Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

У р о к 38. ХОЗЯЙСТВО И СОСЛОВИЯ

 

Цель урока: 

раскрытие влияния политических процессов в России XVII в. на хозяйство страны и социальную структуру общества.

      Основные даты и события 
      1639 г., 1642 г. — указы об увеличении срока сыска беглых крестьян до 9 лет и до 10 лет.
      1653 г. — принят Торговый устав.
      1667 г. — принят Новоторговый устав.
      1678—1681 гг. — проведена податная реформа.

      Термины и понятия урока 
      Мануфактура (от лат. manus — рука и factura — изготовление) — предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике. В России существовала со второй половины XVII до первой половины XIX в. В силу узкой специализации рабочего и орудий труда мануфактура способствовала углублению общественного разделения труда, подготовила переход к машинному производству.
      Товарное хозяйство — тип хозяйства, в котором производство ориентируется на рынок, а связь производителей и потребителей продуктов осуществляется через куплю-продажу товаров.

      Оборудование урока: карта «Россия в XVII в.», CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.», CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей».

      План изучения нового материала: 1. Сельское хозяйство. 2. Промышленность и мануфактурное производство. 3. Торговля. 4. Изменения в социальной структуре России в XVII в.
      В своем вводном слове учитель обращает внимание учащихся на то, что XVII в. является переломным, в том числе и в развитии хозяйства. В России начинается формирование капиталистических отношений. В исторической литературе существует две основные точки зрения на хозяйственное развитие страны в XVII в. Сторонники первой считают, что в связи с развитием мануфактурного производства и складыванием всероссийского рынка можно говорить о зарождении капиталистических отношений в XVII в. Сторонники второй придерживаются мнения о том, что новые явления в социально-экономических отношениях XVII в. были еще неустойчивы и тормозились феодально-крепостнической системой. Об устойчивых капиталистических отношениях можно говорить только применительно к последней трети XVIII в., когда начинается разложение феодально-крепостнической системы.
      1—3. При рассмотрении вопроса о развитии сельского хозяйства, промышленности и торговли в изучаемый период можно организовать групповую работу учащихся. Ее итогом должно стать заполнение каждой группой одной из ячеек таблицы «Развитие хозяйства России в XVII в.». Можно предложить учащимся самостоятельно придумать вариант таблицы. Если они не справляются с заданием, то учитель предлагает им вариант таблицы, приведенный ниже.

Вопросы для сравнения

Сельское хозяйство

Промышленность

Торговля

Темпы развития

Экстенсивное развитие

Развивалась более быстрыми темпами

Медленное развитие внутреннего рынка

Основные направления развития

Расширение посевных площадей за счет освоения новых территорий

Развитие ремесла. Увеличение числа мануфактур

Развитие ярмарочной торговли. Принятие новых торговых уставов: в 1653 г. — Торгового устава (введена единая рублевая пошлина — по 10 денег с рубля, т. е. 5% с покупной цены товара, с иностранцев брали больше), в 1667 г. — Новоторгового устава. Внешнеторговые операции с западными странами — через Архангельск, Новгород, Псков, Смоленск, Путивль, Свенскую ярмарку. В восточной торговле первенствующую роль играла Астрахань

Новые черты

Развитие земледелия в Сибири. Наметилась специализация районов. Дворянское землевладение расширяется за счет земель в Поволжье и Диком поле

Превращение ремесленного производства в мелкотоварное. Развитие мануфактур, использовавших труд крепостных крестьян. Специализация районов на производстве определенных товаров

Начало процесса формирования всероссийского рынка

      При подведении итогов работы групп учащимся предлагается задание: на основе изученного материала дать оценку точек зрения историков на развитие хозяйства в XVII в.
      4. Вопрос об изменениях в социальной структуре России школьники изучают самостоятельно по материалам учебника и текста Соборного уложения 1649 г. (см. урок 36).

Социальная структура русского общества в XVII в.

Сословия

Новые черты

Светские феодалы

Укрепление собственности бояр и дворян на землю и крестьян. 
Сближение вотчинного и поместного права — объединение бояр и дворян в единое сословие

Посадские люди

Прикрепляются к посаду и тяглу.
Существовавшее деление на черные и белые слободы к середине XVII в. было ликвидировано. Белые слободы также стали нести тягло в пользу государства.
Купечество, составлявшее верхушку посада, принудительно объединяется в сотни (гостиную и суконную)

Крестьяне

Владельческие (работали в пользу феодалов на барщине («изделье»), вносили натуральный и денежный оброки и несли повинности и в пользу казны).
Монастырские (работали в пользу монастыря и несли повинности в пользу казны).
Дворцовые (платили подати только в казну).
Черносошные (платили подати только в казну). 
Среди крестьян, особенно владельческих, получает распространение отходничество

Холопы

Большое распространение добровольного (кабального) холопства.
По своему положению сближались с крепостными крестьянами. Податная реформа 1678—1681 гг. уравняла владельческих крестьян и холопов. Если ранее холопы не платили подати в казну, то теперь платили их наравне с крестьянами

      Анализируя изменения в социальной структуре, имевшие место в XVII в., учащиеся отмечают тенденцию к замыканию общественных групп в сословно-корпоративные рамки и окончательному оформлению общегосударственной системы крепостного права. Этот процесс нашел отражение в Соборном уложении 1649 г.
      Подводя итоги урока, учитель предлагает учащимся обобщить изменения в социально-экономическом строе России XVII в. и подтвердить или опровергнуть тезис о том, что в XVII в. можно наблюдать ростки зарождающихся буржуазных отношений.
      Домашнее задание: § 34, подготовить развернутый план по теме: «Новые явления в хозяйственной жизни России в XVII в.».

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru