Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Урок 96. Россия в первые годы правления Николая II

 

Цели урока: характеристика личности Николая II; определение изменений в народничестве конца XIX в.; анализ сущности марксизма и причин его распространения в России.

Основные даты и события
1894—1917 гг. — правление Николая II .
1883 г. — основание группы «Освобождение труда».
1895 г. — создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».

      Термины и понятия урока
      Коммунизм (от лат. communis — общий) — общее название различных концепций, в основе которых лежит отрицание частной собственности.
      «Ходынка»  — трагические события на Ходынском поле 18 мая 1896 г. во время раздачи царских подарков по случаю коронации Николая II . Из-за халатности властей произошла давка, в которой, по официальным данным, погибло 1389 человек, изувечено 1300.
      Персоналии: Николай II Александрович, П. А. Гейден, В. И. Ленин (Ульянов).
      Оборудование урока: CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.»; CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей».
      План изучения нового материала: 1. Вступление Николая II на престол. 2. Либеральное движение в конце XIX в. 3. Либеральное народничество. 4. Проникновение в Россию марксизма. Начало революционной деятельности В. И. Ульянова (Ленина).
      1. Во вводном слове учитель отмечает, что начало правления Николая II совпало с промышленным подъемом 90-х гг. XIX в. Николай Александрович получил прекрасное военное и юридическое образование, свободно владел четырьмя иностранными языками, хорошо знал русскую историю, был человеком весьма добродетельным. Верил, что самодержавие может быть единственной формой правления, приемлемой для России. Личность Николая II, основные черты его характера, достоинства и недостатки вызывали противоречивые оценки современников. Многие отмечали в качестве главенствующей черты его личности слабоволие, хотя есть немало свидетельств, что царь отличался упорным стремлением к осуществлению своих намерений, нередко доходящим до упрямства. Далее можно предложить учащимся задание: ознакомиться с мнениями современников о Николае II и сделать вывод о противоречивости оценок личности последнего российского императора.

      «Император был un charmeur — «чарователь», человек с любезным и ласковым взглядом газели... Мои личные беседы с царем убеждают меня в том, что это человек несомненно умный, если не считать высшим развитием ума разум как способность обнимать всю совокупность явлений и условий...»

А. Ф. Кони, выдающийся русский юрист, прокурор

      «Я уверен, что, если бы безжалостная судьба не поставила императора Николая во главе огромного государства и не вселила в него ложного убеждения, что благополучие этого государства зиждется на сохранении принципа самодержавия, о нем сохранилась бы память как о симпатичном, простодушном и приятном в общении человеке».

Ю. Н. Данилов, русский генерал, работавший с Николаем II в Ставке

      «Сидеть на престоле — годен, но стоять во главе России — неспособен».

М. И. Драгомиров, генерал, военный теоретик,
автор новаторских идей по тактике и обучению войск

      «Царь не способен вести дело начистоту, а всё стремится ходить окольными путями... Поскольку же его величество не обладает способностями ни Меттерниха [австрийский министр, «автор» Священного союза], ни Талейрана [глава французского внешнеполитического ведомства в начале XIX в.], уловки обычно приводят к одному результату: к луже — в лучшем случае помоев, в худшем случае — к луже крови или к луже, окрашенной кровью».

С. Ю. Витте, русский государственный деятель, премьер-министр

      2. Далее учащимся может быть предложено задание: на основе материалов учебника и CD выявить причины активизации либерального движения в изучаемый период; определить социальную базу либерализма в России. Среди причин учащиеся называют модернизационные процессы в российском обществе. В качестве основной социальной опоры либерального движения они выделяют земства.
      3. Отражение эволюции взглядов народников можно начать с актуализации знаний учащихся по истории народнического движения. Для этого перед ними можно поставить следующие вопросы: когда возникло народническое движение? Какие два направления народничества вы знаете? Сформулируйте основные цели этого движения.
      Причины перехода народничества на либеральные позиции учащиеся могут также сформулировать самостоятельно на основе материалов учебника. Они могут отметить, что именно организационный и идейный кризис революционного народничества привел к широкому распространению идей либерального, или реформаторского, народничества. О его лидерах (В. П. Воронцов, И. И. Каблиц, Н. К. Михайловский и др.) учащиеся рассказывают, выступая с заранее подготовленными сообщениями.
      По результатам сообщений делается вывод об основных положениях либерального народничества: осуждение капитализма, попытка обосновать преимущества мелкого производства, основанного на общинных или артельных началах, возможность мирного перехода к социализму в результате реформ, проводимых правительством, гармоничное сочетание свободы личности и общинной солидарности — идеал общественного развития.
      4. Переходя к вопросу о социал-демократическом движении в России, учитель обращает внимание учащихся на то, что в самом начале правления Николая II рабочий вопрос оказался в центре внимания. Вместо решения этого вопроса правительство в основном занималось противодействием нараставшему рабочему движению. Отсюда понятны причины зарождения социал-демократического движения:
      1) разочарование части интеллигенции в идеологии народничества;
      2) активизация рабочего движения;
      3) успехи социал-демократии и рабочего движения на Западе, знакомство с идеями марксизма.
      Далее учащиеся выступают с докладами.

Темы докладов

      1. Первые марксистские кружки в России.
      2. Г. В. Плеханов — первый русский марксист.
      3. Начало революционной деятельности В. И. Ленина.
      По итогам выступлений учащиеся отвечают на вопросы: какие особенности истории России вызвали к жизни идею некапиталистического пути развития, т. е. идею о переходе от феодализма к социализму, минуя капитализм? Почему либерализм в России не стал лидирующим направлением в общественном движении?
      Подводя итоги урока, учащиеся должны отметить, что общественное движение в конце XIX в. стало важным фактором политической жизни страны. Идейно-теоретические и тактические взгляды либеральных народников и социал-демократов отражали остроту социальных противоречий, характерных для переходного времени пореформенной России. В это время были заложены основы для формирования в будущем политических партий.
      Домашнее задание: § 80, составить сравнительную таблицу взглядов либеральных народников и социал-демократов в конце XIX в.

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru