Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Эпоха дворцовых переворотов. Семилетняя война

 

Цели уроков: характеристика эпохи дворцовых переворотов; определение причин и следствий этих переворотов; сравнительный анализ политики Петра  I и политиков эпохи дворцовых переворотов.

Основные даты и события
1725—1727 гг. — царствование Екатерины I.
1726 г. — учреждение Верховного тайного совета. 


1727—1730 гг. — царствование Петра II.
1730—1740 гг. — царствование Анны Ивановны. 
1735—1739 гг. — русско-турецкая война. 
1736 г. — указ о вечноотданных. 
1740—1741 гг. — царствование Ивана VI Антоновича.  

1741— 1757—1761 гг. — участие России в Семилетней войне. 
1761—1762 гг. — царствование Петра III. 
1762 г. — Манифест о вольности дворянства.

Термины и понятия уроков
      Верховный тайный совет — высшее совещательное государственное учреждение России в 1726—1730 гг. (7—8 человек). Создан Екатериной I как совещательный орган, фактически решал важнейшие государственные вопросы. Пытался ограничить самодержавие в свою пользу, но был распущен императрицей Анной Ивановной.
      Кабинет министров — высшее государственное учреждение России в период царствования императрицы Анны Ивановны. 
      Кондиции — условия вступления на престол российской императрицы Анны Ивановны. Выдвинуты в 1730 г. Верховным тайным советом с целью ограничения монархии в пользу аристократической верхушки. Анна Ивановна приняла кондиции, позднее отвергла их и распустила Верховный тайный совет. 
      Персоналии: Анна Ивановна (Анна Иоанновна), Анна Леопольдовна, А. П. Бестужев-Рюмин, Э. И. Бирон, А. П. Волынский, Г. И. Головкин, Екатерина I Алексеевна, Елизавета Петровна, Иван VI Антонович, М. В. Ломоносов, Б. К. Миних, Петр II, Петр III Федорович, А. Г. Разумовский, П. С. Салтыков, Фридрих II Великий, А. М. Черкасский, И. И. Шувалов, П. И. Шувалов. 
      Оборудование уроков: карта «Российское государство во второй половине XVIII в.»; CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.»; CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей»; фрагменты фильма «Тайны дворцовых переворотов» (режиссер С. С. Дружинина). 
      План изучения нового материала: 1. Причины и характер дворцовых переворотов. 2. Дворцовые перевороты. 3. Внешняя политика.
      1. Во вводном слове учитель еще раз напоминает учащимся, что правление Петра Великого открыло новую эпоху. Россия приобрела европеизированные черты государственного устройства: управление и юрисдикция, армия и флот были реорганизованы на европейский манер. 
      Далее учащимся можно предложить ответить на вопросы: как Петр I предполагал решить вопрос о престолонаследии? Можно ли считать указ о наследии престола 1722 г. причиной дворцовых переворотов?
      Учащиеся могут отметить, что еще при жизни Петра встал вопрос о престолонаследии. Указ 1722 г. о престолонаследии формально можно считать причиной дворцовых переворотов. Не назначив наследника, Петр предопределил борьбу за престол после своей смерти. 
      Предваряя разговор о самих дворцовых переворотах, учитель предлагает учащимся, опираясь на материал учебника, определить, какие группировки, сложившиеся у трона к моменту смерти Петра I, могли претендовать на власть. Учащиеся могут выделить три группировки, которые и повели борьбу за власть: 
      1) новая знать, сподвижники Петра (во главе с А. Д. Меншиковым); 
      2) старая аристократия (во главе с Долгорукими); 
      3) иностранная (немецкая) партия (во главе с А. И. Остерманом). 
      Именно эти группировки возводили на престол то женщин, то детей. 
      Целесообразно обратить внимание учащихся на то, что абсолютная монархия еще формировалась, влияние недворянского сословия было незначительным. В этих условиях возрастала роль гвардии, выражавшей интересы дворянства. Отсюда дворцовый характер переворотов. 
      2. Характеризуя сами перевороты, учитель может продемонстрировать фрагменты фильма «Тайны дворцовых переворотов». Далее он предлагает учащимся заполнить сравнительную таблицу.

Основные результаты внутренней политики правителей эпохи дворцовых переворотов

Правители эпохи дворцовых переворотов

Екатерина I

Анна Ивановна

Елизавета Петровна

Петр III

1726 г. — создан Верховный тайный совет. Утверждены штаты коллегий.
Уменьшен подушный сбор, отменено участие армии в его сборе и ее квартирование по уездам. Дворяне получили право торговли во всех городах и пристанях (до этого торговля считалась привилегией купечества)

Отвергла кондиции.
1730 г. — отмена указа о единонаследии 1714 г.
1731 г. — создан Кабинет министров. 1736 г. — замена бессрочной службы дворян 25 годами.
1736 г. — указ о вечноотданных, закреплявший за мануфактурами не только пришлых работников, но и членов их семей

1744 г. — отмена смертной казни.
1754 г. — отмена внутренних таможен.
1746 г. — указ, разрешавший только дворянам покупать людей и крестьян с землей и без земли. 1760 г. — помещики получили право ссылать неугодных крестьян в Сибирь без суда и судебного постановления

Принят указ о секуляризации церковных земель.
Прекращено преследование староверов по религиозным мотивам. Предпринята попытка вывести из Петербурга гвардию, лишив ее возможности влиять на политическую жизнь страны

      Анализ таблицы можно провести в виде дискуссии по вопросу о судьбе петровских реформ. На обсуждение выносятся следующие вопросы: как изменялось положение дворянства в изучаемый период? Можно ли считать, что после Петра I Россия шла по начертанному пути? Каковы идейные основы царствования правителей эпохи дворцовых переворотов? 
      3. Учитель просит учащихся вспомнить, какие задачи внешней политики стояли перед Россией в начале XVIII в., какие из них были уже выполнены, какие требовали решения.
      Причины «вялости» внешнеполитического курса России во второй половине 20-х—30-е гг. XVIII в. учащиеся называют на основе изученного материала. В числе причин они могут выделить следующие: 
      1) перенапряжение сил в Северной войне; 
      2) лидирующие позиции иностранной партии; 
      3) снижение боеспособности армии и флота. 
      Ответы на вопросы о внешней политике Анны Ивановны и Елизаветы Петровны целесообразно организовать в виде защиты рефератов по соответствующим темам. Класс в этом случае получает задание составить таблицу основных событий внешней политики, а также отразить на контурной карте события Семилетней войны. 
      Оценку значения дворцовых переворотов в истории России учащиеся дают самостоятельно. 
      Подводя итоги, учитель просит школьников сделать вывод по сравнительному анализу политики Петра I и политиков эпохи дворцовых переворотов.
      Домашнее задание: § 46, ответить на вопросы после параграфа; работа с документом к параграфу.

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru