Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

СОЧИНЕНИЕ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ «Верность друга нужна и в счастье, в беде же она совершенно необходима. . .»

 

Верность человека в любви и дружбе — это опре­деленный нравственный критерий, во многом определяющий его личность. Недаром человек, совершивший предательство, ассоциируется у нас с библейским Иудой. Встречается в нашей жизни предательство дружбы и убеждений, которые были непрочны. Порой мы не можем положиться на сво­его друга в трудной ситуации, в беде. И примеров тому есть немало в русской литературе.

Один из них — отношения Базарова и Аркадия Кирсанова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Автор писал о Базарове: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки сто­ит в преддверии будущего». Однако это будущее, по мысли писателя, не может принадлежать База­ровым. Отсюда и трагическое одиночество героя, его разобщенность с людьми. «Нас не так мало, как вы полагаете», — говорит он Павлу Петровичу. Но в романе нет ни одного персонажа, близкого Базаро­ву. В реальности у него нет друзей, единомышлен­ников. Зато в «Отцах и детях» мы встречаем мни­мых друзей и последователей Базарова.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ НА НРАВСТВЕННУЮ ТЕМУ «Есть преступление, которое не искупается, — это измена Родине»

 

Измена — это не только попрание человеком определенных нравственных понятий, нарушение представлений о чести, долге, но и предательство интересов Родины.

Тема измены Родине, бесчестья звучит в повести В. Распутина «Живи и помни». В этом произведе­нии писатель исследует психологию предательства, распада человеческой личности. Оказавшись после тяжелого ранения неподалеку от родных мест, Ан­дрей Гуськов решил заскочить домой, повидаться с женой. Потом понял, что уже не может вернуться на фронт. В свой обман он вовлек жену Настену, которая оказалась в безвыходном положении. Ей пришлось врать и изворачиваться, скрывать от лю­дей своего мужа. В финале Настена, ждущая ребен­ка, заканчивает жизнь самоубийством.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ «Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества»

 

Сострадание — это важнейшее нравственное ка­чество, проявляющееся как склонность помогать окружающим, бескорыстие, великодушие, умение прощать, терпимость. Эти черты являются необхо­димой составляющей человеческой личности, по­могают человеку в критической ситуации.

Примеров тому немало в художественной лите­ратуре. Тема милосердия, великодушия, отзывчи­вости — одна из важнейших тем романа А.С. Пуш­кина «Капитанская дочка». Вспомним историю взаимоотношений главных героев романа, Гринева и Пугачева. Вот незнакомый мужичок спасает Гри­нева во время бурана: показывает ему и Савельичу дорогу к постоялому двору. В благодарность Гринев подносит ему стакан вина, а потом дарит свой зая­чий тулуп. С практической точки зрения подарок бессмыслен: тулуп не подходит мужику, он ему узок и трещит по швам, когда тот примеряет его. Одна­ко Пугачев остается «чрезвычайно доволен». «На­гради вас бог за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей», — говорит он Гриневу. Именно здесь впервые возникает между героями понима­ние, чувство взаимной благодарности, возможно, симпатии.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ «Милосердием называется такая добродетель, благодаря которой любовь... переносится на других...»

 

Милосердие — это готовность помочь кому-то, чувство сострадания, терпимости. Это заботливое, доброжелательное, любовное отношение к окружа­ющим людям: Тема милосердия всегда развивалась в произведениях русских и советских писателей. Одно из таких произведений — роман М. Глушко «Мадонна с пайковым хлебом».

Это одно из пронзительных произведений о ве­ликом подвиге материнства в годы Великой Оте­чественной войны. Писатель разворачивает пе­ред нами удивительную, драматическую историю Нины Нечаевой. На ее долю выпали жестокие ис­пытания, за годы войны она изменилась, повзро­слела, многое поняла, приняв ответственность за сына. Муж Нины ушел на фронт, отец посоветовал ей ехать в Ташкент, к матери и брату. Будучи на по­следних сроках беременности, она попадает в са­мую гущу событий. В Ташкенте она не находит род­ственников и уезжает в Саратов. Нина встречает на своем пути множество различных людей — и хоро­ших, и дурных. В поезде ее опекает «добрый гений Лев Михайлович», генерал Рябинин помогает ей в Ташкенте, в аксайском роддоме нянечка Фрося со­бирает немудрящее приданое для ее ребенка, мно­годетная Клавдия кормит Витюшку грудью, потому что у Нины нет молока.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»

 

Равнодушие — это безразличие к окружающим людям, миру, природе, животным. Это безучастное состояние человека, отсутствие интереса к жизни, отсутствие чувства сострадания, любви. «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслужива­ешь звания человека», — сказал Саади. К этой теме часто обращались и русские писатели, например В. Астафьев в рассказе «Людочка».

В этом рассказе автор представляет нам траги­ческую историю деревенской девушки. Расска­зу предшествует эпиграф и вступление. Эпиграф стихотворный, во вступлении читаем пушкинские строки: «Что в имени тебе моем?». Вступление на­полнено авторскими вопросами: «Зачем я помню это? Зачем же история эта, тихо и отдельно ото все­го, живет во мне и жжет мое сердце?». И писатель тут же дает ответ: «Может, все дело в ее удручающей обыденности, в ее обезоруживающей простоте?»

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ "Чем опасно равнодушие?"

 

Равнодушие губит, ожесточает сердца, делает людей инертными, безразличными к окружающему миру, людям, природе. «Бойся равнодушных! Это с их молчаливого согласия совершается все зло на земле!» — сказал Юлиус Фучик. К этой теме часто обращались русские писатели, например Ф.М. До­стоевский в святочном рассказе «Мальчик у Христа на елке».

В этом рассказе Достоевский передает печаль­ную историю маленького мальчика, приехавшего с матерью в Петербург из маленького городка. Мать внезапно умерла, и ребенок остался один накануне Рождества. Он одиноко бродил по городу, голод­ный, плохо одетый, однако все остались безучастны к его судьбе. Городские жители веселились на рож­дественских елках. Здесь Достоевский использует принцип антитезы. Праздничная рождественская елка, ее веселые огоньки, веселящиеся, беспеч­ные люди — все это противопоставлено одиноко­му, забытому всеми ребенку.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ «Разве милосердие не должно проявляться с особенной силой именно там, где особенно глубоко падение?»

 

Милосердие — это доброта, готовность прийти на помощь, это чувство сострадания к окружаю­щим, любовь к людям. Высшая форма этого каче­ства — милосердие к врагу, человеку, к которому естественно испытывать чувство ненависти, враж­ды. Эту ситуацию описывает В. Закруткин в пове­сти «Матерь человеческая».

В основе повести «Матерь человеческая» лежит реальный факт. «Ранней осенью 1943 года, — вспо­минает автор, — мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, все больше удаляясь от магистральной дороги... В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитле­ровцами хутора. На хуторе не было ничего живо­го... Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то темной норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла едва прикрытая лохмотьями мо­лодая женщина.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ «Любовь к людям — это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего»

 

Любовь к людям — это основа жизни, основа взаимоотношений человека с миром, природой. Именно это чувство рождает в человеке вдохнове­ние, оно способно подвигнуть нас на подвиг, на са­мопожертвование. Эту мысль развивает A.M. Горь­кий в рассказе «Старуха Изергиль».

В этом произведении A.M. Горький утверждает свой писательский идеал — героя, посвятившего свою жизнь людям. Ему противопоставлен другой персонаж — индивидуалист и себялюбец.

Рассказ создан в русле романтической традиции. Но, в отличие от настоящих романтиков, писа­тель поэтизирует не зло, а добро. Рассказ построен своеобразно: при внутреннем единстве идеи он состоит из трех как бы самостоятельных частей. Первая часть — легенда о Ларре, вторая — рассказ Изергиль о своей молодости, третья — легенда о Данко. При этом первая и третья части контрастно противопоставлены друг другу.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ-РАССЦЖДЕНИЕ «Не столько ум, сколько сердце помогает человеку сближаться с людьми и быть им приятным»

 

Отзывчивость — важнейшее свойство души. Это сердечность, эмоциональность, восприимчи­вость человека к горю и радости окружающих. Эти свойства помогают человеку сближаться с людьми, обретать друзей. Героиню, наделенную такими ду­шевными свойствами, создает Лев Толстой в романе-эпопее «Война и мир».

Наташа Ростова — это любимая героиня Толсто­го. Кроме того, этот образ является в романе тем «сводом», «без которого произведение не могло бы существовать как целое. Наташа — живое вопло­щение самой сущности человеческого единения. Степень душевной близости того ли другого героя «Войны и мира» к Наташе является вернейшим критерием его оценки. Мера душевной близости к Наташе — это одновременно и мера близости к мирскому началу», — замечает В. Ермилов.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ «Доброта лучше красоты»

 

Доброта — это отзывчивость, расположение к людям, стремление прийти на помощь, чувство со­страдания и любви. Это важнейшее душевное свой­ство, без которого невозможна сама жизнь челове­ка. При этом таким свойством может быть наделен человек внешне непривлекательный, заурядный. Однако доброта важнее красоты. К этой теме часто обращаются русские писатели.

Так, Л.H. Толстой в романе «Война и мир» созда­ет образ княжны Марьи, героини, не обладающей внешней привлекательностью, но наделенной до­бротой и сердечностью.

Марья Болконская — один из самых сложных образов в романе Толстого. Основные качества ее — духовность, религиозность, способность к са­моотречению, жертвенной, высокой любви.

Героиня не привлекает нас внешней красотой: «некрасивое, слабое тело», «худое лицо». Однако глубокие, лучистые, большие глаза княжны, ос­вещая все ее лицо внутренним светом, делаются «привлекательнее красоты». В этих глазах отража­ется вся напряженная духовная жизнь княжны Ма­рьи, богатство ее внутреннего мира.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ «Цель жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живем»

 

Вопрос о цели жизни — это важнейший вопрос современности. Вместе с тем это проблема, зани­мающая умы человечества на протяжении столе­тий. Она волновала людей еще в античности. Ге­донисты, например, видели смысл существования в наслаждении, в умении человека получить мак­симум удовольствия от жизни. Стоики, напротив, призывали человечество к ограничению, отказу от излишеств. Свой взгляд на эту проблему был у по­этов и писателей. Так, О. Уайльд считал, что цель жизни — это «самовыражение», что человек дол­жен «проявить во всей полноте свою сущность». Такие личностные типы были представлены и в русской литературе, например в романе И.А. Гон­чарова «Обломов».

Герой Гончарова предстает личностью необык­новенно цельной, он никогда не изменяет себе, своим принципам, взглядам на жизнь. Личность Обломова, цельность его натуры, определенная гармоничность мировосприятия — все это сфор­мировалось в детстве героя, в милой его сердцу Обломовке. Поэтичность, мечтательность, душевную чистоту, интуитивное неприятие зла, пошлости, жажду внутренней свободы — все эти качества ге­рой вынес именно из этого мира. Поэтому служба лишь ради карьеры, светские друзья, пустые жен­щины, не способные дать счастья, оказываются чуждыми ему. «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» — заявляет Обломов. Он ищет совершенства, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». В своих поступках и помыслах Илья Ильич чист и благороден, душа его «чиста и ясна, как стекло».

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ «У кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии»

 

Цель жизни — некий нравственный ориентир, которому соответствуют дела и поступки человека. Однако зачастую люди не имеют в жизни никакой цели, и тогда человек не находит радости ни в чем. Смысл жизни его потерян, любовь и дружба зача­стую невозможны. Это явление нашло свое отра­жение в произведениях русской литературы. Так, разочарованным героем, человеком, не имеющим цели в жизни, предстает, например, Печорин в ро­мане М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

В этом романе поэт создал образ своего совре­менника, «портрет, составленный из пороков все­го... поколения». Главный герой произведения — дворянин Григорий Александрович Печорин, ха­рактер крайне сложный и противоречивый, даже парадоксальный. Противоречивость, «странность» Печорина мастерски подмечена уже в самом пор­трете его. «С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех, хотя после я готов был дать ему тридцать», — замечает рассказчик. Он описывает крепкое телосложение Печорина и при этом тут же отмечает «нервическую слабость» его тела. Странный контраст представляют дет­ская улыбка героя и его холодный, металлический взгляд. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся... Это признак — или злого нрава, или глу­бокой постоянной грусти», — замечает рассказчик. Взгляд героя кажется проезжему офицеру дерзким, производящим «неприятное впечатление нескром­ного вопроса», и при этом взгляд этот — «равно­душно спокоен».

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ «Бесчестные средства, с помощью которых многие... возвышаются, ясно говорят, что и цели также не стоят доброго слова»

 

Всегда ли цель оправдывает средства? Вероят­но, средства, которые человек использует на пути к своей мечте, не должны вступать в противоречие с содержанием этой мечты. Иными словами, желае­мая цель полностью дискредитирует себя, если она достигается бесчестными средствами. Размышле­ния об этом мы встречаем в произведениях русской литературы, например в поэме Н.В.Гоголя «Мерт­вые души».

«Бессмертной заслугой русской литературы пе­ред всей культурой является то, что она в лице Гого­ля встретила героя бизнеса, героя «конформизма», героя личной карьеры, героя «растиньяковщины» своим уничтожающим смехом, и всем стала видна и его мертвая душа, и его конечная смертельная обреченность, прикрытая самоуверенностью и ре­спектабельностью», — писал В.В. Ермилов.

Таким героем у Гоголя становится Чичиков, ловкий делец-предприниматель. Главной жизнен­ной целью Павла Ивановича является материаль­ный достаток, комфорт и положение в обществе.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»

 

Цель жизни — это некий моральный ориентир, к которому стремится человек, воплощение меч­ты, планов, идей. Планомерное стремление к своей цели придает человеческой жизни определенный смысл, рождает в душе вдохновение, формирует оптимистический взгляд на мир. Однако зачастую в жизни человека отсутствует такая цель, и тогда он становится несчастным, не может найти примене­ние своим силам, способностям, не может реализо­вать свой личностный потенциал, по сути обретая статус «лишнего человека». Тип «лишнего челове­ка» зародился в русской классической литерату­ре. Так, «лишним человеком» становится Евгений Онегин в одноименном романе А.С. Пушкина.

Достоевский заметил, что в романе «Евгений Онегин» Пушкин «самым метким, самым прозор­ливым образом отметил самую глубь нашей сути», создав образ «русского скитальца», бесприютной, несчастливой души.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ НА НРАВСТВЕННУЮ ТЕМУ «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывать недостойные средства для ее достижения»

 

В чем должна состоять жизненная цель? В по­знании и возвеличивании собственной личности или же в служении обществу, миру, людям? На эти вопросы нельзя дать однозначного ответа. Навер­ное, для каждого человека этот выбор сугубо ин­дивидуален. Однако одна из граней этой проблемы представляет собой непреложную истину. Как за­метил А. Эйнштейн, «никакая цель не высока на­столько, чтобы оправдывать недостойные средства для ее достижения».

Это соотношение (цель и средства) часто зани­мало умы русских писателей-классиков. Напри­мер, об этом размышляет Ф.М. Достоевский в ро­мане «Преступление и наказание».

'Писатель создал в этом произведении образ про­тиворечивого героя, мучительно раздвоенной лич­ности. Об этой двойственности говорит уже его фа­милия — Раскольников. Душа этого героя словно раскалывается надвое после совершения им пре­ступления.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ «Есть люди, которые живут без всякой цели...»

 

Всегда ли человек имеет цель в жизни? Зачастую люди живут словно по инерции, не задумываясь ни о смысле своего существования, ни о цели его. Раз­мышления об этом мы часто встречаем в произве­дениях русской литературы.

Например, Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» представляет нам героев, лишенных внутреннего содержания, живой человеческой души. Можно сказать, что многие персонажи писателя проходят в поэме, «точно былинка в реке». И думается, осо­бенно справедливо данное высказывание по отно­шению к образу Манилова.

Образ этого помещика в поэме статичен — с ним не происходит никаких внутренних изменений на протяжении всего повествования. Основные ка­чества Манилова — сентиментальность, мечта­тельность, чрезмерное благодушие, учтивость и обходительность. Это то, что видимо, что лежит на поверхности. Именно эти черты подчеркнуты в описании внешности героя. Манилов «был человек видный, черты лица его были не лишены приятно­сти, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ «Страх возникает вследствие бессилия духа»

 

Страх — это внутреннее состояние человека, обусловленное грозящей ему опасностью, бедстви­ем. Однако чувство страха человек испытывает не только перед лицом природных катаклизмов, но и в самых различных жизненных ситуациях. Порой страх возникает вследствие бессилия духа. И тогда человек может совершить недостойный поступок, предательство. Размышления об этом мы встречаем в художественной литературе, например в повести В. Быкова «Сотников».

В своих произведениях В. Быков расширяет рам­ки, заключающие в себе понятие «героическое». Подвиг в его произведениях многообразен. Он воз­можен не только в бою, в сражении, но и в умении сопротивляться грозной силе обстоятельств, вы­держать поединок с врагом, сохранить в себе чело­веческое начало перед лицом смерти.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ «Некоторые люди так боятся умереть, что просто не начинают жить»

 

Страх перед жизнью — это чувство неуверенности в себе, в будущем, чувство непредсказуемости и не­постижимости бытия. Человек, испытывающий эти чувства, предельно острожен во всем, рассудочен, рационален, опасается за собственную жизнь. Ген­ри Ван Дайк однажды заметил, что «некоторые люди так боятся умереть, что просто не начинают жить». Подобные типы личности представлены в русской классической литературе, например в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре».

В этом рассказе представлен гипертрофирован­ный, пародийно сниженный вариант рассудочного, рационального героя. Это учитель гимназии Бели­ков, человек, исполненный страха перед жизнью, стремившийся спрятаться от нее, укрыться как фи­зически, так и духовно. «Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». Мотив рассудочности соотносится у Чехова с социальной проблематикой: Беликов опасается всего — свобод­ной мысли, непочтительного отношения к началь­ству, нарушения уставов, предписаний и циркуля­ров, выхода за круг традиционных представлений о жизни и поведении человека.

Подробнее...

«Трусость — самый страшный порок»

 

Трусость — это отрицательное нравственное ка­чество, душевное свойство, боязнь, робость, отказ от решительных действий по причине страха. Это личностное свойство противоположно смелости, мужеству. Трусость человек обнаруживает и в сра­жении, и в повседневной жизни, в условиях нрав­ственного выбора. Размышления об этом часто встречаются в художественной литературе.

Например, в романе «Война и мир» малодушие и трусость проявляет гусарский корнет Жерков, адъютант Багратиона, в Шенграбенском сражении. Багратион отправляет Жеркова на левый фланг с приказом об отступлении. Однако Жерков, испы­тывая непреодолимое чувство страха, не передает этот приказ в войска: «...едва только он отъехал от Багратиона, как силы изменили ему. На него нашел непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно. Подъехав к войскам левого фланга, он поехал не вперед, где была стрельба, а стал оты­скивать генерала и начальников там, где их не мог­ло быть, и потому не передал приказания...».

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ НА НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ «Героизм зачастую заключается в том, чтобы, не теряя головы, выполнить свое дело, вместо того чтобы бежать и получить пулю в спину»

 

Героизм — это готовность человека к подвигу, самопожертвованию, это воинская доблесть, сме­лость, мужество. Зачастую это явление не требует какого-либо внешнего обрамления. Р. Хайнлайн заметил, что «героизм зачастую заключается в том, чтобы, не теряя головы, выполнить свое дело, вме­сто того чтобы бежать и получить пулю в спину». Размышления об этом часто встречаются в художе­ственной литературе, например в повести В. Кон­дратьева «Сашка».

В центре повествования у В. Кондратьева — образ молодого бойца, простого русского парня Сашки. Воюет он всего два месяца, но уже успел привыкнуть ко всему происходящему, к пулемет­ным очередям, взрывам: «оттерпелся и понял, что не похожа война на то, что представлялось им...». Думает герой о простом, насущном, солдатском: «С хлебцем плохо. Навару никакого. Полкотелка жидкой пшенки на двоих — и будь здоров. Распути­ца!» Все внимание писателя обращено в повести не на героические поступки и подвиги, а на солдатский быт. Следуя традиции Л.H. Толстого, Кондрать­ев изображает войну как тяжелую, повседневную работу, как ремесло, которым еще нужно овладеть. В повести писатель выразил то, что можно назвать «глубочайшим... трагическим прозаизмом войны» (И. Дедков).

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ НА НРАВСТВЕННУЮ ТЕМУ «Истинное мужество немногоречиво»

 

Мужество — это одна из главных добродетелей, необходимая человеку в жизни. Это нравственная сила человека, умение преодолевать опасность, страх, малодушие. Это качество ярко раскрывается в какой-либо экстремальной ситуации — в бою, во время стихийного бедствия, пожара. Мужество не­обходимо человеку и в повседневной жизни: здесь также возникают ситуации, в которых важно не проявить малодушие. Истинное мужество «немно­горечиво», лишено пафоса, героического ореола. Размышления об этом мы встречаем в произведе­ниях русской классической литературы, например в романе Льва Толстого «Война и мир».

Писатель в своем романе не только осуждает ка­зенный, официальный патриотизм, но и преодоле­вает парадное представление о подвиге. Изображая войну, писатель показывает не скачущих воинов с развернутыми знаменами, не парады, не блеск по­бед, а военные будни, рядовых солдат, их тяжелый, ежедневный труд. Герои Толстого — это простые воины-труженики.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ НА ОБЩЕСТВЕННУЮ ТЕМУ «Безумству храбрых поем мы песню!»

 

Храбрость — это преодоление страха перед ли­цом опасности, сила духа, решительность, удаль, доблесть, мужество. Это качество помогает челове­ку достичь желаемой цели, не терять присутствия духа в экстремальных ситуациях. Это готовность к подвигу, самопожертвованию. В античности му­жество считалось одной из главных четырех добро­детелей, наряду со справедливостью, мудростью и умеренностью. Мужество и отвагу всегда воспевали поэты и писатели. Так, к этой проблематике обра­щается A.M. Горький в своих ранних романтиче­ских произведениях.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ НА ОБЩЕСТВЕННУЮ ТЕМУ «Дерзайте Отчизну мужеством прославить!»

 

Мужество, храбрость, отвага — качества, необхо­димые человеку в лихую годину, качества, незаме­нимые в бою, в сражении, перед лицом смертель­ной опасности. Обладая этими качествами, человек может одержать победу в бою, народ — выиграть не только битву, но и войну. «Дерзайте Отчизну му­жеством прославить!» — призывал М. Ломоносов. И эти качества в полной мере проявились в истории России, в русском народе, с отвагой и доблестью защищавшем свою Родину. Воинскую доблесть России всегда воспевали поэты и писатели. Так, Отечественной войне 1812 года посвящено стихо­творение М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Оно было написано в 1837 году, опубликовано в журнале «Современник». Замысел этого произведе­ния относится к 1831 году. В основу стихотворения легли рассказы участников Бородинской битвы, в том числе и родственников поэта.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ "Что такое «настоящая жизнь» и «жизнь ложная»?"

 

Что такое «настоящая жизнь» и «жизнь лож­ная»? Этим вопросом нередко задаются русские писатели-классики, например Лев Толстой в ро­мане «Война и мир». На протяжении всего произ­ведения автор не раз возвращается к этому вопросу, который был поднят уже в названии романа. Название произведения, имеющее глубокий смысл, уже частично характеризует представление Л.H. Толстого о «настоящей жизни». «Настоящая жизнь» — это тот самый «мир». Это не только от­сутствие кровопролитных войн, но и внутреннее согласие человека с самим собой, гармония, спо­койствие, а «война» — это «жизнь ложная», отсут­ствие смысла жизни, дисгармония.

В романе «Война и мир» Толстой представ­ляет нам различные типы людей, различные соци­альные слои, различные миры. Это и мир народа, мир простых солдат, партизан — с их простотой нравов, «скрытой теплотой патриотизма». Это и мир старого патриархального дворянства — с его неизменными жизненными ценностями, представ­ленный в романе семьями Ростовых и Болконских. Все эти герои живут «настоящей жизнью». В рома­не представлен и мир высшего света, мир столич­ных аристократов, равнодушных к судьбам России и озабоченных лишь собственным благополучием, устройством личных дел, карьерой и развлечени­ями. В жизни этих людей, как правило, нет места любви, великодушию, доброте и простоте. Зача­стую ими движут зависть, тщеславие, меркантиль­ные интересы. Это, по мысли писателя, — «жизнь ложная».

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ НА ОБЩЕСТВЕННУЮ ТЕМУ «Горе тому обществу, где порок не ищет темных углов, но горделиво разгуливает при дневном свете по улицам и по площадям»

 

Социальные проблемы всегда были в центре внимания русских писателей-классиков. Так, на­пример, роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» насыщен социальной проблемати­кой. В романе Ф.М. Достоевский представляет нам общество, «где порок не ищет темных углов, но горделиво разгуливает при дневном свете...». Резкое социальное расслоение, нищета, пьянство, разврат — таковы картины русской жизни в романе.

Писатель часто рисует уличные сцены. Вот одна из них. Раскольников, в глубокой задумчивости стоя на мосту, видит женщину «с желтым, продол­говатым испитым лицом и красноватыми впавши­ми глазами». Неожиданно она бросается в воду. И слышатся крики другой женщины: «До черти­ков допилась, батюшки, до чертиков, анамнясь удавиться тоже хотела, с веревки сняли». Словно на мгновение здесь приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходности и отчаяния.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ "ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА"

 

Что такое дружба? Это союз людей, близких по своему духу, по своим интересам, духовным устрем­лениям. Однако порой притяжение возникает меж­ду натурами противоположными, личностями, взгляды которых на жизнь существенно различа­ются. Примеров тому существует немало в русской литературе.

Онегин и Ленский в романе являются друзьями. Однако отношения эти — не союз равных, а, скорее, союз людей, противоположных по своим взглядам, характеру, жизненному опыту. Ленский — это моло­дой, восторженный романтик, поэт, сохранивший веру в идеалы. Вернувшись из Германии, он привез «учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пыл­кий и довольно странный, Всегда восторженную речь...». Ленский совершенно не имеет жизненного опыта, его душа не испорчена светом: «Он сердцем милый был невежда». Он увлечен поэзией и своей любовью к Ольге.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ «Ничто так наглядно не определяет лицо государства, как существо и облик чиновника»

 

Чиновник — это в российской действительно­сти персонаж почти мифический, знаменитый своим бюрократизмом, равнодушием к делу и лю­дям, отсутствием интереса к работе. Традиционно (и небезосновательно) в России сформировалось негативное отношение к чиновникам. Взяточниче­ство, кумовство, произвол процветают в этой среде. «Чтоб чины добыть, есть многие каналы», — писал еще А.С. Грибоедов. А ведь именно облик чинов­ника определяет лицо государства. Об этом часто размышляли русские писатели.

Так, тему бюрократизма и чиновничьего произ­вола развивает Н.В. Гоголь в комедии «Ревизор». В гоголевском городе царят беспорядки, кругом — воровство и произвол. Городничий берет взятки с купцов, с родителей рекрутов, присваивает деньги, предназначенные на строительство церкви, под­вергает розгам унтер-офицерскую вдову, не выдает продуктов арестантам. На улицах города — «кабак, нечистота».

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ "ЗДОРОВОЕ ОБЩЕСТВО"

 

«Никакое общество... не сможет долго продер­жаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего народа. Это все равно что, порубив корни, уповать на ветви», — писал В. Распутин. Проблеме исторической памя­ти посвящена повесть писателя «Прощание с Ма­терой».

В основе ее сюжета — реальная история. В ходе строительства Ангарской ГЭС были уничтожены близлежащие деревни, погосты. Переселение на новые места было очень тяжелым для жителей этих деревень. Они вынуждены были оставлять родные дома, налаженное хозяйство, старые вещи, роди­тельские могилы. Вот этот драматический момент и становится сюжетом повести Распутина.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ «Не стоит село без праведника»

 

Праведник — это человек, живущий согласно православным заповедям, человек, готовый к са­мопожертвованию, посвятивший свою жизнь слу­жению людям, труду, Отчизне. Такие черты были присущи многим персонажам русской литературы. Образ праведницы, простой и бескорыстной кре­стьянки, создает и А.И. Солженицын в рассказе «Матренин двор».

Повествование идет от лица сельского учите­ля Игнатьича, бывшего постояльца этой героини. Рассказ построен на противопоставлении доброй, бескорыстной Матрены остальным героям — ее родственникам, односельчанам: алчным, при­жимистым, корыстным. Таковы у Солженицы­на деверь Матрены Фаддей, ее золовки, сестры, приемная дочь Кира. Все они озабочены лишь ма­териальным достатком. В результате это стремле­ние к наживе обернулось настоящей трагедией: во время перевоза избы для Киры погибла Матрена и с ней еще двое человек на железнодорожном пере­езде.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ «Как в человеке, так и в государстве, опаснее всего болезнь, начинающаяся с головы»

 

Проблема противостояния личности и государ­ства часто занимала умы русских поэтов и писате­лей. Наиболее остро звучит она в поэме А.С. Пуш­кина «Медный всадник».

Российскую государственность олицетворяет у поэта Петр I. Он предстает в поэме как великий человек, оставивший грандиозный след в истории России. Это мудрый и дальновидный царь, сторон­ник прогресса и просвещения. Взгляд его устрем­лен в будущее: «Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно...». Одновременно Петр олицетворяет собой государство, бездушный ме­ханизм власти. Он стоит на страже самодержавия, подавляя любые бунты, усмиряя и природную сти­хию, и человека. И эти черты личности царя вопло­щены в Медном всаднике. Своей роковой волей Петр определяет жизнь нации, жизнь всего народа и каждого отдельного человека.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ НА НРАВСТВЕННУЮ ТЕМУ «Нам не дано предугадать. Как слово наше отзовется...»

 

Проблема взаимопонимания в общении всегда была очень актуальной. Так, зачастую люди прояв­ляют недостаток такта, терпения, снисходитель­ности, превратно истолковывают поступки окру­жающих, не могут по достоинству оценить добрые порывы. Все это порождает взаимные обиды, ссо­ры, ненависть и вражду. Размышления об этом мы часто встречаем в произведениях русской литера­туры.

Так, проблема взаимопонимания людей постав­лена в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в истории взаимоотношений Печори­на и Максима Максимовича. Будучи совершенно различными по своему интеллектуальному, куль­турному уровню, духовным запросам, эти герои не понимают друг друга. Они словно говорят на разных языках. Максиму Максимовичу поведе­ние его приятеля кажется странным, загадочным. В глубине души он осуждает его за историю с Бэ­лой. Печорину же чужды интересы штабс-капита­на. Итогом этих отношений ставится последняя встреча героев, вылившаяся в минутный разго­вор, смятение Печорина и жгучую обиду Максима Максимовича.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ «Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии»

 

Измена — это попрание человеком определен­ных нравственных понятий, нарушение представ­лений о чести, долге, семейном, нравственном и т.д. Зарождаясь в человеческом сердце, прони­кая в мысли, душу, этот процесс постепенно об­ретает зримые и реальные черты. Мотив измены берет свое начало в библейских сюжетах. Очень остро звучит этот мотив и в произведениях рус­ской классической литературы, к примеру в драме А.Н. Островского «Гроза».

Измена героини мужу подготавливается у драма­турга комплексом исходных мотивов. Так, уже в на­чале пьесы звучат у Островского мотивы соблазна, искушения, греха и своеволия. Катерина понима­ет, что с ней происходит «что-то недоброе»: «Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану — мыслей никак не соберу, мо­литься — не отмолюсь никак. Языком лепечу сло­ва, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самой себя совестно дела­ется...».

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ "ВЕРНОСТЬ"

 

Верность в любви — великое благо для челове­ка. Однако это и испытание, возложенное на нас судьбой, своеобразный экзамен на нравственную прочность, духовную состоятельность. О верной, настоящей любви писали поэты и прозаики. Этот мотив развивается в сюжете романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да от­режут лгуну его гнусный язык! За мной, мой чи­татель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» — так открывается у Булгакова глава о Маргарите. В романе звучит тема настоящей, глу­бокой любви на фоне пошлой, мещанской жизни. Значим мотив самопожертвования, разделения участи любимого. Маргарита, полюбив Мастера, прощается со своей прошлой жизнью, жертвует благополучием, своим положением, комфортом. Она поддерживает Мастера в минуты отчаяния. Ради своего любимого идет на сделку с Воландом, соглашаясь быть царицей бала сатаны.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ НА НРАВСТВЕННУЮ ТЕМУ "ВЕРНОСТЬ И ИЗМЕНА"

 

Верность — это морально-этическое понятие, это стойкость и неизменность в чувствах, в выпол­нении своего долга. Наиболее часто это понятие употребляется, когда речь идет о любви. Однако человек может оставаться верным и своим прин­ципам, чувству долга, велению сердца. И особен­но трудно для нас всех сохранить верность самому себе.

Примеров тому немало в художественной ли­тературе. Так, мотив сохранения верности своим нравственным принципам, чувству долга звучит в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Од­новременно автор размышляет здесь о сохранении в душе человека милосердия, любви к ближнему.

Этические и социальные пласты вступают в романе в сложное взаимодействие.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ «МНЕ ШЕСТНАДЦАТЬ, Я МИР ОБНИМАЮ ЛЮБЯ...»

 

...Радуйся, юноша, молодости своей, и в дни юности твоей да будет сердцу благо...

Ветхий Завет

Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее. «Мне шестнадцать, я мир обнимаю любя...» — написал юный волгоградский поэт, трагически погибший в восемнадцать лет. Мне тоже скоро будет восемнадцать. Порой чувствую необъятность жизненных сил, беспричинную веселость и любовь ко всему свету. Чего, кажется, тревожиться, когда в жизни все складывается хорошо? Почему же иной раз жестокая тоска охватывает меня, ничто не радует, жизнь представляется бессмысленной? Наверное, потому, что слишком часто приходится сталкиваться с несправедливостью, жестокостью, бесчеловечностью.

Как проводят время большинство моих ровесников? Гоняют до одури на мотоциклах, слоняются по улицам, ищут, где выпить, или развлекаются на дискотеках. Мне не о чем порой даже поговорить со сверстниками. Но тяжелее всего видеть их жестокость. Ко всем: к родителям, к учителям, к слабым, к животным.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ "ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ"

 

Потеряла Россия

В России Россию,

—пишет Евгений Евтушенко в стихотворении «Потеря».

Как актуальны эти строки! Не надо доказывать, что общество наше больно, что оно испытывает духовное голодание. И человек ищет пути самовыражения, форму проявления собственного «я». Во все времена люди стремились познать себя, найти свое место в жизни, несмотря на всевозможные общественные катаклизмы. На помощь всегда приходили литература, живопись, музыка..

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ "МОЕ ПОНИМАНИЕ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ"

 

Много есть чудес на свете,

Человек — их всех чудесней.

Софокл

Как часто мы говорим: «Какой красивый человек!» А что значит «красота»? Мне кажется, в это понятие входит прежде всего внутреннее, душевное содержание, когда человек живет в гармонии с окружающим миром и самим собой, занимается любимым делом, осознает свою пользу для общества, самодостаточен, ему не нужно одурманивать себя алкоголем и наркотиками, чтобы чувствовать счастье. Он видит красоту, «разлитую всюду»: в природе, душах близких ему людей, в произведениях искусства, музыке. Ведь жить без духовной пищи невозможно.

Подробнее...

СОЧИНЕНИЕ "МОЕ БУДУЩЕЕ - МОЯ ПРОФЕССИЯ"

 

В пятнадцать—семнадцать лет, вероятно, сложно выбрать то единственное дело, которому потом отдашь долгие годы жизни, совершенствуя свое мастерство. Но мне повезло, я с раннего детства знал, что буду художником.

Мои дед и отец — художники. Я люблю наблюдать за их работой. Дед — живописец, а отец — график. Я еще не решил, чему отдам предпочтение, но мне нравится декоративно-прикладное искусство. Я сам делаю шкатулки, а потом расписываю их волшебными узорами или нехитрыми сценками из народной жизни.

Привлекает меня и монументальная живопись, фрески в храмах. Эти величественные творения пережили века и теперь могут многое рассказать нам о своих создателях, их гениальности и мастерстве. Этот художник любил лето — в его палитре яркое разноцветье, не тускнеющие веками краски. А тут работал аскет, линии его рисунка скупы и безукоризненно точны, нет внешней красивости, но они само совершенство, несколькими штрихами создают целый мир.

Подробнее...

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru