Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Короткое царствование Павла I. Начало царствования Александра I

 

Цели урока: характеристика личности Павла I и его политики; сравнительная характеристика личности Александра I и Павла I; анализ проекта государственного устройства, предложенного М. М. Сперанским.

Основные даты и события 
      1796—1801 гг. — царствование Павла  I . 
      1797 г. — указ о престолонаследии. 
      1801 г. — учреждение Негласного комитета. 
      1801—1825 гг. — правление Александра  I . 
      1802 г. — учреждение министерств. 
      1803 г. — указ о вольных хлебопашцах. 
      1805—1807 гг. — участие России в антифранцузской коалиции. 
      1804—1813 гг. — русско-персидская война. 
      1806—1812 гг. — русско-турецкая война. 
      1807 г. — Тильзитский мирный договор с Францией. 
      1808—1809 гг. — русско-шведская война. Присоединение Финляндии к России.
      1810 г. — учреждение Государственного совета.

      Термины и понятия урока 
      Вольные хлебопашцы — крестьяне, освобожденные от крепостнической зависимости с землей по указу 1803 г., на основании добровольного соглашения с помещиками. К середине XIX в. было освобождено 151 тыс. душ мужского пола. 
      Коалиция — политический или военный союз государств, договорившихся о совместных действиях в тех или иных вопросах международных отношений. 
      Континентальная блокада — торговая блокада Великобритании, объявленная Наполеоном I в 1806 г. Всем союзным и подвластным Франции государствам запрещалось вести торговлю, поддерживать почтовые и другие сношения с Англией. По Тильзитскому мирному договору 1807 г. к континентальной блокаде вынуждена была присоединиться и Россия. После разгрома Наполеона в России (1812)   континентальная блокада перестала соблюдаться большинством стран. Формально отменена с отречением Наполеона от престола (апрель 1814).
      Персоналии: Павел I, Александр I, М. М. Сперанский. 
      Оборудование урока: фрагменты DVD-фильма «Российская империя» (автор проекта Л. Г. Парфенов), том II. 
      План изучения нового материала: 1. Император Павел I. 2. «Дней Александровых прекрасное начало...» 3. Деятельность М. М. Сперанского. 4. Присоединение Закавказья к России. 
      1. В начале урока учитель предлагает учащимся вспомнить, какие изменения происходили в стране в начале XIX в. Опираясь на ответы учащихся, учитель возвращается к основным выводам предыдущего урока о возможных альтернативах развития России на рубеже веков. 
      Рассмотрение правления Павла I учитель начинает с того, что предлагает школьникам проанализировать его личность по материалам параграфа. Учащимся можно предложить опережающее задание: провести анализ исторической литературы о Павле I. Особое их внимание можно обратить на монографию Н. Я. Эйдельмана «Грань веков», в которой изложена своеобразная точка зрения на личность и правление Павла I. Если класс оснащен компьютерами с выходом в Интернет, то желательно организовать работу по поиску оценок Павла I в Сети. Для этого учащимся предлагаются следующие адреса сайтов:

      http://www.rulex.ru/01160018.htm — на сайте представлен материал русского биографического словаря о Павле I.
      http://history.gatchina.ru/arhiv/pauldream.htm — в электронном историческом журнале «Гатчина сквозь столетия» размещена статья научного сотрудника ГМЗ «Гатчина» В. В. Федорова «О чем мечтал Павел I?».
      http://vivovoco.rsl.ru/VV/CAMERTON/PAUL_l.HTM — на сайте размещены извлечения из приказов по армии, отданных Павлом I.
      http://www.hronos.km.ru/biograf/pavell.html — материал о Павле I, представленный историческим интернет-проектом «Хронос».

      Проиллюстрировать время его правления также можно, используя фрагменты фильма, указанного в оборудовании урока. 
      Составляя исторический портрет Павла I, учащиеся отмечают, что первые шаги его правления ознаменовались начавшейся, по выражению В. О. Ключевского, «военной муштровкой» и «муштровкой общества». Главными направлениями во внутренней политике Павла I стали укрепление принципов самодержавия и централизация управления страной. 
      Мероприятия царствования Павла I учащиеся могут отразить в сравнительной таблице.

Позиции для сравнения

Царствование Павла I

Царствование Александра I

Центральное управление

Проведение централизации, упрощение и удешевление местного управления.
Сокращение числа губерний до 41

1802 г. — министерская реформа

Судебная система

Изменение функций Сената. Изменение статуса прокуратуры. Прокуратура — основной орган, надзирающий за военными, финансовыми, административными, полицейскими, судебными делами и т.  д.

Ограничение полицейского произвола.
Снятие установленных Павлом I позорных столбов, где вывешивались списки опальных

Военные преобразования

Изменение функций Военной коллегии.
Введение ежемесячных отчетов частей и подразделений. Введение прусских порядков в армии.
Уклонение от военной службы стало рассматриваться как серьезное нарушение государственных законов

Отмена одиозных распоряжений Павла I

Политика по отношению к дворянству

Упразднение губернских дворянских собраний.
Введение постоянных денежных сборов с дворян.
Введение телесных наказаний дворян за убийство, разбои, пьянство, разврат, служебные нарушения

Восстановление в полном объеме Жалованной грамоты дворянству. Возвращение опальных вельмож и чиновников с восстановлением их в должностях и правах

Крестьянский вопрос

Крестьяне могли подавать жалобы на притеснения помещиков в суд, губернаторам и императору.
Отмена всех недоимок крестьян.
Замена подворной, дорожной повинностей и хлебной подати денежным сбором.
Обеспечение удельных и казенных крестьян земельным наделом в 15 десятин земли, при выходе на заработки они могли получать паспорта, им разрешалось переходить в купечество, оплатив выкупную сумму. 1797 г. — указ «О трехдневной работе помещичьих крестьян в пользу помещиков и непринуждении к работам в дни воскресные».
Указы, запрещающие продавать крестьян без земли, на аукционах и торгах, с раздроблением семей, а также дающие крестьянам право подавать апелляции в суд

1801 г. — указ, запрещавший объявления о продаже крестьян без земли.
1801 г. — указ о праве покупки незаселенных земель купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами. 1803 г. — указ о вольных хлебопашцах.
1807 г. — отмена приписки крестьян к горным заводам

      В ходе анализа таблицы учащиеся выделяют причины свержения Павла I: резкие повороты во внутренней политике за короткие сроки, неуравновешенность императора, недовольство широких кругов дворянства из-за отмены привилегий. 
      2. Правление Александра I традиционно принято разделять на два периода, рубежом которых была Отечественная война 1812 г. Политику Александра I на первом этапе его правления учащиеся рассматривают, сравнивая ее с политикой Павла I. Свои выводы они заносят в таблицу. Анализ таблицы можно провести, организовав работу учащихся над вопросами 3—4 после § 56.
      3. Проект государственных преобразований М. М. Сперанского школьники изучают самостоятельно по учебнику. В процессе работы они составляют схему (см. ниже) и отвечают на вопрос 5 после § 56.

Из манифеста об образовании Государственного совета

      ...Совет издавна занимал важное место. В начале своем он был временным и преходящим. Но при вступлении нашем на престол, наименовав его Государственным, мы тогда же предназначили дать ему в свое время образование, свойственное публичным установлениям. 
      Ныне, с помощью Вышнего, положили мы совершить сие образование на следующих главных началах: 
      I. В порядке государственных установлений Совет составляет сословие, в коем все части управления в главных их отношениях к законодательству соображаются и через него восходят к верховной императорской власти. 
      II. По сему все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению. 
      III. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти. 
      IV. Совет составляется из особ, доверенностью нашею в сословие сие призываемых. 
      V. Члены Совета могут иметь звания в порядке судном и исполнительном. 
      VI. Министры суть члены Совета по их званию. 
      VII. В Совете председательствуем мы сами. 
      VIII. В отсутствие наше место председателя занимает один из членов по нашему назначению. 
      IX. Назначение члена председательствующего возобновляется ежегодно. 
      X. Совет разделяется на департаменты. 
      XI. Каждый департамент имеет определенное число членов, из коих один председательствует. 
      XII. Министры не могут быть председателями департаментов.
      Государственный совет, таким образом составленный, в первых своих собраниях обратит внимание на следующие главные предметы: 
      Первое. Гражданское уложение, по мере совершения его с принадлежащими к нему судебными обрядами и устройством судебных мест, будет поступать на его уважение. За сим последует уложение уголовное. От успешного окончания сего труда зависит общее устройство судебной части. Вверив оную... Правительствующему сенату, мы не умедлим дать сему высшему в империи нашей судебному сословию образование, важному назначению его свойственное... 
      Второе. ...Мы предложим Совету... главные основания общего министерского наказа, в коем с точностью определятся отношения министров к другим государственным установлениям и будут означены пределы действия и степень их ответственности. 
      Третье. Настоящее положение государственных доходов и расходов требует также неукоснительного рассмотрения и определения. На сей конец доставим мы Совету план финансов...

      Вопросы к документу: 1. Какое место в государственной структуре управления занял Государственный совет? 2. На основании текста документа определите, какими функциями был наделен Государственный совет.

      4. Рассмотрение внешней политики России в начале XIX в. должно сформировать у учащихся представление о международной обстановке накануне Отечественной войны 1812 г. и выявить внешнеполитические приоритеты России при Александре I. Учитель предлагает школьникам самостоятельно определить направления внешней политики России и выделить наиболее приоритетное с их точки зрения. Ответы на вопросы 6—7 после § 56 помогут реконструировать международную обстановку накануне Отечественной войны 1812 г. 
      Подводя итоги урока, учитель предлагает учащимся поразмышлять над вопросом: почему верховная власть оказалась не в состоянии (или не пожелала) провести коренные реформы, которые явно назрели и необходимость которых была вполне очевидна в начале XIX в.? Среди причин учащиеся могут выделить как противодействие реформам со стороны дворян, так и сложную международную обстановку.
      Домашнее задание: § 56, проанализировать документ после § 56 и ответить на вопросы к нему. Можно предложить учащимся следующее задание: подобрать анекдоты об эпохе Александра I, подтверждающие бюрократизацию страны, рост чиновничьего аппарата и взяточничество. Для выполнения задания школьники могут использовать материалы Интернета.

 

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru