кружатся, ложатся, дрожат, качаются на качелях...)

- А можно ли сказать, что они шепчутся? Или так: снежинки танцуют, грустят, плачут? Когда мы так говорим, и как этот прием в литературе называется? (Когда хотим наделить снежинки свойствами живых существ. Этот прием в литературе называется олицетворением)

11. Музыкальная пауза. П.И.Чайковский “Времена года” (фрагмент).

 - Прослушайте зимний фрагмент из музыкального альбома “Времена года” П.И.Чайковского.

- Какие чувства вызывает музыка, какие картины рисует воображение при ее прослушивании?

- Закройте глаза и послушайте. Представьте, как тихо идет снег, и миллионы снежинок покрываю землю пушистым ковром. Как коротка их чистая жизнь! И как много увидел поэт в одно мгновение! (Чтение учителем под музыку.)

- Каким должен быть человек, который смог словами передать это мгновение жизни снежинки? (Наблюдательным, терпеливым, внимательным, чутким)

- Ребята, вот и мы должны быть такими же, чтобы увидеть и понять всю красоту каждого мгновения жизни.

12. Составление плана рассказа “Путешествие снежинки”.

План.

1. Маленькая снежинка, сотворившая чудо.

2. Слово поэтов о чуде-мотылке.

3. Прекраснейшее чудо на полотнах художников.

4. Снежинка-балеринка в музыке.

5. Влияние снежинки на природу и на человека.

13. Выводы урока.

Подводя итог урока, я хочу сказать...

Тема сегодняшнего урока "Легкая и мягкая пушинка тихо опустилась на мою ладонь " была связана с ключевым словом в нашей работе “ Снежинка”. Огромно ее значение в жизни человека: обновление и очищение земли и состояния человека. Состояние природы зависит от явлений окружающего мира, а настроение человека – от состояния природы. Все взаимосвязано. Каждое соприкосновение с красотой делает нас духовно богаче, пробуждая в нас самые высокие, чистые чувства. Но красота хрупка и беззащитна. Научитесь беречь ее и не позволяйте примитивной пошлости, цинизму заменять ее. Не забывайте, что в этом бесконечном мире только Человек наделен уникальным даром – чувствовать прекрасное. А.А.Пластов говорил: “Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймёт он эту удивительность, громоподобность бытия – на всё его тогда хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует...” такое чудо как нежная снежинка.

14. Домашнее задание: написать сочинение по плану.

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru