Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

У р о к и 42—43. КУЛЬТУРА И БЫТ XVII в.

 

Цель уроков: 

характеристика развития русской культуры XVII в.


Основная дата и событие 
1687 г. — основание Славяно-греко-латинской академии.

Термины и понятия уроков 
Нарышкинское барокко (нарышкинский стиль, московское барокко) — условное (по фамилии Нарышкиных) название стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII в.: светски-нарядные многоярусные церкви (в Филях и Троицком-Лыкове в Москве) и светские здания с резным белокаменным декором, элементами архитектурного ордера.

      Персоналии 
Палицын Авраамий (?—1627 г.) — келарь Троице-Сергиева монастыря в 1608—1619 гг., организатор его обороны (1618 г.), писатель. Историческое сочинение «Сказание» — ценный источник по истории России начала XVII в., в том числе Смутного времени.
Симеон Полоцкий (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1629—1680 гг.) — белорусский и русский общественный и церковный деятель, писатель, проповедник, поэт. Полемизировал с деятелями раскола. Наставник царских детей. Организовал в Кремле типографию. Один из зачинателей русской силлабической поэзии (сборники «Вертоград многоцветный», написан в 1678 г., «Рифмологион», написан в 1678—1680 гг.) и драматургии.
Ушаков Симон Федорович (1626—1686 гг.) — русский живописец и гравер. Произведения Ушакова (иконы, парсуны, миниатюры), сочетающие традиционные приемы иконописи с объемной светотеневой лепкой формы, знаменуют переход от средневекового религиозного к светскому искусству.

Оборудование уроков: карта «Россия в XVII в.», CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.», CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей».

      Вариант 1. Урок можно провести в виде ученической конференции по теме «Основные направления и характерные черты перемен в духовной жизни России XVII в.». На конференции заслушиваются доклады и сообщения учащихся, формулируются тезисы, содержащие основные выводы по данной теме.
      На конференции обсуждаются проблемы связи развития культуры и событий внутренней и внешней политики, зарубежного влияния на русскую культуру XVII в. Непременным условием должно стать иллюстрирование выступлений докладчиков. Это могут быть фрагменты видеофильмов либо слайд-шоу, подготовленное в программе Power Point.
      Во вводном слове учитель может отметить, что культурная жизнь XVII в. находилась как бы на перепутье, когда, по словам современников, «старина и новизна перемешалися». Исследователи подчеркивают, что в это время происходит культурный переворот, означавший переход от древнерусской культуры к культуре Нового времени. Определяющим в происходящем культурном перевороте стало обращение к личностному началу, к человеку. Эти тезисы должны стать основополагающими на конференции.
      Для характеристики жизни и быта различных сословий учащиеся могут использовать дополнительные материалы, приведенные ниже.

Путешествие в Московию барона Августина Мейерберга, 
члена Императорского придворного совета, 
к царю и великому князю Алексею Михайловичу в 1661 году, 
описанное самим бароном Мейербергом

      ...У людей побогаче стол умеренный, а прочие питаются одним хлебом и чесноком, и все одинаково утоляют жажду чистой водой или очень скупо приправленной подмесью закваски.
      ...Правда, что на всякой улице поставлены сторожа, которые каждую ночь, узнавая время по бою часов, столько же раз, как и часы, колотят в сточные желоба на крышах и в доски, чтобы стук этот давал знать об их бдительности шатающимся по ночам негодяям, и они из боязни быть схваченными отстали бы от злодейского дела, за которое принялись; а не то, если лучше хотят быть злодеями, сторожа их ловят и держат ночью под караулом, чтобы с рассветом отвести к уголовному судье...

 

Путешествие в Московию Николааса Витсена в составе посольства Их Высокомогущественных Господ Генеральных Штатов Объединенной Нидерландии

      8—11 января
      ...Любопытство привело меня в дом купца, куда я был приглашен на обед. Хозяйка приветствовала меня кубком пива, зачерпнув его из большого ковша, причем остатки из кубков выливались обратно в ковш, что было весьма неаппетитно. Стол накрыли грязноватой скатертью сами хозяин и его сын, хотя это важные люди, у которых в изобилии были холопы и слуги... Кроме нас было еще двое русских гостей; ох, как же некрасиво они едят! Не молятся, а только крестятся; сидят хуже, чем самый неотесанный наш крестьянин. Во время обеда пришел сынок хозяина и приветствовал нас рукопожатием и поклоном; чем крепче ударяют по рукам, тем, значит, серьезнее. Этот поднес каждому из нас по чарке водки и продолжал стоять, склонясь до земли, пока они не опорожнились. Затем хозяин вызвал жену, которая также поклонилась каждому из нас и поднесла по кубку водки, после чего сразу, не говоря ни слова, опять ушла. При первом выходе хозяйка сказала: «Приглашаю вас на хлеб-соль». Одета она была богато: шапка вышита золотом и жемчугом. Привезли нас домой в санях купца, а на следующий день я также угостил их. <...> 
      22 мая
      ...Считая характер народа и его веру известными, не буду их описывать, скажу только, что они хорошие христиане, но необучены и плохо воспитаны. Обучение там не в почете, и тех, кто занимается наукой, называют еретиками. Они чрезмерно сладострастны и очень склонны к пьянству; я стыжусь вспоминать примеры того и другого как у женщин, так и у мужчин. Вступают в брак еще детьми, и это по разным причинам. Они все рабы, кроме самого царя...

 

      Вопросы к документам: 1. Как Мейерберг характеризует жизнь населения Москвы? 2. Каким образом Витсен оценивал русскую жизнь, сравнивая ее с европейской? 3. Какое впечатление на иностранцев произвели жители Москвы и встречи с отдельными представителями купечества и приказной бюрократии?

      Вариант 2. Групповая работа учащихся по отдельным аспектам темы с материалами учебника, Интернета (при наличии в классе компьютеров, имеющих доступ в Сеть).
      Задание 1-й группе: опираясь на текст учебника, охарактеризуйте тенденции развития русского образования в изучаемый период.
      Задание 2-й группе: опираясь на материал учебника, охарактеризуйте развитие науки в XVII в.
      Задание 3-й группе: на основе материалов параграфа докажите, что XVII век стал началом нового периода в русской литературе, изобразительном искусстве и архитектуре.
      Задание 4-й группе: по материалам учебника проведите сравнительный анализ быта русских людей в XVI и XVII вв.
      После обсуждения ответов групп учащиеся отвечают на вопрос: испытывала ли русская культура XVII в. зарубежное влияние? Если да, то насколько сильным было это влияние?

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru