Цели уроков: анализ общих причин восстаний XVIII в., сходных причин их поражений; сравнительная характеристика восстаний XVIII в. и народных выступлений XVII в.
Основные даты и события
1707—1708 гг. — восстание под руководством К. А. Булавина.
1773—1775 гг. — восстание под руководством Е. И. Пугачева.
1775 г. — ликвидирована Запорожская Сечь.
Термины и понятия уроков
Булавинское восстание — крестьянско-казацкое восстание 1707—1708 гг. на Дону, Левобережной и Слободской Украине и в Среднем Поволжье под руководством К. А. Булавина.
Крестьянская война — война 1773—1775 гг. в России, охватила Приуралье, Зауралье, Среднее и Нижнее Поволжье. Возглавлялась Е. И. Пугачевым, И. Н. Белобородовым, И. Н. Чикой-Зарубиным, М. Шигаевым, Хлопушей (А. Соколов) и др. Участвовали яицкие казаки, крепостные крестьяне, работный люд уральских заводов и народы Поволжья, преимущественно башкиры во главе с Салаватом Юлаевым, Кинзей Арслановым. Пугачев называл себя царем Петром Федоровичем, объявил народу вечную волю, жаловал землю, призывал к истреблению помещиков.
Персоналии: К. А. Булавин, Е. И. Пугачев.
Оборудование уроков: карта «Россия во второй половине XVIII в.»; CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.»; CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей»; фрагменты фильма «Емельян Пугачев» (режиссер А. А. Салтыков).
План изучения нового материала: 1. Сравнительная характеристика восстаний XVIII в. 2. Анализ причин поражения восстаний.
1. Во вводном слове учитель отмечает, что понятие «крестьянская война» было впервые введено в немецкой историографии XIX в. в связи с исследованиями событий 1525—1526 гг. в Германии. Впоследствии этим термином стали именовать многие крупные движения раннего Нового времени, в том числе Жакерию во Франции, восстание Уотта Тайлера в Англии, движение таборитов в Чехии и др.
В истории России, по мнению исследователей, было четыре крестьянские войны. Учитель предлагает учащимся определить отличительные признаки крестьянских войн. Традиционно выделяют следующие:
1) охват большой территории и больших масс людей;
2) вооруженное восстание;
3) наличие плана и программы выступления.
2. Сравнительную характеристику выступлений начала и конца XVIII в. учащиеся проводят самостоятельно и заполняют таблицу.
Вопросы для сравнения |
Восстание |
Война Е. И. Пугачева |
Предпосылки |
Усиление помещичьего гнета. |
Чумной бунт 1771 г. |
Правитель страны |
Петр I |
Екатерина II |
Руководитель восстания |
К. А. Булавин |
Е. И. Пугачев |
Территория, охваченная восстанием |
Юг России от Дона до Воронежа |
От Прикаспия до Нижнего Новгорода, от Дона до Зауралья |
Движущие силы |
Крепостные крестьяне, казаки, посадские люди |
Крепостные крестьяне, мастеровые, работные люди, приписные крестьяне, казаки |
Цели восставших |
Самоуправление, жизнь по образцу казацкой вольницы |
Отмена крепостного права, отмена приписки к заводам, возвращение захваченных заводчиками и помещиками земель, возвращение старых казацких вольностей, отмена дворянских и государственных монополий, свобода торгово-промышленной деятельности, прекращение преследования старообрядцев, уничтожение государственных налогов и повинностей |
Ход (этапы) движения |
1707 г. |
1773 — март 1774 г. — осада Яицкого городка; продвижение к Оренбургу; объединение с Салаватом Юлаевым |
Причины поражения |
Стихийность, локальность, превосходство регулярной армии |
Стихийность, разрозненный характер действий, неоднородность социального состава, наивный монархизм, отсутствие ясной программы и целей, превосходство сил регулярной армии |
Последствия |
Усиление крепостного права. Приписка крестьян к заводам |
Проведение реформ по централизации власти, унификации органов управления в центре и на местах. Законодательное закрепление сословных прав населения |
Для составления таблицы учащиеся могут использовать выдержки из манифестов Е. И. Пугачева, приведенные ниже.
Манифест Е. И. Пугачева яицкому войску о пожаловании его рекою, землею, денежным жалованьем и хлебным провиантом
1773 г., сентября 17
Самодержавнаго амператора, нашего великаго государя Петра Федаравича всероссийскаго: и прочая, и прочая, и прочая.
Во имянном моем указе изображено яицкому войску: Как вы, други мои, прежным царям служили до капли своей до крови, дяды и оцы вашы, так и вы послужити за свое отечество мне, великому государю амператору Петру Федаравичу. Когда вы устоити за свое отечество, и ни истечет ваша слава казачья от ныне и до веку и у детей вашых. Будити мною, великим государям, жалованы: казаки и калмыки и татары. И каторые мне, государю императорскому величеству Петру Фе(до)равичу, винъныя были, и я, государь Петр Федаравич, во всех винах прощаю и жаловаю я вас: рякою с веръшын и до усья, и емлею, и травами, и денижъным жалованьям, и свиньцом, и порахам, и хлебныим правиянтътам.
Я, велики государь амператор, жалую вас Петр Федаравичь.
Манифест Е. И. Пугачева помещичьим крестьянам о пожаловании их вольностию, землями и освобождением от подушной подати
1774 г., июля 31
Божиею милостию мы, Петр трети, император и самодержец всероссийский: и протчая, и протчая, и протчая.
Обевляется во всенародное известие.
Жалуем сим имянным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короне, и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, волностию и свободою и вечно козаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей, владением землями, лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без аброку и свобождаем всех прежде чинимых от злодеев дворян и градцких мздоимцов-судей крестьяном и всему народу налагаемых податей и отягогдениев... А как ныне имя наше властию всевышней десницы в России процветает, того ради повелеваем сим нашим имянным указом: кои прежде были дворяне в своих помест(иях) и водчинах, оных противников нашей власти и возмутителей империи и раззорителей крестьян ловить, казнить и вешать и поступить равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников и злодеев-дворян, всякой может возчувствовать тишину и спокойную жизнь, коя до века продолжатця будет.
Анализ таблицы учащиеся проводят в форме ответов на вопросы 1—6 после параграфа.
В завершение урока учащиеся самостоятельно формулируют вывод: рост социальной напряженности в стране, обострение сословных противоречий достигли своего пика при Екатерине II. Это не случайно, поскольку именно время Екатерины названо «золотым веком дворянства». Все восстания начинались на окраинах страны и лишь потом распространялись на центральные районы.
Домашнее задание: § 52, ответить на вопрос 6 после параграфа.