Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Урок 90. Сельское хозяйство после отмены крепостного права

 

Цели урока: анализ процесса переориентации помещичьего хозяйства на рыночные отношения; определение изменений, произошедших в положении и социальном составе крестьян в пореформенной России.

Термины и понятия урока
Аренда — срочное и возмездное пользование имуществом.
Артель — различные виды объединения граждан для общей хозяйственной деятельности.


Отработки — в пореформенной России работа крестьян со своим инвентарем и скотом в помещичьих хозяйствах за взятую в аренду землю, денежную и продовольственную ссуды.
Оборудование урока: CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.»; CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей».
План изучения нового материала: 1. Помещичье хозяйство после реформы 1861 г. 2. Расслоение крестьянства. 3. Крестьянская община.
      1. В начале урока учащиеся дают характеристику экономического развития России. Они отмечают, что Россия во второй половине XIX в. оставалась аграрной страной, где преобладало сельское хозяйство и сельскохозяйственное население. Для активизации знаний учащихся можно предложить следующий вопрос: какой характер носило развитие сельского хозяйства в России в пореформенный период, если посевные площади в стране увеличились в 1861—1900 гг. с 72,2 млн десятин до 103 млн десятин, т. е. в 1,43 раза, а сбор зерновых за те же годы возрос с 1,9 млрд пудов до 3,3 млрд пудов, т. е. в 1,73 раза? Учащиеся делают вывод об экстенсивном развитии сельского хозяйства России. В подтверждение своих выводов они могут привести данные учебника об увеличении распашки новых земель вместо активного внедрения новой техники и технологий в сельское хозяйство. Далее учащиеся должны объяснить причины этого явления (сохранение крупного помещичьего землевладения, сохранение общины, наличие большого количества неосвоенных территорий, сохранение системы отработок).
      Рассмотрение эволюции помещичьего хозяйства следует начать с предложения школьникам вспомнить характеристику прусского и американского пути развития сельского хозяйства (можно воспользоваться материалами Интернета). Теорию о двух путях развития капитализма в сельском хозяйстве разработал В. И. Ленин. Под американским путем он понимал капиталистическое развитие фермерского хозяйства при отсутствии помещичьих латифундий. Прусским путем был назван переход к капиталистическому хозяйствованию на основе развития крупного помещичьего хозяйства, с сохранением небольшого количества крепких крестьянских хозяйств, при обезземеливании большинства крестьян и их превращении в сельскохозяйственных наемных рабочих.
      Далее учащиеся самостоятельно характеризуют развитие помещичьего хозяйства, используя материалы учебника и CD. Они могут выделить попытки некоторых помещичьих хозяйств приспособиться к рыночным отношениям, превратить поместья в капиталистическое аграрное предприятие с наемным трудом, использовать машины, удобрения, прогрессивные технологии. Однако даже самые передовые помещики применяли отработки и почти бесплатный труд крестьян на отработках, дополняя его на отдельных высокотехнологичных участках наемным трудом.
      В то же время структура помещичьего хозяйства, уровень технического развития, применявшиеся методы не позволяли владельцам имений полностью отказываться от такого труда. Крупное земельное хозяйство в большинстве районов России, основанное лишь на наемном труде, оказалось бы нерентабельным, так как производило бы хлеб по цене более высокой, чем цена продажи.
      2. Рассмотрение вопроса о расслоении крестьянства можно предварить характеристикой развития крестьянского хозяйства, в котором сохранялось малоземелье и чересполосица. Средний размер надела на душу мужского населения уменьшился с 4,8 десятины в 60-е гг. XIX в. до 2,7 десятины к 90-м гг. XIX в. Крестьяне вынуждены были брать землю в аренду. Отсутствие денег компенсировалось отработками.
      В вопросе о расслоении крестьянства необходимо различать имущественное расслоение (бедные, богатые и середняки) и социальное (сельские наемные рабочие, сельские предприниматели, крестьяне, остававшиеся в основном в рамках натурально-потребительского хозяйства).
      3. Особое внимание рекомендуем уделить вопросу о крестьянской общине. Учащимся следует предложить задание: выделить причины сохранения общины и определить ее роль в развитии сельского хозяйства России в пореформенный период.
      Общий вывод учащихся по итогам урока может быть следующим: природно-климатические условия, обуславливающие приверженность традиционным методам хозяйствования, сохранение помещичьего землевладения при малоземелье крестьян, сохранение общины и патриархального сознания крестьян, патерналистская политика правительства и ряд других факторов мешали процессу модернизации русской деревни.
      Домашнее задание: § 75, ответить письменно на вопрос 4 после параграфа.

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru