Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Ситуативные упражнения по русскому языку

 

Целью образовательной отрасли «Филология» в соответствии с новыми ФГОС является развитие личности обучающегося, формирование у него речевой и читательской культуры, коммуникативной и литературной компетентностей, обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов, способности свободно общаться в различных формах и на разные темы.

Современный урок должен обеспечивать качественные результаты обучения. Добиться этого возможно формируя универсальные учебные действия и планируя метапредметные результаты (в данном случае речь идет о коммуникативных).

Одним из действенных средств повышения эффективности обучения русскому языку является использование на уроках ситуаций, которые позволяют создать в классе условия, приближенные к тем, в которых люди общаются в естественной обстановке. Использование таких упражнений внесет в процесс обучение новизну, творчество, а урок будет живым и интересным. Еще К. Д. Ушинский писал, что учение привлекает к себе ребят своей игривостью и разнообразием. Правильно подобранные ситуации стимулируют речевую активность учащихся, способствуют развитию творческих и интеллектуальных способностей.

Целью этих заданий является развитие коммуникативной компетенции учащихся. В предложенных ситуативных упражнениях учащиеся учатся моделировать речевые высказывания, зависящие от речевой ситуации. Данные упражнения развивают у учащихся творческое мышление, повышают речевую культуру, языковую грамотность. 

Ситуация 1.

(Работа в парах)

Один человек в паре – ученый, изучающий древние языки, а другой – ученый, изучающий современные языки. Составьте диалог в виде спора между двумя учеными о том, какие языки изучать важнее – современные или древние. Каждый ученый должен привести в свою пользу несколько убедительных доводов.

Используйте в своей речи односоставные предложения.

 

Ситуация 2.

У Вас возникают споры с младшим братом. Он смотрит фильм по телевизору. Другая передача, которую Вы сами хотите посмотреть, скоро начнется на другом канале. Уговорите брата предоставить Вам возможность посмотреть свою программу. Используйте в своем ответе сложноподчиненные предложения.

 

Ситуация 3.

(На уроке проводится работа с текстом сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». См. Г.Г. Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая «Секреты орфографии», стр.21.)

(Работа в группе)

Ученые-лингвисты считают, что первым было рисуночное письмо. К каждой букве русского алфавита нарисуйте какой-либо знак древнего языка, соответствующий этой букве. Напишите небольшое письмо, пользуясь этим алфавитом.

 

Ситуация 4.

(Работа в парах)

Вы воспитатель и вожатый в летнем оздоровительном лагере. Придумайте и запишите такой распорядок дня, чтобы каждый час дети были заняты каким-либо полезным и интересным делом.

Используйте назывные предложения.

 

Ситуация 5.

(Работа в парах. Один ученик – мэр города, второй – житель города.)

Составьте диалог, в котором житель города просит улучшить работу водоканала по обеспечению жителей водой, мэр рассказывает, что он для этого делает.

Используйте однородные члены предложения.

 

Ситуация 6.

Ролевая игра. «Продовольственный магазин».

Карточка для продавца: широкий ассортимент, торты, конфеты «АВК», вафли «Артек», приходите к нам еще, будем рады вас видеть, спасибо за покупку.

Карточка для покупателя: сколько стоит, какие это конфеты, пожалуйста, взвесьте; спасибо.

Продумайте ситуацию и разыграйте ее.

Используйте вводные слова.

 

Ситуация 7.

Ролевая игра «Полицейский на посту».

(Работа в группах).

Один ученик – инспектор ГИБДД, второй – водитель, третий – пешеход, нуждающийся в помощи.

Составьте сценку-диалог о добром, ответственном милиционере и разыграйте ее.

Используйте обращения.

 

Ситуация 8.

Ваш друг не сможет поехать отдыхать в Международный лагерь. Постарайтесь успокоить его, предложите интересный вариант отдыха.

Используйте предложения с деепричастными оборотами.

 

Ситуация 9.

Н.Гоголь «Тарас Бульба»

Тарас Бульба убивает Андрия как предателя. Можно ли убить ради идеи? Как бы вы поступили на месте Тараса Бульбы? А на месте Андрия?


Ситуация 10.

«От злобы людской приходит на землю беда», - сказала Фильке бабка (К.Паустовский «Теплый хлеб»). Приведите примеры из своей жизни, когда Вам было плохо от злобы чьей-либо.

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru