Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Россия в начале XIX в.

 

Цели урока: характеристика территории и населения России в начале XIX в.; анализ факторов, замедлявших экономическое развитие страны и способствовавших положительным изменениям в экономике; характеристика сословного строя России.

Термины и понятия урока 
      Самодержавно-бюрократический строй — характерная для России первой половины XIX в. форма абсолютной монархии, при которой законодательная инициатива принадлежала исключительно императору и верхам бюрократии. Разработка законопроектов происходила во внутриведомственных (министерских) комиссиях и межведомственных комитетах и комиссиях, обсуждение законопроектов проводилось в департаментах и на общем собрании Государственного совета (иногда в Комитете министров, в высших комитетах и пр.).
      Оборудование урока: карта «Российская империя в первой половине XIX в.»; CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.»; CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей».
      План изучения нового материала: 1. Социально-экономическое развитие России в начале XIX в. 2. Промышленность, торговля и пути сообщения в первой половине XIX в. 3. Политический строй России.
      1. Во вводном слове учитель отмечает, что Россия к началу XIX в. была мировой державой, игравшей заметную роль на европейской арене. Она занимала огромную территорию, на которой, по данным переписи 1795 г., проживало 37,4 млн человек. Большую часть населения составляли крестьяне. Аграрное производство имело тенденцию к росту, наметились сдвиги в промышленности. Однако в России были весьма медленные темпы развития. 
      Характеристику процессам, происходившим в экономике в начале ХIХ в., учащиеся дают самостоятельно, используя материалы указанных в оборудовании урока CD и текст учебника. В процессе работы желательно заполнить таблицу.

Экономическое развитие России в первой половине XIX в.

      Анализируя таблицу, учащиеся выделяют факторы, замедлявшие развитие страны и способствовавшие ему. Школьники отмечают, что отсталость сельского хозяйства была вызвана: 
      1) сохранением экстенсивного характера земледелия; 
      2) понижением производительности барщинного труда; 
      3) сохранением низкого уровня развития техники; 
      4) превращением крепостного права в тормоз экономического развития. 
      2. Развитие мелкотоварного производства и мануфактуры было необходимой предпосылкой для перехода к фабричному, машинному производству. 
      Применение машин в русской промышленности началось еще в первые десятилетия XIX в. Однако использование станков и машин носило эпизодический характер. Только с 30-х гг. XIX в. началось более широкое внедрение машин в промышленное производство. Мануфактура с ее ручным трудом превращалась в капиталистическую фабрику, основанную на применении машин.
      Особенно важное значение имело внедрение в промышленность паровых двигателей, которые пришли на смену примитивной конной тяге и водяным двигателям. Применение этих сложных машин намного увеличило мощность и производительность предприятий. Оно влекло за собой расширение промышленного производства и улучшение его технической оснащенности. Самыми передовыми в техническом отношении были хлопчатобумажное производство и другие отрасли текстильной промышленности, которые быстро оснащались машинами. 
      Основным видом транспорта оставался речной, однако в 30-х гг. начинается строительство железных дорог.
      Далее учитель предлагает учащимся вспомнить из курса всеобщей истории, какие условия необходимы для начала промышленного переворота, и подумать, имелись ли они в России в начале XIX в. Учащиеся называют следующие условия:
      1) наличие капиталов;
      2) наличие свободной рабочей силы; 
      3) расширение внутреннего рынка. 
      Школьники подчеркивают, что в России в условиях сохранения крепостного права не сформировался рынок свободной рабочей силы. 
      Проблема о периодизации промышленного переворота в России — одна из самых дискуссионных в историографии. Учитель может познакомить учащихся с мнением историков по данной проблеме.
      Другим вариантом рассмотрения этого вопроса может быть опережающее задание учащимся, которые, используя рекомендуемую учителем литературу, составляют сводную таблицу точек зрения на данную проблему.

Дискуссия о периодизации промышленного переворота в исторической науке

Автор

Периодизация промышленного переворота

В. К. Яцунский

Начало — 30-е гг. XIX в.; завершение — середина 90-х гг. XIX в.

С. Г. Струмилин

Начало — в дореформенный период (30—50-е гг. XIX в.); завершение — к 1861 г.

П. Г. Рындзюнский

Начало — середина 50-х гг. XIX в.; завершение — начало 80-х гг. XIX в.

А. М. Соловьева

Начало — 50-е гг. XIX в.;
переходный период — 60—70-е гг. XIX в.;
завершающий период — 80—90-е гг. XIX в.

Точка зрения авторов учебника

Начало — середина XIX в.; завершение — конец XIX в.

      Анализируя таблицу, учитель подчеркивает, что к середине XIX в. затраты на приобретение машин по сравнению с 30-ми гг. выросли примерно в 10 раз, а производительность труда увеличилась по сравнению с началом века в 3 раза. 
      Анализируя графу «Сословия» в таблице «Экономическое развитие в России в первой половине XIX в.», материалы учебника, учащиеся делают вывод о том, что начался процесс формирования классовой структуры, характерной для капиталистического общества. 
      3. Рассматривая вопрос о политическом строе, учитель предлагает школьникам самостоятельно составить сравнительную таблицу, характеризующую отличие российского самодержавия от абсолютных монархий стран Европы (по выбору). Анализ таблицы должен показать учащимся, что главным отличием России было большое влияние чиновничьего аппарата на процесс принятия решений в стране. 
      Подводя итоги урока, учитель предлагает учащимся следующие задания: 1. Подтвердите примерами тезис о том, что в первой половине XIX в. крепостное хозяйство переживает кризис. 2. Выскажите свою точку зрения на возможные альтернативы развития России в первой половине XIX в.
      Домашнее задание: § 55, ответить на вопросы после параграфа; письменно ответить на вопрос: почему именно в начале XIX в. вопрос об отмене крепостного права и ограничении самодержавия остро встал как перед властью, так и перед обществом?

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru