Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Окончание северной войны. Конец правления Петра великого

 

Цели урока: определение причин победы России в Северной войне; характеристика итогов Северной войны; знакомство учащихся с итогами дискуссии о личности Петра Великого, его влиянии на судьбу России.

Основные даты и события
      1721 г. — окончание Северной войны, подписание Ништадтского мира. 
      1721 г. — принятие Петром I титула императора. 
      1721 г. — учреждение Синода. 
      1722 г. — указ о наследии престола. 
      1724 г. — учреждение Академии наук. 
      Оборудование урока: карта «Российское государство в первой половине XVIII в.»; CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.»; CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей»; фрагменты фильма «Петр Первый» (режиссер В. М. Петров, 1937 г.). 
      План изучения нового материала: 1. Окончание Северной войны. Ништадтский мир. 2.   Причины победы России в Северной войне. 3.   Личность Петра Великого. 
      1. В начале урока учитель предлагает учащимся завершить заполнение таблицы «Ход Северной войны». Школьники вписывают в таблицу последние события войны и условия Ништадтского мира. 
      Петр считал одержанную победу самой большой радостью в своей жизни. В октябре 1721 г. продолжавшиеся месяц празднества в столице завершились торжественной церемонией принятия царем титула императора всероссийского. При жизни Петра его новый статус императора признали Швеция, Дания, Пруссия, Голландия, Венеция. 
       Россия решила главную внешнеполитическую задачу, которую русские цари пытались решить в течение двух веков,   — получила выход к морю. Россия прочно вошла в круг европейских держав. Были установлены постоянные дипломатические отношения с крупными европейскими странами. 
      Более подробно с условиями Ништадтского мира учащиеся могут познакомиться в тексте самого документа, приведенного ниже.

Ништадтский мирный договор

30 августа 1721 г.

      <...> 4. Ее королевское величество Свейское уступает сим за себя и своих потомков и наследников свейского престола и королевства Свейского его царскому величеству и его потомкам и наследникам Российского государства в совершенное неприкословное вечное владение и собственность в сей войне, чрез его царское величество оружия от короны Свейской завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии с дистриктом Выборгского лена, который ниже сего в артикуле разграничения означен и описан с городами и крепостьми: Ригою, Дюнаминдом, Пернавою, Ревелем, Дерптом, Нарвою, Выборгом, Кексгольмом и всеми прочими к помянутым провинциям надлежащими городами, крепостями, гавенами, местами, дистриктами, берегами с островами: Эзель, Даго и Меном и всеми другими от Курляндской границы по Лифляндским, Эстляндским и Ингерманландским берегам и на стороне оста от Ревеля в фарватере к Выборгу, на стороне зюйда и оста лежащими островами, со всеми на сих островах, как в вышепомянутых провинциях, городах и местах обретающимися жителями и поселениями и генерально со всеми принадпежностьми. 
      <...> 5. Против того же его царское величество обещает в 4 недели по размене ратификаций о сем мирном трактате или прежде, ежели возможно, ее королевскому величеству и короне Свейской возвратить и паки испражнить Великое княжество Финляндское... Сверх того хощет его царское величество обязан быть и обещает ее королевскому величеству и королевству Свейскому сумму двух миллионов ефимкою, исправно без вычета... заплатить и отдать. 
      <...> 6. Ее королевское величество Свейское о коммерции сим себе выговорил, что ему в вечные времена свободно быть имеет в Риге и в Ревеле и Аренсбурге ежегодно на 50 000 рублей хлеба покупать... не платя никаких пошлин или иных налогов в Швецию свободно вывезен быть имеет. 
      <...> 16. Коммерции имеют свободно и беспомешательно междо обоими государствами и к оным принадлежащими землями, подданными и жительми как на земле, так и водою учреждены, и сколь скоро возможно, чрез особливый трактат к пользе обоих государств учреждены быть. <...>

      2. Особое внимание на уроке учитель обращает на причины победы России в Северной войне, которые учащиеся формулируют самостоятельно. К ним они могут отнести экономическую и социально-политическую мобилизацию страны после первых неудач войны, преобразования, проведенные в стране, в частности изменение принципа комплектования войска, строительство флота, экономическую политику Петра и др. 
      3. Рассматривая последние годы жизни Петра, учитель останавливается на указе о наследии престола, подчеркивая, что именно он станет причиной эпохи дворцовых переворотов. Можно проиллюстрировать последние дни Петра фрагментами фильма. 
      Вопрос об оценке личности Петра, его реформаторской деятельности также весьма важен для восприятия учащихся. Для анализа существующих точек зрения школьникам может быть предложено опережающее домашнее задание: сделать подборку взглядов историков на реформы Петра. На уроке по итогам выполнения этого задания учитель может организовать дискуссию. По итогам дискуссии учащиеся должны сделать следующий вывод: отношение к Петру и его реформам было неоднозначным еще при его жизни. Одни считают его западником и модернизатором, другие — тираном и деспотом. Одни видят в реформах разрыв с предшествующей национальной традицией, другие считают их только несколько улучшенным сохранением этих традиций. 
      Далее можно предложить учащимся ответить на вопросы 4—5 после § 45, дополнив их вопросом «Чем можно объяснить современный интерес к личности и реформам Петра I?».
       Подводя итоги урока, завершающего рассмотрение эпохи Петра Великого, учитель может предложить учащимся следующее задание: на конкретных примерах подтвердите или опровергните вывод о социокультурном расколе российского общества в результате петровских реформ.

       Домашнее задание: § 45, составить историческую характеристику личности Петра Великого. В помощь учащимся может быть предложена выдержка из записок Юста Юля о Петре I, приведенная ниже.

Записки датского посланника Юста Юля о Петре I
(Извлечение)

      ...Царь очень высок ростом, носит собственные короткие коричневые, вьющиеся волосы и довольно большие усы, прост в одеянии и наружных приемах, но весьма проницателен и умен. За обедом у обер-коменданта царь имел при себе меч, снятый в Полтавской битве с генерал-фельдмаршала Рейншильда. ...15 декабря 1709 г. после полудня я отправился на Адмиралтейскую верфь, чтобы присутствовать при поднятии штевней на 50-пушечном корабле, но в тот день был поднят один форштевень, так как стрелы (козлы) оказались слишком слабы для подъема ахтерштевня. Царь, как главный корабельный мастер (должность, за которую он получал жалование), распоряжался всем, участвовал вместе с другими в работах и, где нужно было, рубил топором, коим владел искуснее, нежели все прочие присутствовавшие там плотники. Бывшие на верфи офицеры и другие лица ежеминутно пили и кричали. В боярах, обращенных в шутов, недостатка не было, напротив, их собралось здесь большое множество. Достойно замечания, что, сделав все нужные распоряжения для поднятия форштевня, царь снял перед стоявшим тут генерал-адмиралом шапку, спросил его, начинать ли, и только по получении утвердительного ответа снова надел ее, а затем принялся за свою работу. Такое почтение и послушание царь выказывает не только адмиралу, но и всем старшим по службе лицам, ибо сам он покамест лишь шаутбенахт. Пожалуй, это может показаться смешным, но, по моему мнению, в основании такого образа действий лежит здравое начало: царь собственным примером хочет показать прочим русским, как в служебных делах они должны быть почтительны и послушливы в отношении своего начальника. 
       С   верфи царь пошел в гости на вечер к одному из своих корабельных плотников.
       ...Царь часто развлекается точением и путешествуя возит станок за собою. В этом мастерстве он не уступит искуснейшему токарю и даже достиг того, что умеет вытачивать портреты и фигуры. При моем посещении он временами вставал из-за станка, прогуливался взад и вперед по комнате, подшучивал над стоящими кругом лицами и пил с ними, а также порою разговаривал то с тем, то с другим, между прочим, и о самых важных делах, о каковых удобнее всего разговаривать с царем именно при подобных случаях. Когда же царь снова садился за станок, то принимался работать с таким усердием и вниманием, что не слышал, что ему говорят, и не отвечал, а с большим упорством продолжал свое дело, точно работал за деньги и этим трудом снискивал себе пропитание. В таких случаях все стоят кругом него и смотрят, как он работает. Всякий остается у него сколько хочет и уходит, когда кому вздумается, не прощаясь.

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru