Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Реформы Петра Великого

 

Цели уроков: определение причин проведения реформ, их направленности и методов проведения; сравнительная характеристика системы государственного управления при Петре I и существовавшей ранее.

Основные даты и события
      1708—1710 гг. — губернская реформа. 
      1711 г. — учреждение Сената. 
      1712 г. — указ об учреждении торгово-промышленных компаний. 
      1714 г. — указ о единонаследии. 
      1718—1720 гг. — введение коллегий. 
      1718—1724 гг. — податная реформа. 
      1721 г. — церковная реформа. 
      1722 г. — принятие Табели о рангах. 
      1722 г. — указ об объединении мастеров-ремесленников в цехи. 
      1724 г. — введение покровительственного таможенного тарифа.

       Термины и понятия уроков
      Ассамблея (от франц. assemblee — собрание) — собрания-балы с участием женщин в домах российской знати, введенные и регламентированные в 1718 г. Петром I.
      Генерал-губернатор — высшая должность местной администрации России в 1703—1917 гг.; обладал гражданской и военной властью, с 1775 г. возглавлял генерал-губернаторство.
      Генерал-прокурор — одна из высших государственных должностей в имперской России. Наблюдал за законностью деятельности государственного аппарата, возглавлял Сенат; с 1802 г. был одновременно и министром юстиции.
      Даточные люди — в России XV—XVII вв. лица из тяглого населения, отданные на пожизненную военную службу. С середины XVII в. в составе полков нового строя. Заменены рекрутами.
      Коллегия — группа лиц, образующих руководящий, совещательный или распорядительный орган (например, коллегия министерства, судейская коллегия). Название высшего правительственного учреждения в России XVIII в.
      Магистрат — сословный орган городского управления в России с 1720 г. (в 1727—1743 гг. назывался ратушей). Первоначально имел административно-судебные, с 1775 г. преимущественно судебные функции. Упразднен Судебной реформой 1864 г.
      Меркантилизм (от итал. mercante — торговец, купец) — экономическая политика эпохи так называемого первоначального накопления капитала, выражалась в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь и проводилась в интересах купечества. 
      Подушная подать — в России XVIII—ХIХ вв. основной прямой налог. Заменила в 1724 г. подворное обложение. Облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 80—90-х гг. XIX в. 
      Провинции — административно-территориальные единицы в России в 1719—1775 гг. в составе губернии. Делились на доли и дистрикты (более мелкие административно-территориальные единицы). 
      Протекционизм — экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Реализуется посредством финансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта. 
      Разряды — правительственные назначения на военную, государственную и придворную службу с учетом местничества в России XV—XVII вв., соответственно записи о назначениях (в разрядных книгах). 
      Сенат — в России в 1711—1917 гг. — Правительствующий сенат, высший государственный орган, подчиненный императору. Учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления. 
      Синод (от греч. synodos — собрание) — собрание высшей церковной иерархии в Русской православной церкви, введено в 1721 г. Руководил Русской православной церковью до 1917 г.
      Табель о рангах — законодательный акт в России XVIII—XX вв., определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан Петром I в 1722 г. Табель о рангах устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й — высший) по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные. Упразднена после 1917 г. 
      Персоналии: Алексей Петрович, Демидовы, А. К. Нартов, Ф. Прокопович, В. Н. Татищев. 
      Оборудование уроков: карта «Российское государство в первой половине XVIII в.»; CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.»; CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей». 
      План изучения нового материала: 1. Предпосылки петровских преобразований. 2. Реформы Петра Великого. 
      1. Во вводном слове учитель предлагает учащимся вспомнить, какое событие определило порядок и ход петровских реформ. Они вспоминают, что именно Северная война стала стержнем петровских преобразований. Учитель отмечает, что у реформ были более глубокие предпосылки. 
      Учащиеся пытаются вспомнить уже известные им предпосылки. Опираясь на эти знания и используя материал учебника, школьники могут заполнить таблицу, в которой будут отражены все предпосылки.

Предпосылки петровских преобразований

Экономические предпосылки

Социально-политические предпосылки

1) Уменьшение экономической разобщенности районов страны, начало процесса складывания всероссийского рынка;
2) специализация сельскохозяйственного производства;
3) возникновение и развитие мануфактурного производства;
4) развитие ремесленного производства в городе и промышленных селах

1) Тенденция к установлению абсолютной монархии;
2) начало консолидации различных групп феодалов в единый класс-сословие;
3) усиление роли городских элементов в экономической жизни страны;
4) неспособность институтов сословно-представительной монархии справиться с подъемом крестьянского движения;
5) нараставшее экономическое и культурное отставание России не только от передовых буржуазных государств, но и от менее развитых стран;
6) угроза потери национальной независимости в ходе Северной войны 1700—1721 гг.

      2. Переходя к рассмотрению реформ в разных сферах жизнедеятельности общества, учитель делит учащихся на группы, каждая из которых будет работать над отдельным направлением реформаторской деятельности Петра I.
      Вопросы и задание группе 1: 1. Чем можно объяснить мероприятия Петра I в области экономического развития? 2. Охарактеризуйте этапы промышленной политики Петра I . 3. Какие изменения произошли в сельском хозяйстве и торговле в изучаемый период? 
      Для работы эта группа может использовать фрагменты документов после § 44. 
      Вопросы и задания группе 2: 1. Выявите основные тенденции развития политического строя России в первой четверти XVIII в. 2. Составьте схему государственного управления при Петре Великом. 3. Почему была создана Табель о рангах? Какую роль она сыграла в успехе петровских преобразований?

Система центрального управления при Петре I

       Задания группе 3: 1. Охарактеризуйте преобразования Петра Великого в армии и на флоте. 2. Проследите этапы военных преобразований Петра I. Свой ответ оформите в виде таблицы. 
      Итоги преобразований в армии: 
      1) была создана регулярная армия с единым принципом комплектования, с единообразным вооружением и обмундированием; 
      2) появилась целая плеяда талантливых полководцев (Меншиков, Шереметев, Апраксин, Брюс и др.); 
      3) возросли военные расходы, и вследствие этого ужесточился налоговый гнет.

Военные преобразования Петра I

Этап

Содержание этапа

      Задания группе 4: 1. Проследите воздействие реформ Петра на изменение социального статуса, образа жизни различных социальных групп. Свой ответ представьте в виде сравнительной таблицы.

Изменения в социальной структуре общества

Социальная группа

Статус, образ жизни

XVII в.

XVIII в.

Крестьяне

 

 

Ремесленники

 

 

Купцы

 

 

Дворяне

 

 

Духовенство

 

 

      2. Проанализируйте указ о единонаследии 1714 г., выясните, с какой целью он был издан, к каким результатам привел.
      При наличии соответствующего оборудования группы при работе над заданиями могут использовать материалы предложенных CD по истории России или сайтов Интернета, указанных выше. 
      Подводя итоги урока, учитель обращает внимание учащихся на особенности реформ: 
      1) проводились по европейскому образцу; 
      2) имели жесткий курс и быстрый темп; 
      3) отсутствовала система в их проведении; 
      4) проходили на базе государственной системы крепостного права; 
      5) охватили все сферы деятельности и жизни общества; 
      6) зависели от внешней политики. 
      Далее предлагает учащимся ответить на вопрос: в каких сферах жизни общества реформы Петра оказались наиболее результативными?

      Домашнее задание: § 44. Вариант 1: подготовить реферат на тему «Реформы Петра: причины, методы, последствия, цена». Вариант 2: согласитесь ли вы с выводами, что реформы Петра: были вынужденными; остались незавершенными, так как у государства не было сил менять общество целиком? Перечислите, что Петр I резко изменил в жизни России и что он не тронул. Свои выводы запишите в таблицу.

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru