Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Уроки 80—81. Повторение и обобщение по теме «Россия в первой половине XIX в.»

 

Цели уроков: обобщение и систематизация знаний учащихся в соответствии с целями изучения темы «Россия в первой половине XIX в.».
Первый вариант урока. Письменная контрольная работа учащихся.

Темы мини-сочинений

      1. Западники и славянофилы.
      2. Промышленный переворот в России: дискуссия в исторической литературе.
      3. Альтернативы экономического и политического развития России в начале XIX в.
      4. Причины возникновения движения декабристов.
      5. Причины усиления революционного направления общественного движения в России во второй четверти XIX в.
      6. Режим Николая I: охранительная политика и попытки реформ.
      7. Россия в международной политике первой половины XIX в.

      Второй вариант урока. Ответы учащихся на вопросы и задания, представленные в учебнике к главе VII.
      Третий вариант урока. Семинарское занятие по темам, указанным в учебнике в конце главы VII.
      В качестве дополнительных материалов могут быть использованы выдержки из документов, представленные ниже.

П. Я. Чаадаев. Из первого «Философического письма»
(Извлечение)

      ...Народы — существа нравственные, точно так, как и отдельные личности. Их воспитывают века, как людей — годы. Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру. ...Силлогизм Запада нам чужд. В лучших умах наших есть что-то еще худшее, чем легковесность. Лучшие идеи, лишенные связи и последовательности, как бесплодные вспышки, парализуются в нашем мозгу.
      ...В наших головах нет решительно ничего общего, все там обособленно и все там шатко и неполно. Я нахожу даже, что в нашем взгляде есть что-то до странности неопределенное, холодное, неуверенное, напоминающее обличие народов, стоящих на самых низших ступенях социальной лестницы. ...Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чем не содействовали движению вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды... Чтобы заставить себя заметить, нам пришлось растянуться от Берингова пролива до Одера.
      Когда-то великий человек вздумал нас цивилизовать и для того, чтобы приохотить нас к просвещению, кинул нам плащ цивилизации; мы подняли плащ, но к просвещению не прикоснулись... Одним словом, мы жили и сейчас еще живем лишь для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам, которые поймут его: пока, что бы там ни говорили, мы составляем пробел в порядке разумного существования...

К. С. Аксаков. О том же
(Извлечение)

      Россия — земля совершенно самобытная, вовсе не похожая на Европейские государства и страны...
      Как занимателен и важен самобытный путь России до совершения ее (хотя отчасти) на путь Западный и до подражания Западу!.. История нашей родной земли так самобытна, что разнится с самой первой своей минуты. Здесь-то, в самом начале, разделяются эти пути, Русский и Западно-Европейский, до той минуты, когда странно и насильственно встречаются они, когда Россия дает страшный крюк, кидает родную дорогу и примыкает к Западной...
      ...Рабское чувство покоренного легло в основание Западного государства; свободное чувство разумного и добровольного призвавшего власть легло в основание государства Русского.
      Итак, в основании государства Западного: насилие, рабство и вражда. В основании государства Русского: добровольность, свобода и мир.
      Пути совершенно разные... до такой степени, что никогда не могут сойтись между собой, и народы, идущие ими, никогда не согласятся в своих воззрениях... Пути эти стали еще различнее, когда важнейший вопрос для человечества присоединился к ним: вопрос Веры. Благодать сошла на Русь.
      Православная вера была принята ею. Запад пошел по дороге католицизма... если мы не ошибаемся, то скажем, что по заслугам дался и истинный, и ложный путь Веры, первый — Руси, второй — Западу.

А. И. Герцен. Россия
(Извлечение)

      С самого начала наш естественный, полудикий образ жизни более соответствует идеалу, о котором мечтала Европа, чем жизненный уклад цивилизованного романо-германского мира; то, что является для Запада только надеждой, к которой устремлены его усилия, — для нас уже действительный факт, с которого мы начинаем; угнетенные императорским самодержавием, — мы идем навстречу социализму...
      Земля принадлежит общине, а не отдельным ее членам; последние же обладают неотъемлемым правом иметь столько земли, сколько ее имеет каждый другой член той же общины; эта земля предоставляется ему в пожизненное владение; он не может, да и не имеет надобности передавать ее по наследству...
      ...Я не вижу причины, почему Россия должна непременно претерпеть все фазы европейского развития... Германская община пала, встретившись с... феодализмом и римским правом.
      Ей [России] гораздо легче отделаться от администрации, насильственно насажденной и совершенно не имеющей корней в народе, чем отказаться от общины...

К. В. Нессельроде. Записка «Защита политики России и положения, принятого ею в Европе»
(Извлечение)

      Эту систему предписывали своим министрам императоры: Павел, Александр и Николай. Даже императрица Екатерина в последние годы своего царствования... когда французская революция внезапно заменила вопросами общественными дела чисто политические, была принуждена направить всю тяжесть своих сил на поддержание порядка...
      Император Николай менее нежели который-либо из его предшественников мог принять иную систему. Царствование свое он начал с подавления в самой России ужасного бунта. Через пять лет ему пришлось укрощать возмущение в Польше, более опасное и ожесточенное. С этой минуты его путь явственно был ему начертан.
      Соединенные державы: Австрия, Пруссия, Германия — были средоточением или целью революционных предприятий... и он по необходимости был принужден заключить союз с государями и материальными силами поддерживать их против безналичия.
      Следуя этой политике и подчиняя ей свои союзы, император не делал выбора: он невольно повиновался не чувствам личного предпочтения, но требованиям, внушаемым ему чувствами самосохранения... Он нисколько не жертвовал Россиею выгодам Австрии и Пруссии. Он только отстаивал собственный дом, утушая пожар у соседей.

Б. Н. Чичерин. Записка «Восточный вопрос с русской точки зрения»
(Извлечение)

      Положение неслыханное: до 1853 года Россия стояла на верху славы и могущества, все европейские вопросы разрешены ею... Глава консервативной системы, она в Европе считалась колоссом непобедимым, грозящим покорить весь раздираемый внутренним брожением Запад. И вдруг в два года, не потерпев значительных поражений, этот колосс низводится с высоты своего могущества...
      Ни одна из держав не может стремиться к владычеству над Турцией, не восстановив против себя всех остальных. В особенности же никто не потерпит расширения России. Россия и без того так могуча, что возбуждает всеобщее опасение своею обширностью и своим единством... Австрия опасается ее влияния на единокровные славянские племена; морские державы давно смотрят с недоброжелательством на исключительное господство ее на Черном море...
      Вся Европа идет на нас, а мы стоим одни без всякой надежды найти где-либо союзников!.. Славяне, на которых указывают нам, как на единственных союзников России, не пойдут за нами из опасения подвергнуться худшему и гораздо более безвыходному деспотизму, нежели тот, которому они подчинены теперь...
      Царствование Николая I подвинуло общественное мнение. Двадцатилетний гнет совершенно отбил прежнюю любовь и доверие народа к своему правительству. Но всего более способствовала этому настоящая война; она разорвала союз царя с народом, она окончательно опозорила царствование, которое без того могло бы гордиться внешними успехами и внешним могуществом.

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru