Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Самостоятельные работы по геометрии

 

В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей:

Современное образование создает условия обучающемуся быть субъектом: собственной жизнедеятельности; предметной деятельности; деятельности общения; деятельности самосознания.

В теории познания деятельности придается следующая трактовка понятия «деятельность». «Деятельность – это специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целенаправленное изменение в интересах людей».

В педагогическом энциклопедическом словаре учебная деятельность определяется как один из основных видов деятельности человека, направленная на усвоение обучающимися различных знаний и умений, отличительным моментом которой является то, что ее потребностью и мотивом является овладение человеком теоретическим отношением к действительности и соответствующему ему способами ориентации в ней.

Также есть понятие познавательная деятельность, которое самостоятельно не существует, а входит в такие понятие как: самообразование, учение, мышление. Эти все понятие является более широкими, чем понятие учебная деятельность, так как она включает в себя и деятельность обучающего и деятельность обучаемого.

Важное внимание в процессе обучения должно быть уделено выработке у школьников умения самостоятельно приобретать знания в процессе работы с учебником, литературными источниками, рисунками, схемами, текстовыми таблицами и т.д.

Приобретение этого умения связано с развитием навыков логического мышления у учащихся, анализа, синтеза, вычленение главного обобщения, конструирования вопросов.

С целью поддержания устойчивого интереса к предмету необходимо использовать на уроках различные приемы активизации познавательной деятельности, такие как самостоятельная работа. Но именно сформированные общеучебные умения являются важным средством развития устойчивого интереса. Учебный процесс строится так, чтобы учащиеся имели возможность постоянно развивать и закреплять общеучебные умения, а в частности исследовательские умения.

Самостоятельная работа, в какой бы форме она не выступала, всегда имеет единое основание в процессе обучения – индивидуальное познание. Признак, выражающий сущность самостоятельной работы не в том, что ученик работает без посторонней помощи учителя, а в том что цель деятельности ученика несет в себе одновременно и функцию управления этой деятельностью.

Выделим следующие основные компоненты самостоятельной познавательной деятельности: содержательную сторону (знания, выраженные в понятиях или образах восприятий и представлений); оперативную (предметные действия, познавательные умения и приемы; умения в структуре учебной ситуации выбрать цель, задачу; выбрать пути средства для их решения; применит усвоенное знания и навыки в процессе практической реализации решения задачи); результативную сторону (новые знания, способы решений; новый социальный опыт, идеи, взгляды, способности и качества личности).

Анализируя вопрос об использовании компьютера как средства для организации процесса обучения геометрии средствами практических работ, особое внимание уделяется формам и методам использования компьютерной графики и диалоговых возможностей современных компьютеров: исследование геометрических моделей (создание изображения геометрической фигуры с заданными свойствами; выделение ее частей; имитация перемещения фигуры в пространстве; выборочное стирание изображения; достраивание модели; исследование взаимного расположения вершин, ребер и граней многогранников; сравнение геометрических фигур по метрическим свойствам и т.п., выявление существенных признаков понятий и т.д.); наглядная иллюстрация понятий, демонстрирование чертежей и рисунков (с целью раскрытия содержания понятий, заменяя основной текст; для глубокого и эффективного усвоения содержания материала; для дополнения, конкретизации содержания текста учебника); «активный диалог» в работе учащихся с моделями геометрических фигур, их развертками (прямой контакт ученика с элементами чертежа: деформация, раскраска, регулирование толщины линии, выделение видимых и невидимых элементов, отбор наиболее приемлемых размеров фигуры и т.п. позволяет осуществлять самопроверку своих работ); формирование умений и навыков графического конструирования (построение на плоскости, построение сечений, геометрические преобразования на плоскости, различные способы проектирования и т.п.); проведение компьютерных геометрических экспериментов и построений (опытная проверка гипотез, «открытие» теорем и геометрических фактов и др.

Использование компьютерных графических редакторов для построения изображений пространственных фигур по сравнению с циркулем и линейкой имеет ряд преимуществ: наличие в стандартных фигурах графических редакторов правильных многоугольников и эллипса, легкость построения параллельных прямых, параллелограммов и др., что существенно ускоряет процесс построения, дает к возможность изображать многогранники и круглые тела; позволяет получать изображения сложных пространственных фигур, в том числе на комбинации многогранников и тел вращения; построенные учениками изображения могут составить компьютерную коллекцию планиметрических и стереометрических чертежей . Такие свойства электронных чертежей как: вариативность, динамизм, управляемость, редактируемость создают предпосылки для проведения компьютерных геометрических экспериментов, призваны облегчит ученику понимание формулировок теорем и условий задач. Динамические компьютерные модели имеют в обучении геометрии большое значение именно потому, что здесь не столько сам предмет является объектом внимания, сколько - преобразования над объектом, действия над ним, то есть все то, что естественно приводит к абстракции.

Практические работы приводят обучаемых к самостоятельному усвоению новых явлений, прививают навык математического истолкования любой конкретной ситуации, позволяют переносить и закреплять умения и знания в новые условия.

Практические работы можно использовать: как средство обучения геометрии, если они применяются с целью формирования тех или иных практических умений и навыков; для более глубокого понимания сути явлений, законностей, теорий; для запоминания, обобщения и систематизации знаний; для определения степени сформированности практических умений и навыков; для развития творческих задатков мышления школьников. В том случае, когда практические работы включаются в учебный процесс с целью исследования новых для учеников явлений или процессов, опытной проверки закономерностей и т.д., они служат средством и методом познания.

 

 

 

 

 

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru