Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Русская церковь в XVIII в.

 

Цели урока: характеристика сущности синодального периода в истории Русской православной церкви; анализ роли выдающихся церковных деятелей XVIII в.

Основные даты и события 
1700 г. — местоблюстителем и администратором патриаршего престола стал Стефан Яворский, митрополит рязанский. 


1701 г. — восстановлен Монастырский приказ. 
1721 г. — издан Духовный регламент, учреждавший Синод. 
1762 г. — указ Петра III о секуляризации церковных владений. 
1764 г. — указ Екатерины II о секуляризации церковных владений.

Термины и понятия урока 
      Духовный регламент — законодательный акт Петра I (1721) о реформе церковного управления. Согласно Духовному регламенту церковь подчинялась государству, вместо патриаршества учреждался Синод. 
      Обер-прокурор — в Российской империи сановник, светское лицо, возглавлявшее Синод.
      Славяно-греко-латинская академия — первое высшее общеобразовательное учебное заведение в Москве, основана в 1687 г. Первоначальное название — Эллино-греческая академия, преподавали И. и С. Лихуды; с 1701 г. — Славяно-латинская академия, с 1775 г. — Славяно-греко-латинская академия. Центр подготовки кадров для нужд государства и церкви, преподавателей учебных заведений. В 1814 г. преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру. 
      Униатская церковь (греко-католическая) — христианское объединение, создано Брестской унией в 1596 г. Подчинялась папе римскому, признавала основные догматы католической церкви при сохранении православных обрядов.
      Оборудование урока: карта «Россия во второй половине XVIII в.». 
      План изучения нового материала: 1. Начало синодального периода в истории Русской православной церкви. 2. Церковные деятели — сподвижники Петра I. Феофан Прокопович. 
      1. В своем вводном слове учитель отмечает, что эпоха Петра I стала переломной и для Русской православной церкви. Государство пересмотрело свои отношения с ней. Церковь стала «Ведомством православного исповедания», как это указывалось в бумагах нового высшего органа церковного управления — Святейшего синода, учрежденного в 1721 г.
      В ходе основной части урока учащимся предлагается составить развернутый план ответа на вопрос «Русская православная церковь и петровские преобразования» на основе материалов параграфа. Особое внимание учащихся следует обратить на проблему старообрядчества в XVIII в. 
      Петр I продолжал политику предшествовавших правителей и в вопросе борьбы с расколом Русской православной церкви. Он принял решение использовать старообрядчество (раскольников) для получения дополнительных доходов. С этой целью в 1714 г. был издан указ, по которому все старообрядцы облагались двойным подушным окладом. Сторонники старой веры, платившие двойной оклад и получившие название «записных раскольников», пользовались известной религиозной свободой. Они были обязаны носить одежду установленного правительством образца. В большинстве случаев старообрядцы старались уклониться от записи на двойной оклад, либо убегая в недоступные для правительственного розыска глухие лесистые местности, либо лицемерно признавая официальное православие. Для упорядочения сбора двойного оклада и розыска укрывавшихся от его уплаты старообрядцев в 1725 г. была создана специальная Раскольничья контора. Одновременно с этим большое внимание уделялось миссионерской деятельности среди старообрядцев, которая приобрела особый размах в Нижегородском крае.
      После смерти Петра I старообрядцы пользовались некоторое время относительным покоем и свободой, но во времена бироновщины правительственный нажим на них усилился. Деятельность воинских команд по розыску укрывавшихся от правительственного ока тяглецов-раскольников приобрела в этот период широкий размах. Подобная политика в отношении старообрядчества продолжалась и в следующие десятилетия. 
      Распространенной формой протеста оставались самосожжения. С 1700 по 1760 г. в результате самосожжений погибло более тысячи человек. 
      Однако во второй половине XVIII в., спасаясь от преследований и репрессий царского правительства, старообрядцы предпочли самосожжениям бегство в «пустыни», на незаселенные, труднодоступные окраины России — в Поморье, Заволжье, на Дон, на Яик, в пограничные с Польшей уезды Черниговщины. Отдельные волны старообрядческой колонизации направляются на Урал и в Сибирь, в Турцию, Австрию, Польшу и Швецию. Там, в пустынных или малозаселенных местах основали они свои колонии — слободы, починки и скиты, многие из которых превратились впоследствии в промышленные и торговые центры. 
      2. Рассмотрение вопроса о церковных деятелях-сподвижниках Петра I можно организовать в виде прослушивания и обсуждения доклада учащегося по теме «Феофан Прокопович — типичный и нетипичный представитель Петровской эпохи». 
      Итогом обсуждения может стать ответ на вопрос 4 после § 50.
      Вывод о положении церкви в XVIII в. учащиеся формулируют самостоятельно, используя полученные знания. Они могут отметить, что в XVIII в. церковь лишилась почти всех своих земельных владений, а ее имущество попало под государственный контроль. Благосостояние иерархов, особенно членов Синода, зависело от государственного жалования. Священники были обязаны доносить начальству обо всем, что могло представлять угрозу государственному строю. Если эти сведения были получены на исповеди, когда священник выступает перед Богом свидетелем раскаяния человека в совершенных грехах, то духовник должен был разгласить тайну исповеди. 
      Домашнее задание: § 50, ответить на вопросы после параграфа.

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru