Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Методические рекомендации по преподаванию биологии в 10-11 классах

 

Требования к результатам освоения курса биологии

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личност­ных результатов;

реализацию этических установок по отношению к биологи­ческим открытиям, исследованиям и их результатам;

признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализацию установок здорового образа жизни;

сформированность познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологиче­ской безопасности.

Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии являются:

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифици­ровать. наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и за­ключения. структурировать материал, объяснять, доказывать, за­щищать свои идеи;

умение работать с разными источниками биологической ин­формации: находить биологическую информацию в различных ис­точниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, био­логических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здо­ровью своему и окружающих;

умение адекватно использовать речевые средства для дискус­сии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зре­ния, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Требования к предметным результатам освоения углублён­ного курса биологии должны включать требования к результатам освоения базового курса, а именно:

сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира: понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности челове­ка для решения практических задач:

владение основополагающими понятиями и представлени­ями о живой природе, её уровневой организации и эволюции: уве­ренное пользование биологической терминологией и символикой:

владение основными методами научного познания, исполь­зуемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений: выяв­ление и оценка антропогенных изменений в природе;

сформированность умений объяснять результаты биологи­ческих экспериментов, решать элементарные биологические за­дачи:

сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Требования к предметным результатам освоения углублённого курса биологии должны дополнительно отражать:

сформированность системы знаний об общих биологиче­ских закономерностях, законах, теориях:

сформированность умений исследовать и анализировать биологические объекты и системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений: прогнозировать последствия значимых биологических исследований:

владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих биологических закономерностях и законах, о происхождении и сущности жизни, глобальных изменениях в биосфере: проверять выдвинутые гипотезы экспериментальными средствами, формулируя цель исследования:

владение методами самостоятельной постановки биологи­ческих экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата:

сформированность убеждённости в необходимости соблю­дения этических норм и экологических требований при проведе­нии биологических исследований.

Общие методические указания

Современная биология — сложнейшая дисциплина. Её слож­ность заключается не только в огромном количестве фактическо­го материала, но и в том. что функционирование живой материи принципиально невозможно описать уравнениями на основе зна­ния только физических и химических закономерностей. Живое отличается от неживого возникновением, а также способами хра­нения. передачи и реализации информации. Оперирование огром­ными объёмами информации возможно только благодаря наличию многоуровневых иерархически устроенных управляющих систем, своего рода компьютеров с собственными носителями данных, языками программирования и переключением программ.

Понимание учащимися сложности живой материи должно со­провождаться и пониманием того, что глубокое изучение её воз­можно только с использованием научных методов и достижений разных наук — физики, химии, математики, информатики. Чтобы донести до учащихся эту мысль, на одном из уроков можно прове­сти сравнение научного метода познания живой природы и ненауч­ных способов отражения действительности (например, искусства). При этом следует объяснить, что эти два способа познания мира не исключают и не заменяют, а дополняют друг друга. Следует чётко понимать, что предметом естественных наук является умопости­гаемое. тогда как содержание произведений искусства постигает­ся эмоциями. Необходимо также обратить внимание учащихся на то. что некоторые биологические явления (возникновение жизни, макроэволюционные события) невозможно наблюдать непосред­ственно, поэтому их приходится реконструировать и проверять косвенными методами.

Во время изучения курса рекомендуется применять такие фор­мы обучения, как урок-лекция, урок-практикум, проведение семи­наров. конференций и дискуссий, зачётных и контрольных работ.

Уроки-лекции проводят с целью формирования общих теоре­тических знаний. Чтобы лекция на уроке оказалась эффективной, учителю необходимо предусмотреть в её структуре смену учебной деятельности для предупреждения усталости школьников (напри­мер. элементы беседы, видеофрагменты и др.).

На уроках-семинарах происходит коллективное обсуждение предложенных учебных вопросов, сообщений, рефератов, до­кладов, подготовленных учащимися под руководством учителя. Семинарскому занятию предшествует длительная подготовка. Предварительно разрабатывается план занятия, составляется спи­сок обязательной и дополнительной литературы, перечень необ­ходимых учебных средств, намечается сценарий работы каждого ученика и класса в целом, проводятся консультации в урочное и внеурочное время. В итоге урок-семинар обеспечивает глубокую проработку учебного материала, способствует формированию уме­ний самостоятельно работать с различными источниками инфор­мации. отбирать необходимый материал, систематизировать его в соответствии с логикой поставленных вопросов, выступать перед аудиторией на заданную тему, аргументированно формулировать, излагать, отстаивать свою точку зрения, участвовать в коллектив­ном обсуждении проблем.

Урок-конференцию целесообразно планировать по завер­шении изучения темы курса в качестве итогового занятия. Кроме конференций, посвященных научным проблемам, рекомендуется проведение конференций (возможно, совместно с преподавате­лями истории), посвященных истории науки и великим учёным. Желательно обсудить судьбу биологических наук в России, сессию ВАСХНиЛ 1948 г.. роль Т. Д. Лысенко.

Конечно, главный помощник учителя — это учебник. При ор­ганизации работы учащихся с учебником учитель может использо­вать следующие методические приёмы:

составление плана прочитанного текста (цитатный план складывается из кратких высказываний, наиболее точно отражаю­щих смысл и содержание отдельных блоков текста: тезисный план требует неоднократного прочтения и осмысления текста):

конспектирование (выделение основных положений в стро­гой последовательности, отражающей логику прочитанного);

рецензирование учебной книги (позволяет совершенство­вать мыслительную деятельность учащихся, научить их критически подходить к анализируемым фактам, событиям и явлениям);

выполнение заданий различной степени сложности при ра­боте с текстом учебника (позволяет внедрить в учебный процесс дифференцированный подход и вовпечь в активную деятельность весь класс):

словарную работу (проводится в письменной или устной форме и позволяет учителю решить задачу формирования основ­ных понятий изучаемого материала).

Описания лабораторных и практических работ, темы которых приводятся в пособии, даны в «Практикуме по общей биологии», входящем в учебно-методический комплект. Из приводимых тем лабораторных и практических работ учитель может выбирать те. для проведения которых есть соответствующие условия в классе.

 

         

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru