Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Урок 99. Русская православная церковь во второй половине XIX в.

 

Цели урока: формирование представления о развитии Русской православной церкви во второй половине XIX в.; характеристика отношения православной церкви к реформам 60—70-х гг. XIX в.; анализ взглядов К. П. Победоносцева и его влияния на развитие государства.
Персоналии: Амвросий Оптинский, К. П. Победоносцев.


Оборудование урока: CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.»; CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей».
      План изучения нового материала: 1. Отношение православной церкви к преобразованиям, происходившим в стране. 2. Обер-прокурор К. П. Победоносцев. 3. Старец Амвросий из Оптиной пустыни.
      1. В своем вводном слове учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: могла ли церковь оставаться в стороне от реформ 60—70-х гг. XIX в.? Учащиеся отмечают, что эпоха Великих реформ внесла существенные коррективы не только в социально-экономическое и политическое, но и в духовное развитие России. В этой связи церковь не могла оставаться в стороне от изменений, происходивших в обществе.
      Учитель подчеркивает, что Русская православная церковь во второй половине XIX в. в основном поддерживала консервативную политику самодержавия, особенно с 1880 г., когда обер-прокурором стал К. П. Победоносцев. Учащимся предлагается вспомнить, какие дискуссии имели место по вопросу отмены крепостного права. Далее на основе материалов учебника и CD школьникам может быть предложено задание: определить позицию Русской православной церкви по вопросу отмены крепостного права. Особое внимание учащиеся должны уделить позиции и взглядам митрополита Филарета как знаковой фигуры в истории русской церкви этого периода.
      2. Прежде чем перейти к рассмотрению деятельности обер-прокурора Синода, учащиеся должны вспомнить систему управления русской церковью, созданную Петром I.
      Взгляды К. П. Победоносцева и его позиция могут быть рассмотрены на основе доклада учащегося по теме «К. П. Победоносцев: основные направления политики». В качестве дополнительных материалов для подготовки доклада можно использовать следующие выдержки:

Из книги К. П. Победоносцева «Московский сборник»

      Есть в душах человеческих сила нравственного тяготения, привлекающая одну душу к другой; есть глубокая потребность воздействия одной души на другую. Без этой силы люди представлялись бы кучей песчинок, ничем не связанных и носимых ветром во все стороны. Сила эта естественно, без предварительного соглашения, соединяет людей в общество. Она заставляет в среде людской искать другого человека, к кому приразиться, кого слушать, кем руководствоваться. Одушевляемая нравственным началом, она получает значение силы творческой, совокупляя и поднимая массы на великие дела, на великие подвиги...
      ...Знаменательное явление нашего времени — борьба церковных начал с государственными. Когда начинается борьба из-за начал духовно-религиозных, невозможно рассчитать, какими пределами она ограничится и какие элементы вовлечет в себя; до чего дойдет и где уляжется море страстей, взволнованное спором за убеждения и верования. В вопросах верования народного государственной власти необходимо заявлять свои требования и установлять свои правила с особливою осторожностью, чтобы не коснуться таких ощущений и духовных потребностей, к которым не допускает прикасаться самосознание массы народной. Как бы ни была громадна власть государственная, она утверждается не на чем ином, как на единстве духовного самосознания между народом и правительством, на вере народной; власть подкапывается с той минуты, как начинается раздвоение этого, на вере основанного, сознания. Главным источником возникших и грозящих еще усилиться недоразумений между народом и правительствами служит искусственно создаваемая теория отношений между государством и церковью.
      ...Заблуждением было бы предположить, что в уравнении церквей и верований перед государством состоит и от уравнения зависит самая свобода верования. Вся история последнего времени доказывает, что и здесь свобода и равенство не одно и то же и что свобода совсем не зависит от равенства.

      Другим вариантом может быть самостоятельная работа с материалами пункта учебника «Обер-прокурор К. П. Победоносцев». В ходе работы учащиеся выделяют основные взгляды К. П. Победоносцева и направления его церковной политики.
      3. При рассмотрении данного вопроса целесообразно попросить учащихся вспомнить, о каких старцах речь шла на предыдущих уроках. Далее заранее подготовленный ученик выступает с кратким сообщением об Оптиной пустыни и старце Амвросии. Завершить изучение вопроса можно беседой с учащимися с опорой на текст учебника.

Дополнительный материал

      Амвросий (А. М. Гренков) — иеросхимонах, великий оптинский старец. Родился 23 ноября 1812 г. в Тамбовской губернии в селе Большая Липовица, в семье пономаря. Окончил Тамбовское духовное училище, а затем семинарию.
      После короткого периода учительства в семье помещика добровольно в 1839 г. приехал в Оптину пустынь. В 1842 г. пострижен в монахи и наречен Амвросием.
      Прозорливость, мудрость, любовь к людям, духовная сила сделали его известным всей Руси. К нему с разных концов стекались бедные и богатые, интеллигенция и простолюдины. Старец был близко знаком с Ф. М. Достоевским, В. С. Соловьевым, К. Н. Леонтьевым, Н. В. Гоголем, А. К. Толстым, Л. Н. Толстым, М. Н. Погодиным, Н. М. Страховым и другими выдающимися личностями XIX в. Амвросий послужил вдохновителем величайших произведений русской художественной и философской мысли (старец Зосима из «Братьев Карамазовых» — литературное воплощение жизни Амвросия).
      В 70-х гг. XIX в. Амвросий основал недалеко от Оптиной пустыни женский монастырь — Казанскую Шамординскую пустынь. Он открыл здесь приют для девочек-сирот и калек, женскую богадельню, больницу для бедных с бесплатным лечением и лекарствами, странноприимный дом. Амвросий часто и подолгу жил в Шамордине, где для него специально была построена келья. В ней он и скончался 10 октября 1891 г., а погребен был в Оптиной пустыни.

      При подведении итогов урока учащиеся отвечают на вопрос: чем были вызваны процессы потери контроля над обществом, характерные для Русской православной церкви, в конце XIX в.? Они отмечают, что Русская православная церковь занимала пассивную позицию в аграрном вопросе, слабо воздействовала на пролетарское население больших городов, опасалась перемен, поэтому теряла влияние и в городе, и в деревне.
      Домашнее задание: § 84, подготовить тезисы ответа по теме «Православная церковь и общество в конце XIX в.».

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru