Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Культура, духовная жизнь и быт в XVIII в.

 

Цели уроков: характеристика основных тенденций развития русской культуры XVIII в.; знакомство учащихся с лучшими достижениями русской культуры XVIII в.; сравнительная характеристика быта русских людей в XVIII в. с бытом XVII в.

Основные даты и события 
      1701 г. — открытие Навигацкой школы. 
      1702 г. — открытие первого публичного театра в Москве. 
      1702 г. — начало издания официальной печатной газеты «Ведомости». 
      1708 г. — начало выпуска массовых ежегодных календарей. 
      1708—1710 гг. — введение гражданской азбуки. 
      1714 г. — открытие цифирных школ. 
      1725 г. — основание в Петербурге Академии наук. 
      1755 г. — основание Московского университета. 
      1757 г. — открытие Академии художеств. 
      1782—1786 гг. — школьная реформа.

      Термины и понятия уроков 
      Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — стиль и направление в литературе и искусстве XVII — начала XIX в., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в XVII в. во Франции. В XVIII в. классицизм был связан с Просвещением. Основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. 
      Кунсткамера (от нем. Kunstkammer — кабинет редкостей, музей) — в прошлом название различных исторических, художественных, естественно-научных и других коллекций редкостей и места их хранения. 
      Метеорология (от греч. metéora — атмосферные явления и logos — слово, учение) — наука о земной атмосфере и происходящих в ней процессах. Основной раздел метеорологии — физика атмосферы. 
      Нация (от лат. natio — племя, народ) — историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей. Ряд современных ученых связывают нацию с определенным народом и включают в число ее сущностных принципов общность самосознания и социальной структуры; другие рассматривают нацию как общность принадлежности к определенному государству. 
      Реализм — понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. 
      Сентиментализм (от франц. sentiment — чувство) — течение в европейской и американской литературе и искусстве второй половины XVIII — начала XIX в. Отталкиваясь от просветительского рационализма, объявил доминантой человеческой природы не разум, а чувство и путь к идеально-нормативной личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств. Вершина сентиментализма в России — повесть «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина. 
      Цифирные школы (арифметические школы) — в 1714—1744 гг. в России государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян. Обучали грамоте, письму, арифметике с началами геометрии. Преобразованы в гарнизонные, архиерейские и горнозаводские школы.
      Персоналии: В. И. Баженов, И. И. Бецкой, И. Н. Болтин, В. Л. Боровиковский, М. Г. Земцов, М. Ф. Казаков, Н. М. Карамзин, Дж. Кваренги, Ж.-Б. Леблон, Д. Г. Левицкий, А. Н. Радищев, Б. К. Растрелли, В. В. Растрелли, Ф. С. Рокотов, В. М. Севергин, А. П. Сумароков, Д. Трезини, Э.-М. Фальконе, Д. И. Фонвизин, М. М. Щербатов. 
      Оборудование уроков: CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.; CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей»; фрагменты фильмов «Арап Петра Великого» (режиссер А. Н. Митта), «Петр Первый» (режиссер В. М. Петров), «Тайны дворцовых переворотов» (режиссер С. С. Дружинина). 
      Первый вариант урока. Прослушивание и обсуждение докладов учащихся по изучаемой теме. 
      Во вводном слове учитель отмечает, что культура Нового времени формируется в России на протяжении всего XVIII в. Светский характер, демократизм, внимание к личности человека отличают культуру изучаемого периода от культуры предшествующей эпохи. В XVIII в. ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. В XVIII в. разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку: накопление знаний дало возможность перейти к открытию законов развития природы и общества. Развитие культуры в XVIII в. во многом определялось просветительской философией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности. Идея равенства всех людей была понята в России как необходимость регламентировать жизнь каждого общественного слоя.
      Основная часть урока посвящена прослушиванию и обсуждению докладов учащихся.

Темы докладов

      1. Европейское Просвещение и общественно-политическая мысль России второй половины XVIII в. Российские просветители. 
      2. Значение Москвы в культурном развитии России XVIII в. 
      3. Развитие научных знаний в России в XVIII в. 
      4. Возникновение музейного дела в России. 
      5. Географические экспедиции Петровской эпохи. 
      6. Русская живопись второй половины XVIII в. 
      7. Изменения в быту дворян в XVIII в. 
      8. Быт русских крестьян XVIII в. 
      9. Развитие русской архитектуры в XVIII в. 
      В   процессе обсуждения докладов учащиеся заполняют сравнительную таблицу изменений, произошедших в русской культуре по сравнению с XVII в.

Вопросы для сравнения

XVII в.

Первая половина XVIII в.

Вторая половина XVIII в.

Грамотность, образование

Издание букварей.
Открытие в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии — первого высшего образовательного учреждения светского характера.
Выпуск рукописной газеты «Куранты»

Создание цифирных школ.
Открытие специализированных профильных школ.
Выпуск печатных газет.
Открытие первой публичной библиотеки

Основание Московского университета (1755). Открытие первого высшего учебного заведения для женщин — Института благородных девиц при Смольном монастыре.
Открытие Академии русского языка.
Издание словаря русского языка. Введение буквы «ё»

Литература

Сказания, сатирические повести.
Первая придворная лирика — силлабическая поэзия.
Появление стихов

Господство классицизма. Развитие стихотворного жанра.
Большое распространение сатирических произведений. Светский характер литературы

Развитие сатирического жанра: Д. И. Фонвизин, И. А. Крылов. Сентиментализм: Н. М. Карамзин

Архитектура

Шатровый стиль.
Барокко

Барокко

Барокко
Классицизм

Живопись

Начало обмирщения живописи, изображение повседневности, человеческого тела

Историческая тема в живописи.
Развитие портретной живописи.
Гравюра.
Впервые появляется крестьянская тема в живописи

Зарождение жанровой живописи. Утверждение романтизма и реализма

Скульптура

Расцвет русской деревянной скульптуры

Распространение европейского скульптурного искусства. Светский характер скульптуры

Распространение скульптурного искусства

Театр

Скоморохи, медвежий цирк.
«Комедийная хоромина»

Открытие в Петербурге первой балетной школы

Первый русский профессиональный театр

Наука

В конце века — первые географические путешествия и открытия. В России узнали о гелиоцентрической системе Н. Коперника

Начало русской исторической науки. Географические экспедиции и открытия.
Технические новинки, изобретения

Создание паровой машины, развитие всех отраслей науки

      Таким образом, учащиеся делают вывод о том, что русская культура XVIII в. формировалась как культура зарождающейся нации. Общественная мысль стала важной идейной основой духовной культуры. Отличительными чертами были светскость, активные контакты с другими народами, развитие рационализма в общественном сознании. 
      Второй вариант урока. Урок может быть проведен в форме дискуссии.

Темы для дискуссии

      1. Лучшие достижения русской культуры XVIII в. 
      2. Отражение процессов и событий истории России XVIII в. в судьбах крупнейших деятелей культуры изучаемого периода.
      3. Сравнительная характеристика быта русских людей в XVIII в. с бытом XVII в. 
      Домашнее задание: § 53—54, ответить на вопросы после параграфа, подготовиться к повторительно-обобщающему уроку по теме «Россия в конце XVII—XVIII в.».

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru