Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Эпоха Петра Великого. Северная война и преобразования

 

 

Цели уроков: характеристика международной обстановки накануне Северной войны; изучение хода Северной войны; определение взаимосвязи Северной войны и преобразований, проводимых Петром  I.

Основные даты и события
      1700—1721 гг. — Северная война.
      1703 г. — основание Санкт-Петербурга. 
      1705 г. — введение рекрутской повинности. 
      1708 г. — победа у Лесной. 
      1709 г. — Полтавская битва. 
      1711 г. — Прутский поход. 
      1714 г. — победа русского флота у мыса Гангут.

      Термины и понятия уроков
      Редут — полевое фортификационное сооружение в виде квадрата, прямоугольника или многоугольника, подготовленное к круговой обороне. Редуты являлись опорными пунктами в системе укрепленных позиций. Использовались в XVI — начале XX в. 
      Рекрутская повинность — способ комплектования русской регулярной армии в XVIII—XIX вв. Рекрутской повинности подлежали податные сословия (крестьяне, мещане и др.), которые выставляли от своих общин определенное число рекрутов. В 1874 г. была заменена воинской повинностью. 
      Янычары (от тур. yeni ceri — новые войска) — придворное войско турецкого султана. Янычарский корпус начал формироваться при султане Орхане в 1330 г. Участие янычар в боевых действиях всегда было связано с особой жестокостью их ведения, особенно проявилось при завоевании балканских стран.
      Персоналии: Август II Сильный, Ф. М. Апраксин, Карл XII Шведский, С. Лещинский, И. С. Мазепа, П. П. Шафиров, Б. П. Шереметев. 
      Оборудование уроков: карта «Российское государство в первой половине XVIII в.»; CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.»; CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей»; фрагменты фильма «Петр Первый» (режиссер В. М. Петров, 1937 г.).
      План изучения нового материала: 1. Причины Северной войны. 2. Северная война. 3. Полтавская битва. 4. Прутский поход. 5. Битва у мыса Гангут.
      1. Во вводном слове учитель предлагает учащимся вспомнить результаты Великого посольства России в Европу. Они отмечают, что Великое посольство стало основой создания союза для борьбы со Швецией и изменило направление внешней политики России с южного на северное. 
      Учащиеся самостоятельно выделяют следующие причины Северной войны: 
      1) рост экономического и культурного отставания России от стран Европы; 
      2) преодоление этого отставания неосуществимо без установления тесных контактов с Европой через Балтику. Восточное побережье Балтики принадлежало Швеции, следовательно, война против Швеции отвечала интересам России. 
      2. Ход Северной войны учащиеся отражают в таблице, заполнение которой будет завершено на уроке, посвященном окончанию правления Петра I.

Ход Северной войны

Дата

Основные события

на суше

на море

1700

Разгром русской армии под Нарвой

 

1701

Поражение шведского полководца К. Шлиппенбаха от войск Б. П. Шереметева у Эресферта в Лифляндии

Отражение попытки шведской эскадры захватить Архангельск

1702

Взятие крепостей Мариенбург, Нотебург

 

1703

Взятие крепости Ниеншанц. Основание Санкт-Петербурга

Русские под командованием Петра I и А. Д. Меншикова захватили в абордажном бою 2 шведских судна в устье Невы

1704

Взятие Дерпта, Нарвы, Ингерманландии. Шведы заняли Варшаву

 

1705

Провал попытки шведов захватить Санкт-Петербург

Провал попытки шведов захватить Санкт-Петербург

1706

Разгром шведов под Калишем

 

1707

Начало похода Карла XII в Россию

 

1708

Победа в битве у деревни Лесной. Измена украинского гетмана И. С. Мазепы

 

27 июня 1709

Полтавская битва   — коренной перелом в Северной войне

 

1710

Русские войска заняли Прибалтику и Карелию. Турция объявила войну России

 

1711

Прутский поход

 

1714

Занята Финляндия

Победа русского флота у мыса Гангут

1718

Гибель Карла XII при осаде крепости в Норвегии

 

1719

 

Победа русского флота у острова Эзель

1720

 

Победа русского флота у острова Гренгам

1721

Подписание Ништадтского мира, по которому Россия получила Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию, часть Карелии с Выборгом. Россия возвращала Швеции Финляндию и выплачивала компенсацию за территориальные приобретения (1,5 млн рублей)

      После заполнения таблицы учитель обращает внимание учащихся на основные события Северной войны. 
      Пункт параграфа «Нарва» можно выделить особо, организовав самостоятельную работу учащихся по составлению тезисов ответа по теме: «Нарва: причины поражения и уроки». Школьники приходят к выводу, что поражение под Нарвой стимулировало дальнейшие преобразования. 
      3. Победа русских войск под началом Петра I в Полтавской битве означала подрыв военного могущества Швеции и перелом в ходе Северной войны в пользу России. 
      Далее учащиеся на основе документа, приведенного ниже, составляют план ответа по теме «Полтавская битва — генеральное сражение Северной войны».

«Обстоятельная реляция» о Полтавской битве

28 июня 1709 г.

      ...Наша же кавалерия на правой руке между лесом поставлена была, и междо оною несколко редут зделано, и людми и пушками осажены... 
      ...И 27-го числа по утру весма рано, почитай при бывшей еще темноте, из дефилеев, в которых он во всю ночь свое все войско в строй поставлено имел, на нашу кавалерию как с конницею, так и с пехотою своею с такою фуриею напал [неприятель], что, хотя он многократно с великим уроном от нашей кавалерии и от наших редут, к которым приступал, отогнан есть, однакож наша кавалерия, понеже оную нашею инфантериею толь скоро выручить не могли, последи немного к нашему ретранжементу уступити принужденна; однакож паки скоро остановились и неприятеля атаковали, и онаго правое крыло веcма збили, и генерала-маеора Шлипембаха, которой тем крылом командовал, в полон взяли. 
      ...Междо тем же неприятелская кавалерия от главного войска от нашей кавалерии уступила [отступила] и с своею инфантериею паки случилася [соединилась], и поставили [шведы] всю свою армею в ордер баталии перед фрунтом с четверть мили от нашего обозу. Междо тем же его величество [Петр I] повелел тотчас двум линиям от нашей инфантерии из нашего транжаменту выступить, а третию в оном назади оставил, и тако ту армею в строй поставил, что инфантерия в среди, кавалерия же на обоих крылах поставлена. И с нашей стороны правое крыло кавалерии командовал генерал-лейтенант Баур... левое же крыло командовал его светлость князь Меншиков, понеже тамо его пребытие потребнейше было. А корпус баталии командовал сам его царское величество... и при том господин генерал-фелтьмаршал Шереметев, також генералы от инфантерии князь Репнин и Аларт... А артиллериею управлял генерал-порутчик от артиллерии Брюс. И всякой в своем назначенном месте управляли со изрядным опыты мужества и воинского искусства своего. И как войско наше таковым образом в ордер баталии установись, на неприятеля по-цшо, и тогда в 9-м часу перед полуднем атака и жестокой огонь с обоих сторон начался, которая атака от наших войск с такою храбростию учинена, что вся неприятелская армея по получасном бою с малым уроном наших войск... как кавалерия, так и инфантерия веcма опровергнута, так что швецкая инфантерия не единожды потом не остановилась, но без остановки от наших шпагами, багинетами и пиками колота, и даже до обретающегося вблизи лесу, яко скоты, гнаны и биты...

      Вопросы и задания к документу: 1. На основе документа составьте схему Полтавского сражения. 2. Какие факторы способствовали победе под Полтавой? 3. Как проявили себя русские военачальники на поле боя?

      Проиллюстрировать ход сражения также можно, используя соответствующие фрагменты фильма «Петр Первый». 
      4. Прутский поход русской армии рассматривается в процессе сообщения или доклада ученика. В ходе обсуждения доклада школьникам предлагается ответить на вопрос 2 после § 43. 
      5. Первая победа русского флота под руководством Петра I состоялась у мыса Гангут 27 июля 1714 г. Рассмотрение этого сражения можно также организовать в виде представления доклада или сообщения учащихся. Далее школьники отвечают на вопрос 3 после § 43.
      Подводя итог урока, учитель может предложить учащимся обсудить высказывание В. О. Ключевского, как нельзя более точно определяющее значение Северной войны для преобразований в России: «Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы...» 
      Домашнее задание: § 42—43, ответить на вопросы после параграфов.

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru