Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Использование ролевой игры на уроках биологии в 8–9-х классах

 

Современные дети отличаются от тех, какими были в таком возрасте их учителя. И у тех, и у других часто создается впечатление, что они никогда не смогут понять и принять друг друга. Задача учителя как раз и состоит в том, чтобы найти точки соприкосновения интересов и помочь своим подопечным поменять свой взгляд на урок, представляющийся ученикам скучным и неинтересным времяпрепровождением.

В жизни молодежи сейчас огромную роль играет телевизор, предлагающий вниманию подростков несметное количество сериалов, которые нередко подвергаются осуждению со стороны взрослых. Сериалы ассоциируются с развлечением и отдыхом, исключающим мыслительную активность. Люди с телеэкранов говорят на знакомом, лишенном литературных изысков языке, переживают те же проблемы и обязательно шутят.

Однако если посмотреть на эту проблему без предвзято негативного отношения, можно найти компромисс и обратить любовь к сериалам на благо учебного процесса, который перестанет быть скучным.

Если взять из одного сериала основной сюжет, из другого – героев, из третьего – смешные реплики, приправить тем, что дорого подросткам, и полить этим соусом материал учебников – скорее всего, такое блюдо лучше усвоится и не вызовет реакции отторжения. Конечно, рецепт следует продумать самым тщательным образом, определить верные пропорции, усвояемость ингредиентов и подготовить юных, но очень притязательных клиентов к переходу на новое меню.

Уже в начале года, на первом же уроке, спросите у своих восьмиклассников, что это за блюда такие, о которых вы постоянно слышите, но ничего в этом не понимаете: “Интерны”, “Клиника”, “Доктор Хаус”. Подростки будут рады поучить вас телевизионной реальности. А вы тем временем сможете оценить, насколько это им интересно и можно ли из этого приготовить соус для знаний.

Если глаза учеников выражают хоть малейшую радость при звуках названий сериалов на медицинскую тематику, дело в шляпе. Вы, разумеется, уже сообщили им, что в этом году на уроках биологии будет изучаться анатомия человека. А теперь самое время предложить им снять свой собственный сериал!

Идея состоит в том, чтобы по завершении каждой темы создавать одну серию, а в конце года посмотреть получившийся сериал всем классом. Пусть ученики попробуют себя в роли любимых героев и режиссеров.

Можно также организовать школьный просмотр, придумать конкурсы на лучший сценарий серии, лучшего актера и т. д. – все, что позволит фантазия, индивидуальные качества учеников вашего класса, школьные условия. Уроки биологии могут вызывать ассоциации с праздником, развлечением и отдыхом, не переставая быть уроками, на которых приобретаются, закрепляются и применяются знания.

Проведите опрос (можно с помощью анкет), чтобы выявить уровень заинтересованности каждого ученика, готовность работать и предпочитаемый вид деятельности. По итогам опроса разделите класс на группы: сценаристы, актеры, ассистенты.

В первую группу лучше определить учеников, которые умеют хорошо формулировать свои мысли (можно спросить мнение учителей-словесников). Эта группа будет писать реплики для каждого актера, однако участие в создании сценария может принять любой желающий.

Вторую группу лучше всего составить из активных и смелых детей, а также запишите в нее всех, кто изъявит желание, независимо от их актерских способностей. Используйте возможность введения второстепенных ролей, чтобы не отказать в возможности самореализации слабым и неуверенным ученикам, которые все же захотели играть.

Ассистенты собирают и записывают материал для сценария и помогают в подготовке костюмов и декораций. Ассистентами станут слабые, неуверенные и не очень ответственные ученики. Работа в этой группе позволит показать их значимость, даст возможность высказать свое мнение. Объясните, что детали играют очень важную роль и ассистенты являются неотъемлемой частью команды создателей сериала. По желанию ученика вы можете прикрепить его к разным группам.

Придумайте всем классом название сериала, распределите роли (главврач, доктора, стажеры, пациенты клиники и т. д.). Обсудите примерное строение каждой серии (появление проблемного пациента, описание болезни, совет докторов, объявление необходимых исследований, развязка – правильный диагноз, объявление нужного лечения), а также предложите им создать основной сюжет, который проходит через все серии, о взаимоотношениях внутри клиники или о проблемах каждого героя.

Отныне на каждом уроке дети будут отмечать для себя материал, который пригодится им в сериале. В свободное время дома, на вечеринках или у телевизора они станут подмечать реплики и “фишки”, которые сделают серию искрометной. Не забудьте сказать им, что они могут включить в свои реплики уместные сериальные фразы, свои любимые словечки. Это повысит их интерес и наблюдательность, а также вероятность того, что и вне школы они будут думать о предложенной вами ролевой игре и о самом предмете биологии. Кроме того, такой подход будет способствовать преодолению барьера между учителем и учениками.

По завершении изучения темы учитель представляет ученикам проблему, которая станет сюжетом серии. Иными словами, он описывает состояние пациента и предлагает ученикам в качестве домашнего задания подготовить список возможных болезней, соответствующих этому описанию, а также предполагаемый ход лечения.

На следующей встрече, например во время итогового урока по теме, проводится обсуждение диагнозов, после чего учитель объявляет развязку сериала – так называемый верный диагноз. Рекомендуется в качестве развязки объявить тот диагноз, который предлагали реже всего или про который и вовсе забыли. Ассистенты конспектируют ход обсуждения и итог. Затем все участники предоставляют сценаристам накопленный ими материал (идеи, фразы, слова, замечания и предложения).

Для репетиций можно использовать резервные уроки, школьный компонент или внеклассные мероприятия.

Конечно, такой подход требует – прежде всего от учителя – больших усилий, энтузиазма, способности анализировать, обобщать, импровизировать, общаться. Однако, если вы сами этого захотите и будете верны своему делу, не побоитесь трудностей, результат вас, несомненно, порадует.

Такая ролевая игра может привлечь внимание подростков к вашему предмету, способствует повышению мотивации к обучению, поможет осуществить повторение и закрепление материала в непринужденной форме. Кроме того, теоретические знания будут применены на практике в виде игры, что будет способствовать их лучшему усвоению, а будущие доктора смогут побольше узнать о выбранной ими профессии.

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru