Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Золотой век русской культуры

 

Цели уроков: характеристика сущности понятия «золотой век» русской культуры; анализ взаимосвязи достижений русской культуры первой половины XIX в. с историческими событиями того времени.

Термины и понятия уроков
Романтизм — идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца XVIII — первой половины XIX в.


Эклектика (от греч. eklektikos — выбирающий) — механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т. п.; в архитектуре и изобразительном искусстве — сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иные смысл и назначение.
      Персоналии: А. А. Алябьев, А. А. Бетанкур, М. И. Глинка, Н. В. Гоголь, А. С. Даргомыжский, А. А. Иванов, О. А. Кипренский, М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин, К. А. Тон, В. А. Тропинин, П. А. Федотов.
      Оборудование урока: презентации, доклады, подготовленные учащимися, мультимедийный проектор.
      Уроки, посвященные культуре первой половины XIX в., лучше организовать в виде ученической конференции, на которую будут вынесены вопросы развития литературы, архитектуры, скульптуры, живописи, театра и музыки изучаемого периода. Распределение тем выступлений учитель проводит заранее.
      Конференция позволит учащимся систематизировать и углубить полученные знания, выработать навыки сбора, анализа и обобщения информации, подготовки докладов и сообщений, приобрести опыт публичных выступлений и ведения научных дискуссий.
      По предложенным темам учащимся необходимо подготовить научные сообщения и изложить их основные положения на уроке. Сообщения должны сопровождаться иллюстративным материалом, проецируемым на экран с помощью проектора или видеомагнитофона. Продолжительность выступления должна составлять не более 10 минут.
      1. Во вводном слове учитель отмечает, что первая половина XIX в. была одной из наиболее значительных эпох в истории русской культуры. Образование, наука, литература, живопись, архитектура, музыка, театр — все они переживали подъем, являли стране и миру выдающиеся достижения и открытия.
      2. Основная часть урока посвящается заслушиванию и обсуждению докладов учащихся.

Темы докладов

      1. Декабристы и русская культура первой половины XIX в.
      2. Кавказская война в произведениях русских писателей и поэтов первой половины XIX в.
      3. Театральная жизнь России первой половины XIX в.
      4. Русский классицизм в живописи.
      5. Архитектурные стили первой половины XIX в.
      6. Судьбы русских крестьян в литературных произведениях первой половины XIX в.
      7. Вклад русских композиторов в мировую музыкальную культуру.

      Общим лейтмотивом выступлений должны стать доказательства правомерности тезиса о том, что первая половина XIX в. действительно являлась золотым веком русской культуры. В своих выступлениях учащиеся должны показать связь достижений культуры с историческими событиями того времени.
      Выступления учащихся обсуждаются. Вопросы для обсуждения предлагают сами школьники. Некоторые учащиеся могут выступить в роли рецензентов, которым будет поручено оценивание выступающих.
      Подведение итогов конференции можно провести в виде формулировки основных тезисов, которые учащиеся подготовят в ходе докладов. Если в школе есть возможность, то тезисы конференции могут быть размещены на страничке школы в Интернете.
      Домашнее задание: § 65—66, написать мини-сочинение по теме «Выдающееся архитектурное произведение первой половины XIX в.» (по выбору) или составить развернутый план «Русская журналистика первой половины XIX в.».

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru