Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Тестовое задание "Первые марксистские организации в России в конце XIX в. Образование и наука"

 

1.      Первая марксистская работа Г. В. Плеханова называлась:

1)      «Наши разногласия»;

2)      «Социализм и политическая борьба»;

3)      «Русский рабочий в революционном движении»;

4)      «К вопросу о роли личности в истории»;

5)      «Очерки по истории материализма».

 

2.      Впервые тезис о «диктатуре пролетариата» Г. В. Плеханов выдвинул в работе:

1)      «Социализм и политическая борьба»;

2)      «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю»;

3)      «Наши разногласия»;

4)      «Очерки по истории материализма»;

5)      «Н. Г. Чернышевский».

 

3.      Главную свою задачу группа «Освобождение труда» видела в:

1)      критике народнических идей;

2)      социалистическом переустройстве России через крестьянскую общину;

3)      пропаганде марксизма в России и сплочении сил для создания рабочей партии;

4)      обучении отдельных пропагандистов марксизму и направлении их в Россию;

5)      подготовке рабочих России к социалистической революции.

 

4.      Первые марксистские работы Г. В. Плеханова, появившиеся в России, подвергались сожжению по инициативе:

1)      жандармов;

2)      Министерства народного просвещения;

3)      цензурного комитета;

4)      народников;

5)      монархистов-помещиков.


5.      Почти одновременно с группой «Освобождение труда» в России в 1883 г. возник марксистский кружок под руководством:

1)      М. И. Бруснева;

2)      Н. Е. Федосеева;

3)      П. В. Точисского;

4)      Е. И. Заславского;

5)      болгарского студента Димитра Благоева.

 

6.      В 1885 г. Д. Благоева выслали в Болгарию, но созданная им марксистская группа просуществовала еще:

1)      два месяца;

2)      полгода;

3)      два года;

4)      год;

5)      полтора года.

 

7.      В 1889 г. М. И. Брусневым была создана марксистская группа среди студентов:

1)      Московского университета;

2)      Петербургского технологического института;

3)      Петербургского университета;

4)      Казанского университета;

5)      Петербургского электротехнического института.

 

8.      Дворянин, сын полковника, ставший рабочим и возглавивший марксистскую группу «Товарищество Санкт-Петербургских мастеровых»:

1)      П. В. Точисский;

2)      В. П. Обнорский;

3)      С. Н. Халтурин;

4)      Е. И. Заславский;

5)      Н. Е. Федосеев.

 

9.      17-летний Н. Е. Федосеев организовал в 1888 г. марксистский кружок в:

1)      Самаре;

2)      Москве;

3)      Петербурге;

4)      Казани;

5)      Одессе.

 

10.    Осенью 1887 г. поступив учиться в Казанский университет, студент В. И. Ульянов уже в декабре был исключен за участие в студенческой сходке и выслан в:

1)      Сибирь;

2)      Каргополь;

3)      Кокушкино;

4)      Алапаевск;

5)      Елец.

 

11.    В 1891 г. В. И. Ульянов получил разрешение сдавать экзамены экстерном на юридическом факультете Петербургского университета. Получив диплом, он стал работать:

1)      присяжным заседателем;

2)      судьей;

3)      юрисконсультом;

4)      нотариусом;

5)      помощником присяжного поверенного.

 

12.    В 1893 г. В. И. Ульянов переехал из Самары в Петербург. Его первая книга «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» была напечатана в нелегальной типографии в... году:

1)      1894;

2)      1895;

3)      1896;

4)      1897;

5)      1898.

 

13.    Первые шаги к созданию сильной централизованной организации В. И. Ульянов предпринял в Петербурге, где был создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», объединивший марксистские кружки города в ... году:

1)      1894;

2)      1895;

3)      1896;

4)      1897;

5)      1898.

 

14.    В 1898 г. представители ряда марксистских групп (9 человек) провели съезд и объявили о создании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Съезд проходил в городе:

1)      Петербурге;

2)      Москве;

3)      Минске;

4)      Казани;

5)      Нижнем Новгороде.

 

15.    За время ссылки (до 1900 г.) В. И. Ульянов написал ряд трудов по экономическим вопросам и теории социализма. Первые свои работы он подписывал псевдонимами «Тулин», «Ильин». Псевдонимом «Н. Ленин» он впервые подписался в ... году:

1)      1901;

2)      1902;

3)      1903;

4)      1900;

5)      1899.

 

16.    Положение в народном образовании во второй половине XIX в. постепенно улучшалось по мере развития:

1)      земских школ;

2)      правительственных («министерских») школ;

3)      частной системы образования;

4)      всеохватной системы воскресных школ для взрослых;

5)      домашнего образования не только в городах, но и на селе.

 

17.    Сеть церковно-приходских школ в XIX в. в России стала увеличиваться с ... годов:

1)      20-х;

2)      40-х;

3)      60-х;

4)      80-х;

5)      конца столетия.

 

18.    Правительственные («министерские») школы во второй половине XIX в. играли в начальном образовании:

1)      главенствующую роль;

2)      второстепенную роль;

3)      третьестепенную роль;

4)      вспомогательную роль;

5)      практически не играли сколько-нибудь заметной роли.

 

19.    Воскресные школы для взрослых в России содержались за счет:

1)      казны;

2)      крупных промышленных предприятий;

3)      крестьянских общин и профсоюзов;

4)      личных средств царской фамилии;

5)      энтузиастов-просветителей.

 

20.    В конце 90-х гг. XIX в. начальное образование в России получали несколько миллионов учащихся. Однако высокий прирост населения затруднял ликвидацию неграмотности. Грамотных насчитывалось:

1)      около четверти населения;

2)      примерно треть;

3)      более половины;

4)      менее половины;

5)      почти две трети населения.

 

21.    В развитии среднего образования преобладала ориентация не на реальную, а на классическую гимназию. В конце XIX в. в великорусских губерниях России действовало мужских гимназий:

1)      51;

2)      61;

3)      71;

4)      81;

5)      91.

 

22.    Женские гимназии а России появились в ... году:

1)      1852;

2)      1862;

3)      1872;

4)      1882;

5)      1892.

 

23.    К концу XIX в. число женских гимназий в великорусских губерниях России достигло:

1)      64;

2)      54;

3)      44;

4)      34;

5)      24.

 

24.    Право поступать в университеты в XIX в. в России имели:

1)      выпускники женских и мужских гимназий;

2)      только выпускники мужских гимназий;

3)      все выпускники классических гимназий;

4)      выпускники гимназий и мужских прогимназий (неполных гимназий);

5)      только дети состоятельных родителей.

 

25.    В царствование Александра III появился циркуляр, не рекомендовавший принимать в гимназии «детей кучеров, прачек, мелких лавочников и т. п.». Циркуляр о «кухаркиных детях» прочно вошел в историю и печально прославил:

1)      министра народного просвещения Д. А. Толстого;

2)      самого царя Александра III;

3)      министра народного просвещения И. Д. Делянова;

4)      всех указанных;

5)      верно 1 и 2.

 

26.    Выпускники реальных училищ имели право поступать в высшие специальные учебные заведения. В реальные училища принимали:

1)      только мальчиков;

2)      мальчиков и девочек;

3)      преимущественно детей военнослужащих, в т. ч. детей солдат;

4)      мальчиков и девочек из состоятельных семей и мальчиков из числа «кухаркиных детей»;

5)      никаких ограничений не существовало.

 

27.    Число студентов в университетах России с 1862 г. до середины 90-х гг. увеличилось втрое и составило ... человек:

1)      17 тыс.;

2)      170 тыс.;

3)      1,7 млн;

4)      17 млн;

5)      лишь 1700.

 

28.    Начало высшему образованию в Сибири положено открытием 22 июня 1888 г. университета в городе:

1)      Владивостоке;

2)      Томске;

3)      Иркутске;

4)      Тюмени;

5)      Якутске.

 

29.    Особое значение имело для России второй половины XIX в. открытие вуза (вузов) технического профиля:

1)      Петербургского электротехнического института;

2)      Томского технологического института;

3)      Московского высшего технического училища;

4)      верно 1, 2, 3;

5)      верно лишь 1 и 2.

 

30.    Петербургский электротехнический институт начал действовать в ... году:

1)      1848;

2)      1858;

3)      1886;

4)      1878;

5)      1888.

 

31.    Томский технологический институт был открыт в ... году:

1)      1900;

2)      1890;

3)      1880;

4)      1870;

5)      1860.

 

32.    Музыкальное образование в XIX в. финансировалось в России за счет:

1)      Министерства народного просвещения;

2)      благотворительных концертов и спектаклей;

3)      общественных средств;

4)      отчислений крупных промышленных предприятий;

5)      меценатов С. Морозова и С. Мамонтова.

 

33.    Русское музыкальное общество открыло консерваторию в Петербурге в ... году:

1)      1852;

2)      1862;

3)      1872;

4)      1882;

5)      1892.

 

34.    Консерватория в Москве была открыта по ини-циативе Русского музыкального общества в ... году:

1) 1866;

2)      1876;

3)      1886;

4)      1896;

5)      1900.

 

35.    Совместное обучение юношей и девушек в России во второй половине XIX в. было введено в:

1)      Московском университете;

2)      вузах Сибири (г. Томск);

3)      консерваториях;

4)      Петербургском университете;

5)      Казанском университете.

 

36.    Начало высшему женскому образованию в пореформенной России было положено открытием высших женских курсов в Петербурге в ... году:

1)      1868;

2)      1878;

3)      1888;

4)      1898;

5)      1861.

 

37.    Высшие женские курсы в Петербурге называли Бестужевскими:

1)      по имени их первого директора К. Н. Бестужева- Рюмина;

2)    в честь декабриста М. П. Бестужева-Рюмина, в доме которого первоначально разместились эти курсы;

3)      потому что в первый год их работы здание почти не отапливалось, а зима выдалась теплая — «без стужи»;

4)      в связи с тем, что в течение десяти лет курсы содержались на средства семьи меценатов Бестужевых;

5)    так как в числе преподавателей и руководителей курсов было несколько преподавателей семьи Бестужевых.

 

38.    Известный математик XIX в. П. JI. Чебышев сделал крупные открытия в:

1)      математическом анализе;

2)      теории чисел;

3)      теории вероятностей;

4)      верно 1, 2, 3;

5)      верно лишь 1 и 2.

 

39.    Основателем петербургской математической школы был:

1)      П. Л. Чебышев;

2)      А. М. Ляпунов;

3)      Н. И. Лобачевский;

4)      Б. С. Якоби;

5)      В. В. Петров.

 

40.    Среди талантливых ученых-воспитанников петербургской математической школы стоит имя:

1)      С. В. Ковалевской;

2)      А. М. Ляпунова;

3)      швейцарца Л. Эйлера;

4)      Э. X. Ленца;

5)      Б. С. Якоби.

 

41.    Ярким явлением в истории науки была С. В. Ковалевская. Она работала профессором математики в университете:

1)      Одесском;

2)      Московском;

3)      Стокгольмском;        

4)      Берлинском;

5)      Варшавском.

 

42.    Основателем школы русских физиков в Московском университете стал:

1)      академик Э. X. Ленд;

2)      академик Б. С. Якоби;

3)      академик А. Г. Столетов;

4)      академик В. В. Петров;

5)      изобретатель радио А. С. Попов.

 

43.    Создал дуговую лампу и первым осуществил трансформацию переменного тока русский изобретатель:

1)      1)А. Н. Лодыгин;

2)      П. Н. Яблочков;

3)      М. В. Ломоносов;

4)      Э. X. Ленц;

5)      А. Г. Столетов.

 

44.    Лампу накаливания — более совершенную, чем дуговая,— изобрел:

1)      А. Н. Лодыгин;

2)      П. Н. Яблочков;

3)      А. Ф. Можайский;

4)      А. С. Попов;

5)      А. Г. Столетов.

 

45.    Изобретатель радио А. С. Попов родился в семье:

1)      учителя физики;

2)      священника;

3)      музыканта;

4)      помещика;

5)      военного врача.

 

46.    Созданию летательного аппарата тяжелее воздуха посвятил свою жизнь офицер:

1)      А. Ф. Можайский;

2)      Н. И. Кибальчич;

3)      А. И. Желябев;

4)      К. Э. Циолковский;

5)      Н. И. Рысаков.

 

47.    Известный изобретатель А. Ф. Можайский был офицером:

1)      кавалеристом;

2)      военно-морского флота;

3)      казачьего войска;

4)      лейб-гвардии;

5)      артиллеристом.

 

48.    «Золотым веком» русской химии называют:

1)      50—60-е гг. XIX в.;

2)      90-е гг. XIX в.;

3)      60—70-е гг. XIX в.;

4)      70—80-е гг. XIX в.;

5)      начало XX в.

 

49.    Теорию химического строения веществ, основные положения которой не утратили значения до настоящего времени, создал:

1)     Н. Н. Зинин;

2)      Д. И. Менделеев;

3)      И. И. Мечников;

4)      И. М. Сеченов;

5)      А. М. Бутлеров.

 

50.    Знаменитый русский химик Д. И. Менделеев родился в:

1)      Иркутске;

2)      Тобольске;

3)      Казани;

4)      Петербурге;

5)      Москве.

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru