Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

У р о к 40. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVII в.

 

Цели урока: 

характеристика задач внешней политики России после Смутного времени; анализ связи внутренней и внешней политики России в XVII в.

      Основные даты и события 
      1632—1634 гг. — русско-польская (Смоленская) война.
      1634 г. — Поляновский мирный договор.
      1648 г. — открытие С. Дежневым пролива, отделяющего Азию от Америки.
      1649—1653 гг. — походы Хабарова на Амур.
      1654—1667 гг. — русско-польская война.
    1654 г. — Переяславская рада, провозгласившая переход Левобережной Украины в подданство русского царя.
      1667 г. — Андрусовское перемирие.
      1677—1678 гг. — Чигиринские походы.
      1681 г. — Бахчисарайский мир.
      1686 г. — подписан «вечный мир» России с Польшей.

      Термины и понятия урока 
      Андрусовское перемирие — завершило русско-польскую войну 1654—1667 гг. за Украину и Белоруссию. Срок перемирия был определен в 13,5 лет. Речь Посполитая отказывалась в пользу России от Смоленского и Черниговского воеводств и признавала воссоединение с Россией Левобережной Украины. Правобережная Украина и Белоруссия оставались под властью Польши. Киев должен был остаться под управлением России до 1669 г. Запорожская Сечь объявлялась под совместным управлением России и Речи Посполитой.
      Бахчисарайский мир — мирный договор России с Турцией и Крымским ханством. Заключен в Бахчисарае в 1681 г. на 20 лет. Признавал воссоединение с Россией Левобережной Украины и Киева, русское подданство запорожских казаков.
      «Вечный мир» 1686 г. — мир между Россией и Речью Посполитой, закрепил за Россией Левобережную Украину и Киев, обусловил участие России в антитурецкой коалиции.
      Землепроходцы — в Русском государстве XVI—XVII вв. — организаторы и участники походов в Сибирь и на Дальний Восток, которые привели к крупным географическим открытиям на территории Сибири, Дальнего Востока и в омывающих их водах Северного Ледовитого и Тихого океанов.
      Поляновский мир — мирный договор между Россией и Речью Посполитой 1634 г., завершил Смоленскую войну 1632—1634 гг. Подтвердил границу, установленную Деулинским перемирием 1618 г. Россия отказалась от прав на все земли, захваченные Речью Посполитой в Смутное время, за исключением Серпейского уезда, и обязалась выплатить полякам 20 тыс. р. В свою очередь, Польша выводила свои войска из пределов Русского государства, а король Владислав IV Ваза отказался от претензий на русский престол. Условиями Поляновского мира был предусмотрен немедленный обмен пленными без всякого выкупа и межевание границы.
      Русско-польская война 1654—1667 гг. — война между Россией и Речью Посполитой за обладание Украиной, Белоруссией, западнорусскими землями.
      Смоленская война — война 1632—1634 гг. за возврат Смоленской и Черниговской земель. Завершилась капитуляцией окруженной под Смоленском русской армии (командующий Михаил Шеин) и Поляновским миром.
      Чигиринские походы — походы русских армий и украинских казаков 1677 и 1678 гг. в период русско-турецкой войны 1677—1681 гг. к городу Чигирин, дважды осаждавшемуся турецкой армией. Сорвали турецкие планы захвата украинских земель.

      Персоналии
      Голицын Василий Васильевич (1643—1714 гг.) — князь, боярин, фаворит правительницы Софьи. В 1676—1689 гг. возглавлял Посольский и другие приказы. Заключил в 1686 г. «Вечный мир» с Польшей. Участник Чигиринских (1677—1678 гг.) и глава Крымских (1687, 1689 гг.) походов. В 1689 г. сослан Петром I в Архангельский край.
      Дежнев Семен Иванович (ок. 1605—1673 г.) — русский землепроходец. В 1648 г. совместно с Ф. А. Поповым проплыл от устья Колымы в Тихий океан, обогнул Чукотский полуостров, открыв пролив между Азией и Америкой.
      Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (ок. 1605—1680 г.) — российский дипломат, боярин, воевода. Руководил внешней политикой в 1667—1671 гг. Заключил Андрусовское перемирие 1667 г. В 1672 г. постригся в монахи.
      Попов Федот Алексеевич (XVII в.) — русский землепроходец. В 1648 г. совместно с С. И. Дежневым прошел морем из устья реки Колыма к устью реки Анадырь, открыв пролив между Азией и Америкой (позднее назван Беринговым проливом), полуостров и реку Камчатка.
      Шеин Михаил Борисович (?—1634 г.) — боярин, воевода. Возглавил Смоленскую оборону 1609—1611 гг., до 1619 г. — в польском плену. С 1619 г. — доверенное лицо Филарета и глава ряда приказов, участник дипломатических переговоров. Командующий армией, осаждавшей Смоленск в русско-польской войне 1632—1634 гг. После капитуляции русской армии казнен.

      Оборудование урока: карта «Россия в XVII в.», CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.», CD«История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей».

      План изучения нового материала: 1. Смоленская война. 2. Русско-польская война 1654—1667 гг. 3. Русско-турецкая война. Чигиринские походы. 4. «Вечный мир» России с Польшей. 5. Присоединение Сибири. Нерусские народы России.

      Во вводном слове учитель предлагает учащимся сформулировать внешнеполитические задачи, стоявшие перед Россией в XVII в., и знакомит их с различными точками зрения историков о приоритете тех или иных задач.
      Опираясь на материал учебника, учащиеся выделяют три основные внешнеполитические задачи:
      1) добиться выхода к Балтийскому морю;
      2) вернуть захваченные Польшей русские территории;
      3) выйти на побережье Черного моря.
      Рассматривая историографию проблемы, учитель может привести мнение Б. Ф. Поршнева, который считает главной для России проблемой отношения с Польшей. По мнению О. Л. Ванштейна, гораздо большее значение имела задача выхода к Балтике. Учитель предлагает учащимся высказать свою точку зрения по этому вопросу в конце урока, после изучения нового материала.
      1. Переходя к рассмотрению Смоленской войны 1632—1634 гг., учитель обращает внимание учащихся на то, что именно в 30-е гг. XVII в. в стране начинаются преобразования, направленные на повышение боеспособности русского войска (появляются полки «иноземного строя»).
      Причины войны учащиеся могут определить самостоятельно, опираясь на имеющиеся у них знания и материал учебника. Среди причин они могут выделить сохранение притязаний Владислава на престол и непризнание Польшей избрания Михаила Романова царем.
      Война не дала решительного перевеса ни одной из сторон, и в 1634 г. был заключен Поляновский мирный договор, условия которого школьники изучают самостоятельно по учебнику. По условиям этого договора Владислав отказался от притязаний на московский престол, однако из всех городов, захваченных Польшей, России был возвращен только Серпейск.
      Учитель подчеркивает, что неудача в войне объяснялась хозяйственной и военной слабостью России и отсутствием необходимого количества регулярных войск.
      2. Нерешенность проблемы возврата территорий и начало антипольского движения под руководством Б. Хмельницкого привели к началу новой войны России и Польши в 1654—1667 гг. Эта война тесно связана с проблемой вхождения Украины в состав России. В исторической литературе нет единого мнения по данной проблеме. Можно выделить следующие основные точки зрения:
      1) это был процесс воссоединения братских народов России и Украины;
      2) Б. Хмельницкий целиком передал Украину в распоряжение России, что означало полное и безусловное включение украинских земель в состав Российского государства;
      3) Б. Хмельницкий искал российского покровительства, поэтому Украина стала вассалом России;
      4) это была межгосударственная уния (союз), в которой царь выступил гарантом православия на Украине;
      5) это было временное объединение, Россия была нужна в качестве покровителя лишь на определенное время.
      Война была вначале успешной для России: русские войска заняли Белоруссию и Литву. Войска Б. Хмельницкого освободили западно-украинские земли вплоть до Львова. В это время с севера на Польшу напала Швеция. От полного краха Польшу спасло столкновение России и Швеции, в котором основной задачей России являлась борьба за выход к Балтике. После смерти Б. Хмельницкого новый гетман И. Выговский изменил союзу с Россией. Истощив силы тяжелой войной, Россия и Речь Посполитая в 1667 г. заключили перемирие. К России отошли Смоленск, Киев и вся Левобережная Украина. Признав власть царя, украинские казаки сохранили свое самоуправление, они избирали своих гетманов и имели налоговые льготы.
      Учащимся предлагается задание: отметить на контурной карте земли, возвращенные России по Андрусовскому перемирию 1667 г.
      3. Переходя к рассмотрению отношений России и Турции, учитель отмечает, что до середины XVII в. их можно охарактеризовать как сдержанно-напряженные. Турция неоднократно выражала России протест по поводу действий донских казаков («азовское сидение»).
      Количество пограничных конфликтов увеличивалось, усиливая напряженность в отношениях двух стран. В начале 70-х гг. XVII в. Турция потребовала от России не вмешиваться в турецкую политику на Украине. Военное столкновение с Турцией становилось неизбежным. В 1677—1681 гг. крымские татары в союзе с турками вторглись на Украину. После ожесточенных сражений у крепости Чигирин русским войскам удалось остановить противника, однако угроза татарских набегов сохранялась.
      Бахчисарайский мирный договор 1681 г. закрепил компромисс между Россией и Турцией:
      1) устанавливалось перемирие сроком на 20 лет;
      2) в нижнем течении Днепра, между Днепром и Бугом, создавалась буферная зона, не подлежащая заселению и укреплению. На контурной карте учащиеся отмечают район буферной зоны.
      4. Рассматривая вопрос о заключении «вечного мира» с Польшей, учитель обращает внимание учащихся на роль Австрии в этом вопросе.
      Условия «вечного мира» учащиеся формулируют самостоятельно на основе материалов учебника:
      1) Польша отказывалась от Киева, получая за это денежную компенсацию; Россия получала Запорожье;
      2) гарантировались свобода вероисповедания для православных в Речи Посполитой и право России на их защиту;
      3) Россия обязывалась выступить против Турции на стороне антитурецкой коалиции.
      5. Восточное направление политики России связано с присоединением и началом освоения Сибири. Этот процесс значительно усилил интерес России к странам Востока (в частности к Китаю).
      В XVII в. русское продвижение в Сибирь было весьма активным. Это связано с объединением усилий казаков и государевых служилых людей по строительству острогов и освоению новых земель. Сибирь привлекала огромными пушными богатствами, в которых были заинтересованы и «торговые люди», и государство. В Москве освоение сибирских земель рассматривалось как задача первостепенной государственной важности.
      Традиционно историки выделяют три варианта колонизации Сибири:
      1) добровольное переселение;
      2) переселение по указу царя;
      3) ссылка.
      В Сибирь «по государеву указу», кроме казачества, служилых людей и промысловиков, шли ремесленники и крестьяне. Ссылка давала значительную часть переселенцев (уголовные преступники и военнопленные). Сибирь привлекала крепостных крестьян, бежавших на новые земли от помещичьего угнетения.
      В 1618 г. построен Кузнецкий острог, в 1619 г. — Енисейский острог. В 1628 г. был основан Красноярск, ставший главным оплотом России на Верхнем Енисее и в последующее время. В городах и острогах располагались гарнизоны и резиденции местной администрации, они служили центрами обороны и ясачного сбора. Ясак (в основном пушниной) выплачивался местными сибирскими племенами и шел в российскую казну, хотя бывали случаи, когда служилые люди пытались забирать его себе.
      Если в Западной Сибири правительство действовало по определенному плану, то в Восточной Сибири, в силу ее удаленности от центра, колонизация была более стихийной.
      От Енисея к Лене и Тихому океану отряды землепроходцев двигались, преодолевая сопротивление местных племен. Первыми шли отряды Ерофея Хабарова, Владимира Атласова, Василия Пояркова.
      Широкий размах приняло полярное мореходство. Наиболее крупные морские походы возглавляли казаки М. Стадухин и С. Дежнев.
      Процесс вхождения сибирских народов в состав Российского государства завершился в течение XVII в. Многие племена приняли российское подданство добровольно. Местные народы рассчитывали на выгодную торговлю с русскими и на защиту от разорительных вражеских набегов.
      Уже к концу XVII в. отдельные местные народы мало чем отличались от обитавших по соседству русских и жили тем зажиточнее, чем ближе к ним находились. Многие сибирские народы со временем частично обрусели (алтайцы, манси, буряты), а некоторые полностью ассимилировались в составе русского этноса: енисейцы в районе Туруханска, теленгиты на Алтае, чуванцы и ламуты на Камчатке, карагасы в районе Томска, гольды на Амуре и другие.
      Подведение итогов урока учитель организует в виде обсуждения задания, данного учащимся в начале занятия. Обсуждая мнения историков о приоритете тех или иных задач внешней политики, учитель подводит учащихся к выводу, что все задачи имели равное значение для развития России.
      Домашнее задание: § 36—37, подготовить сравнительную характеристику внешней политики России в XVII в.

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru