Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

ПРИЛОЖЕНИЕ

Олимпиады школьников по истории в условиях становления современной парадигмы социально-гуманитарного образования

Становление системы непрерывного образования, выстраивание связей средней и высшей школы потребовали переосмысления роли предметных олимпиад для школьников. Участие в олимпиадах и творческих конкурсах по предмету становится фактором решения задач личностной образовательной стратегии учащегося общеобразовательного учреждения как потенциального студента.

Важную роль должно сыграть введение накопительной оценки (портфолио — «портфель достижений»), которая учитывает участие в предметных олимпиадах, успехи по исполнению тех или иных проектов, написанию рефератов, творческих работ и т. п.
      В складывающейся сегодня системе предметных олимпиад школьников принимают активное участие вузы, действующие в содружестве с органами управления образования и их методической службой, особенно с региональными институтами повышения квалификации работников образования.
      Формирующийся подход к олимпиадам школьников характеризуется следующими чертами:
      1) сочетанием разнообразных целей:
      — стимулирование интереса учащихся к изучению социально-гуманитарных дисциплин;
      — выявление школьников, проявляющих интерес и особые способности при изучении предметов;
      — анализ уровня подготовленности, широты социально-гуманитарного кругозора и мышления этих учащихся;
      — накопление научно-методического опыта по модернизации обществоведческого образования, в том числе по переходу к профильному обучению в старших классах;
      — содействие обмену опытом учебной работы по истории и обществознанию между педагогами;
      — подготовка аналитических материалов по результатам олимпиад для учителей и методической службы;
      — отбор учащихся-победителей для создания им льготных условий поступления в профильные вузы (факультеты);
      2) формированием вертикали олимпиад (школьных, муниципальных, региональных, межрегиональных (Федеральных округов и др.), Всероссийских) с дифференциацией уровней заданий при сохранении общей логики и принципов состязаний;
      3) поиском органического единства заданий олимпиады с нормативными требованиями изучаемого школьного предмета и творческим характером олимпиады;
      4) использованием олимпиад для оценки успешности усвоения учащимися социально-гуманитарных дисциплин. Результаты олимпиад, содержание заданий, их типы, характер требований, предъявляемых в ходе состязаний, отслеживаются педагогами, методистами, нередко родителями учащихся, становятся объектами изучения самих школьников. Поэтому олимпиады должны стать информационным каналом, через который осуществляется предъявление вузами критериев подготовленности абитуриента к получению высшего профессионального образования.
      Опыт проведения совместных олимпиад вузами и институтами повышения квалификации работников образования, центрами дополнительного образования по истории и обществознанию показал перспективность подхода, в котором применяется:
      — совместное составление заданий специалистами по истории и методистами, знающими дидактические и психологические аспекты изучения этих предметов школьниками;
      — формирование системы заданий, позволяющей в любом варианте проведения олимпиады проверить знания по различным периодам и разным аспектам жизни человека и общества;
      — проверка соответствия подготовки участника олимпиады требованиям к уровню его знаний и умений по предмету через разнообразные типы заданий.
      При этом логика проведения олимпиад по социально-гуманитарным дисциплинам заставляет отказываться от широкого применения тестовых заданий как менее продуктивных для проверки знаний и в большей степени от этапа к этапу проведения олимпиады представлять вопросы, позволяющие проверить креативные способности учащихся, а именно сочетание письменных заданий (от краткого ответа до сочинений-эссе) и устного собеседования жюри с участником олимпиады. Немаловажным для объективного подведения итогов олимпиады является коллегиальное оценивание работ школьников.
      Опыт проведения олимпиад показал целесообразность:
      — использования максимально большого (с учетом временных и санитарных норм) числа заданий различной типологии, позволяющих предоставить учащимся возможность продемонстрировать свои знания и умения по различным периодам истории, разнообразным сторонам жизни общества;
      — формирования заданий с достаточно дифференцированной шкалой оценивания, позволяющей учитывать нюансы ответов учащихся;
      — предъявления участникам заданий, большинство из которых проверяются на основе экспертизы, а не механического сравнения ответа с эталоном. Это делается с целью должного оценивания оригинальных суждений конкурсантов, возможности принять правильный по сути ответ, который не предусматривает разработанный эталон;
      — использования заданий на применение разных источников информации (текст, статистические таблицы, схемы, изобразительный ряд);
      — повторения некоторых заданий в вариантах для разных возрастных групп («якорные задания»).
      Заключительный (Всероссийский) этап олимпиады проводится в три тура. В первом и втором турах участвуют все учащиеся, в третьем — финалисты.
      В первом туре (письменном) школьникам предлагаются задания различных видов: назвать понятие, соответствующее предложенному определению, вписать пропущенное слово или словосочетание, установить соответствие позиций, представленных в нескольких перечнях, и др.
      Второй тур (письменный) олимпиады разделен на две части. В ходе первой части школьники выполняют задания комплексного характера. Среди них анализ предложенных источников различной информации (текстовой, изобразительной, графической), работа с исторической картой, поиск противоречий в текстах, оценка достоверности сообщений, интерпретация различных точек зрения на общественно-политические события и др., во второй части пишут сочинение-эссе на одну (по выбору) из предложенных тем.
      В третьем туре финалистам предлагаются на выбор темы для устного выступления. Жюри оценивает умение обозначить проблему, представить ее через противопоставление позиций; логичность, связность ее раскрытия; внутреннее смысловое единство; соответствие приводимых аргументов выбранной теме; обоснованность выводов; знание различных точек зрения; наличие собственной позиции, критическое отношение к предложенной теме; владение понятийным аппаратом, навыками устной речи; адекватность ответов на поставленные вопросы.
      Призовые места среди финалистов по возрастным группам (9, 10, 11 классы) отдельно определяются по сумме баллов, полученных ими на всех трех турах.
      Материалы о проведении олимпиады (хроника событий, задания, ответы и комментарии к ним, итоги, аналитические материалы) размещаются в Интернете, в профессиональных журналах, в специальном детском журнале «История и обществознание для школьников», доводятся до сведения учителей через курсовую систему повышения квалификации, совещания и конференции.

Выборочные задания из материалов Всероссийских олимпиад

      I. Объяснение логического ряда событий, имен, понятий и т. п.
      1. Принцип образования рядов.
      По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.
      1) 1607, 1670—1671, 1707—1708, 1773—1775 гг.
      2) Палеография, нумизматика, сфрагистика.
      3) И. П. Павлов, И. И. Мечников, А. П. Прохоров, Н. Н. Семенов.
      Комментарий: 1) крупные крестьянские и казацкие восстания; 2) вспомогательные исторические дисциплины; 3) лауреаты Нобелевских премий.
      2. Заполнение пропуска в ряду.
      Заполните пропуск в ряду.
      1) Даниил Заточник, «Моление»; Владимир Мономах, «Поучение»; митрополит Илларион, ...................
      2) 1735 г., 1768 г., ......... , 1806 г.
      Комментарий: 1) «Слово о законе и благодати»; 2) 1787 г.
      3. Определение лишнего в ряду.
      Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и дайте краткое объяснение.
      1) Коробейник, ярмарка, разносчик, магазин, базар.
      2) Губной староста, воевода, наместник, губернатор, сенатор, генерал-губернатор.
      3) С. В. Илюшин, С. А. Лавочкин, Г. С. Шпагин, В. М. Петляков.
      Комментарий: 1) магазин, так как это единственная форма оседлой стационарной торговли; 2) сенатор — представитель верховной власти, остальные — местных органов власти; 3) Г. С. Шпагин — конструктор стрелкового оружия, остальные — авиаконструкторы.

      II. Классификация событий, понятий, явлений, дат и т. п.
      1. Определение правильности и ошибочности утверждений.
      Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны — «нет».
      1. Новгород в XII—XIII вв. производил хлеб в объемах, обеспечивавших не только внутреннее потребление, но и обширный экспорт.
      2. Крестоцеловальная запись, которую Василий Шуйский дал, вступая на престол, получила название «Кондиции».
      3. Будущий патриарх Никон и будущий духовный лидер старообрядческого движения протопоп Аввакум в конце 1640-х гг. были членами кружка ревнителей благочестия.
      4. Наступление Красной Армии под Москвой в декабре 1941 г. началось в необычных условиях: измотанный в наступательных боях противник даже не успел перейти к обороне.
      Комментарий: нет, нет, да, да.
      2. Группировка предложенного текста по определенным признакам.
      Прочитайте текст. Журналист, пишущий на исторические темы, попытался рассказать о денежной реформе С. Ю. Витте. Так получилось, что в его очерке наряду с информацией о реформе С. Ю. Витте содержатся сведения о финансовых и денежных реформах, проведенных другими государственными деятелями.
      В статье 10 предложений. Они пронумерованы. Разделите их на три группы. Озаглавьте колонки, вписав в них фамилии государственных деятелей. Впишите номера предложений в соответствующие колонки таблицы.
      1. К началу реформы сложилась абсолютно нетерпимая ситуация: реальная стоимость бумажных ассигнаций достигала подчас 20% от их номинала; между тем ассигнации подлежали свободному обмену на серебряные рубли.
      2. Самый важный и самый трудный шаг, который нужно было предпринять, состоял в ликвидации натурального налогообложения, организации денежных налогов.
      3. Инициатор реформ считал экономически крайне вредной сложившуюся в предшествовавшие десятилетия ситуацию: находившиеся в обращении кредитные билеты обмену на золото и серебро не подлежали.
      4. Министр финансов учредил Депозитную кассу — именно от этого события ведет свою историю Сберегательный банк Российской Федерации.
      5. Условием успеха реформы министр считал создание значительного государственного золотого резерва, для увеличения которого был расширен хлебный экспорт, выросла добыча золота, широко привлекались иностранные инвестиции.
      6. Эмиссия кредитных билетов была жестко привязана к их золотому обеспечению; Государственный совет установил специальные нормативы, жестко регулировавшие соотношение между выпуском бумажных денег и чеканкой золотых монет.
      7. Тогда стало возможным создание широкой сети государственных трудовых сберкасс.
      8. Участникам коммерческих сделок было разрешено рассчитываться друг с другом золотом.
      9. Большое значение имело и разрешение свободно обменивать ассигнации на кредитные билеты, а те, в свою очередь, на серебряные рубли.
      10. Пришлось заново воссоздавать всю систему государственных финансовых учреждений, разрушенную в предшествующий период.     

Реформа С. Ю. Витте

Реформа

Реформа

 

 

 

      Комментарий:

Реформа С. Ю. Витте

Реформа Е. Ф. Канкрина

Реформа Г. Я. Сокольникова

3, 5, 6, 8

1, 4, 9

2, 7, 10

      III. Работа с текстовыми историческими источниками и другими источниками социальной информации.
      1. Объяснение исторических терминов и понятий в контексте исторического источника.
      Ученику случайно попал в руки отрывок из документа:
      «Приказ... а в нем сидит диак, да подьячих с 10 человек... В тот Приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя... А устроен тот Приказ при нынешнем царе, для того чтоб его царская мысль и дела исполнялися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том не ведали».
      Смысл прочитанного он понял не до конца. Помогите ему, ответив на вопросы:
      1) Как называется приказ, о котором говорится в документе?
      2) Назовите имя и даты правления царя, при котором он был создан.
      3) Кто такой диак? Чем необычен диак, упомянутый в документе?
      Комментарий: 1) Приказ Тайных дел или Тайный приказ; 2) Алексей Михайлович, 1645—1676 гг.; 3) начальник и письмоводитель канцелярии; дьяк Тайного приказа руководит не канцелярией, а приказом.
      2. Определение ошибок в тексте исторического источника.
      Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные в ней ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо ПЯТИ ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил девять. Ваша задача: написать рядом с соответствующей цифрой «да» (если это правильное утверждение) или «нет» (если оно ошибочное) и исправить те утверждения, которые вы считаете ошибочными.
      Указ об открытии Московского университета был подписан и опубликован в январе 1755 г. (1). Документы о его организации в Сенат и на подпись императрице Екатерине II (2) подавались за подписью М. В. Ломоносова (3). Университет поначалу расположился неподалеку от Кремля (4) в специально возведенном по проекту М. Ф. Казакова здании (5). Основным языком преподавания считалась латынь (6). Традиционного для европейских университетов богословского факультета здесь не было (7). В 1755 г. (8) был принят и первый устав Московского университета. Знакомство с ним показывает, что университет обладал значительной автономией (9) в решении академических вопросов.
      Комментарий: 1) да; 2) нет, Елизавете Петровне; 3) нет, за подписью И. И. Шувалова; 4) да; 5) нет, в здании бывшей Главной аптеки у Воскресенских ворот; 6) нет, русский язык; 7) да; 8) нет, в 1804 г.; 9) да.

Темы сочинений-эссе (выборочно), предложенных на заключительном этапе Всероссийских олимпиад школьников по истории

      1. «Две опасности не перестанут угрожать миру: порядок и беспорядок» (Поль Валери) — опыт XX века.
      2. «В нашем настоящем слишком много прошедшего. Желательно, чтобы его было меньше» (В. Ключевский).
      3. Мир на пороге XXI века: «тупик истории» или стартовая площадка новой цивилизации?
      4. «Мы — европейцы с поправкой на Византию... Мы — византийцы с поправкой на Азию, мы — азиаты с поправкой на техреволюцию» (А. Вознесенский).
      5. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно» (А. Пушкин).
      6. «Для меня Родина — все, что сейчас люблю и за что борюсь, Родина — это я сам как творческий момент настоящего, создающего из прошлого наше будущее» (М. Пришвин).
      7. «История злопамятнее народа» (Н. Карамзин).
      8. «Исторический факт всегда отягощен интерпретацией. Документ сам по себе мертв» (А. Гулыга).
      9. «Настоящее без прошлого — не настоящее, а только его суррогат» (С. Залыгин).
      10. «Будь я антикваром, я смотрел бы только старину. Но я историк. Поэтому я люблю жизнь» (А. Пиренн).
      11. «Кто будет придерживаться только настоящего, современного, тому не понять современного» (Ж. Мишле).
      12. «Первая особенность русской культуры — это множественность истоков» (Д. Лихачев).
      13. «Вся жизнь Святослава явилась в виде одного сплошного вызова Византийской империи, вызова яростного и бескомпромиссного, ставшего его славой и его трагедией» (А. Сахаров).
      14. «Судебник Ивана III не только не урезал свободу крестьянского передвижения, он ее законодательно защищал от тех самых «уловок», которыми пытались удержать крестьян помещики» (А. Янов).
      15. «Реформы и террор Грозного на многие годы определили характер политического развития Русского государства» (Р. Скрынников).
      16. «Смута произошла не случайно, а была обнаружением и развитием давней болезни, которой прежде страдала Русь. Эта болезнь окончилась выздоровлением государственного организма» (С. Платонов).
      17. «Петр сейчас снова, в который уже раз, стал жгучей проблемой. Он вообще — оселок русской мысли. Есть и всегда будут и апологеты Петра, и его присяжные отрицатели. Он либо антихрист, либо кумир» (А. Панченко).
      18. «С XVIII века государство уже не только опирается на крепостную систему — оно сливается с ней» (А. Левандовский).
      19. «Екатерина не дала народу свободы и просвещения, потому что такие вещи не даются пожалованием, а приобретаются развитием и сознанием, зарабатываются собственным трудом... Но она дала умам почувствовать цену этих благ если не как основ общественного порядка, то по крайней мере как удобства частного, личного существования» (В. Ключевский).
      20. «Что сделали якобинцы в отношении к республикам, то Павел сделал в отношении к самодержавию: заставил ненавидеть злоупотребления оного» (Н. Карамзин).
      21. «Стремление влить новое вино в старые мехи, притом в такой умеренной дозе, чтобы мехи не пострадали, и укрепить устарелые формы от напора нового содержания всеми силами власти — характерная черта николаевской политики» (А. Пресняков).
      22. «У Ивана Калиты не было выбора: или идти вместе с татарской ратью покорять Тверь и тем самым спасти Москву, Владимир, Суздаль, или потерять все» (И. Греков, Ф. Шахмагонов).
      23. «Иоанн (Иван III) как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на высшей степени величия» (Н. Карамзин).
      24. «Тот путь централизации через опричный террор, по которому пошел Грозный, был разорительным и даже гибельным для России» (В. Кобрин).
      25. «Крепостное право — вопль отчаяния, испущенный государством» (В. Ключевский).
      26. «Московская жизнь в XVII в. била сердитым ключом и создавала горячих бойцов как за старые, колеблемые ходом истории идеалы, так и за новый уклад жизни» (С. Платонов).
      27. «Бессмысленно спорить, нужны или не нужны были России реформы Петра: они содержали то единственное лекарство, которое только и могло ее спасти» (А. Каменский).
      28. «От кончины Петра I и чуть ли не до восшествия императрицы Елизаветы Петровны царствовала невежества собственная корысть и борствовалась склонность к старинным обрядам с неведением и нежеланием новых, введенных Петром» (Екатерина II ).
      29. «Своими работами Сперанский придал нескольким годам нашей истории фальшивый оттенок... на самом деле его работы назначались служить только праздной теоретической игрой и были прекращены при первом поползновении к реальному значению» (Н. Чернышевский).
      30. «Республиканец на словах и самодержец на деле» (П. Тучков об Александре I).
      31. «Пушкин... был одним из самых счастливых людей в России, он творил свободу из неволи» (Ю. Лотман).
      32. «Принципиальный характер всех проведенных в царствование Александра II реформ по сути один: немедленное или постепенное уничтожение сословных привилегий и перегородок» (Е. Толмачев).

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru