Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Общественная жизнь России при Николае I

 

Цели урока: характеристика основных направлений общественных движений в период правления Николая I; анализ факторов, определивших общественные движения изучаемого периода; сравнительная характеристика взглядов сторонников идей западников, славянофилов и теории «официальной народности».

Основные даты и события
      1823 г. — создание кружка любомудров.
      30—40-е гг. XIX в. — дискуссии о путях общественного развития между западниками и славянофилами.
      1844—1849 гг. — существование кружка петрашевцев.

Термины и понятия урока
      Западничество — одно из направлений русской общественной мысли 1840—1850-х гг. Представители этого направления считали историю России частью общемирового исторического процесса, были сторонниками развития страны по западноевропейскому пути; критиковали самодержавие и крепостничество; выдвигали проекты освобождения крестьян с землей, реформ и конституционного преобразования государственного строя. Главные представители: П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин и др.
      Либерализм — идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в XVII—XVIII вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод.
      Славянофильство — одно из направлений русской общественной мысли 40—50-х гг. XIX в. Представители этого направления выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве, противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. п. Главные представители: И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др. Близки к славянофилам были В. И. Даль, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев и др.
      Социализм — обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также установление общественного строя, воплощающего эти принципы.
      Персоналии: И. С. Аксаков, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, И. В. Киреевский, Н. П. Огарев, М. В. Петрашевский (Буташевич-Петрашевский), Ю. Ф. Самарин, Н. В. Станкевич, А. С. Хомяков, П. Я. Чаадаев.
      Оборудование урока: CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.»; CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей».
      План изучения нового материала: 1. Факторы, определявшие общественное движение в период правления Николая I. 2. Основные направления общественных движений при Николае I.
      1. В своем вводном слове учитель отмечает, что царствование Николая I стало эпохой напряженных размышлений о судьбах России. Перед многими образованными людьми встали вопросы о прошлом, настоящем и будущем страны, о том, по какому пути пойдет ее дальнейшее развитие. Споры между приверженцами различных философских и политических направлений носили острейший характер и явились главным событием общественной жизни России.
      Характеристика факторов, определивших общественные движения изучаемого периода, может быть дана учащимися на основе ранее изученного и нового материала учебника.
      2. Рассмотрение основных течений в общественной жизни периода правления Николая I целесообразно провести в форме анализа докладов и сообщений учащихся. Используя сведения, представленные в докладах и сообщениях, а также материалы учебника, учащиеся составляют схему «Направления в идейной жизни общества при Николае I». Дополнительный материал школьники могут подобрать в Интернете или в рекомендованных CD.

Направления в идейной жизни общества при Николае I 

      Далее учащимся может быть предложена работа по составлению таблицы «Основные направления общественных движений при Николае I».      

Вопросы для сравнения

Консервативное направление

Либеральное направление

Революционно-демократическое направление

Западники

Славянофилы

Состав участников

Бюрократия

Интеллигенция

Молодежь, студенты

Основные представители

Ф. В. Булгарин, М. П. Погодин

Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин

И. В. Киреевский, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков

М. В. Буташевич-Петрашевский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев

Основные идеи

Православие, самодержавие, народность

Россия развивается по единому с Западной Европой пути, поэтому в России должна сложиться конституционная монархия

Россия развивается по отличному от Запада пути. Самодержавие возможно сохранить, однако народ имеет право на выражение собственного мнения (Земские соборы)

Ликвидация самодержавия и крепостничества

Способы достижения целей

Укрепление основ самодержавия

Мирное осуществление преобразований

Мирный путь, реформы сверху

Реформы сверху

      Подводя итоги урока, учитель просит учащихся выделить причины усиления революционного направления общественных движений во второй четверти XIX в. В качестве одной из основных причин школьники могут назвать неудачные попытки реформ сверху, предпринимавшиеся Николаем I.
      Домашнее задание: § 62, ответить на вопросы после параграфа; написать эссе на тему высказывания П. Я. Чаадаева о России:
      «Говорят про Россию, что она не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это особый мир. Пусть будет так. Но надо еще доказать, что человечество, помимо двух своих сторон, определяемых словами — Запад и Восток, обладает еще третьей стороной».

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru