Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Уроки 91—92. Общественное движение в 60—70-е гг. XIX в. Внутреннее положение России после русско-турецкой войны 1877—1878 гг.

 

Цели уроков: характеристика общественных движений 60—70-х гг. XIX в.; анализ сущности экстремизма в российском обществе изучаемого периода.

Основные даты и события
1863—1864 гг. — восстание в Польше.
Весна — лето 1874 г. — «хождение в народ».
1876 г. — создание «Земли и воли».


1879 г. — раскол «Земли и воли» на «Народную волю» и «Черный передел».
1 марта 1881 г. — убийство Александра II народовольцами.

Термины и понятия уроков
      Либерализм — идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в XVII—XVIII вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод. Истоки либерализма — в концепциях Дж. Локка, физиократов, А. Смита, Ш. Монтескье и др., направленных против абсолютизма и феодальной регламентации.
      Народничество — идеология и движение разночинной интеллигенции в России во второй половине XIX — начале XX в. Представляла собой разновидность утопического социализма, была господствующей в российском революционном движении 60-х — начала 80-х гг. XIX в. Либеральное направление в народничестве стало преобладающим в 80—90-е гг. XIX в.
      Прокламации (от лат. proclamatio — провозглашение) — воззвания, обращения в форме листовки.
      Разночинцы — люди разного чина и звания в России конца XVIII—XIX в. Межсословная категория населения, выходцы из разных сословий (духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников и т. п.), юридически не оформленная категория населения, в основном занимавшаяся умственным трудом.
      Оборудование уроков: CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.»; CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей».
      Персоналии: М. А. Бакунин, П. Г. Заичневский, В. И. Засулич, П. А. Кропоткин, П. Л. Лавров, М. А. Натансон, С. Л. Перовская, Г. В. Плеханов, К. П. Победоносцев, Н. А. Серно-Соловьевич, П. Н. Ткачев, Д. А. Толстой, Н. В. Чайковский.

      Первый вариант урока.
      Оборудование урока: мультимедийный проектор, доклады и презентации к ним, подготовленные учащимися.
      Урок, посвященный теме общественного движения в России в изучаемый период, целесообразно провести в форме конференции. Учащиеся выступают на ней с заранее подготовленными докладами.

Темы докладов

      1. Революционеры-«шестидесятники».
      2. Идейные течения в народничестве.
      3. Революционное народничество.
      4. «Хождение в народ»: достижения и просчеты.
      5. Российский либерализм второй половины XIX в.
      6. М. А. Бакунин — идеолог русского анархизма.
      7. Проект М. Т. Лорис-Меликова: конституция или реорганизация аппарата управления?
      8. Александр II: судьба реформатора.

      Необходимо напомнить учащимся, что выступление на конференции предполагает анализ различных точек зрения ученых-историков по выбранной проблеме. По ходу выступлений формулируются основные тезисы конференции. Они могут быть подготовлены выступающими заранее, тогда их желательно продемонстрировать классу на экране или оформить в напечатанном виде и раздать учащимся в завершение конференции.

      Второй вариант урока. Лекция учителя, сочетающаяся с лабораторной работой учащихся с текстами документов. В случае выбора такой формы урока учителю следует остановиться на следующих существенных моментах темы: причины радикализации революционного движения в России, специфика и особенности такого явления в общественном движении, как народничество, эволюция взглядов народников, позиции российских либералов и консерваторов по отношению к проводимым в стране реформам, судьба Александра II и причины свертывания его преобразований.
      В ходе урока на основе материалов учебника учащиеся составляют таблицу.

Три течения в революционном народничестве

Позиции для сравнения

Пропагандистское

Бунтарское

Заговорщическое

Представители

П. Л. Лавров

М. А. Бакунин

П. Н. Ткачев

Основные идеи

Необходима социальная революция.
Революция должна готовиться теоретическими работами интеллигенции и ее неустанной пропагандой среди народа.
Насилие в революции должно быть сведено к минимуму

Все современные государства построены на подавлении человека. Никакие реформы не изменят их антигуманной сущности. Их надо смести революционным путем.
Самой действенной формой подготовки народа к революции является «пропаганда фактами»: организация непрерывных бунтов, восстаний, волнений

Ближайшая цель социалистов должна состоять в создании хорошо законспирированной, дисциплинированной революционной организации. Не теряя времени на пропаганду, она должна захватить власть

      Кроме того, школьники проводят сравнительный анализ взглядов членов народнических организаций «Черный передел» и «Народная воля». Результаты работы также можно оформить в виде таблицы.

Основные взгляды народников в 80-е гг. XIX в.

Позиции для сравнения

«Черный передел»

«Народная воля»

Задачи организации

Подготовка народной социалистической революции

Организация политического переворота и захвата власти, предшествующих социалистической революции

Методы борьбы

Пропаганда среди крестьян и рабочих

Запугивание и дезорганизация власти путем индивидуального террора

      Для заполнения таблицы учитель может предложить учащимся воспользоваться документом, приведенным после § 77, и материалами CD. Обсуждение документа проводится по предложенным авторами учебника вопросам.
      Особое внимание школьников в ходе урока учитель должен обратить на сущность экстремизма в российском обществе в изучаемый период. В первую очередь истоки экстремизма следует искать в незавершенности реформ 60—70-х гг. XIX в., а также в особенностях социального облика России того времени (разночинцы).
      Домашнее задание: при обоих вариантах проведения урока учащимся предлагается изучить § 76—77 и ответить на вопросы после указанных параграфов.

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru