Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

У р о к 26. КУЛЬТУРА И БЫТ XIV—XV вв.

 

Цели урока: 

характеристика условий развития русской культуры и быта изучаемого периода, преемственности культуры XIV—XV вв. с предшествующим периодом развития отечественной культуры.

      Термины и понятия урока 
      Былины — русские народные эпические песни-сказания.
      «Задонщина» — памятник древнерусской литературы конца XIV в., воинская повесть о Куликовской битве 1380 г. Написана (возможно, Софонием Рязанцем) с ориентацией на «Слово о полку Игореве».
      Историческая песнь — жанр русского фольклора, эпические и лирико-эпические песни об исторических событиях.
      Светлица — часть крестьянского жилища восточных славян, парадная комната, предназначенная для рукоделия и других чистых домашних работ. Устраивалась на женской половине, преимущественно в верхней части дома (на верхних этажах).

      Основные даты и события 
      1425—1427 гг. — построен Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве.
      XV в. — создан иконостас Благовещенского собора Кремля.
      10—20-е гг. XV в. — Андрей Рублев создал «Троицу».

      Персоналии
      Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405 г.) — византийский (греческий) живописец, работавший в России во второй половине XIV — начале XV в. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца расписал старый Благовещенский собор Московского Кремля. До Москвы много работал в Новгороде, где, кроме икон, создал фрески в церкви Спаса Преображения. Работы отличаются монументальностью, внутренней силой и драматической выразительностью образов, свободной живописной манерой.
      Даниил Черный (ок. 1360—1430 г.) — русский живописец. Совместно с Андреем Рублевым и другими иконописцами расписывал Успенский собор во Владимире (1408 г.) и Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре (1420-е гг.).
      Пахомий Логофет (Пахомий Серб) (?—1480-е гг.) — русский ученый, монах, писатель XV в. Автор жизнеописаний московских и новгородских святых.
      Афанасий Никитин (?—1474/75 гг.) — тверской купец, русский путешественник. Совершил путешествие в Персию, Индию (1468— 1474 гг.). На обратном пути посетил Африку (Сомали), Маскат в Аравии, Турцию. Путевые заметки «Хождение за три моря» — ценный историко-литературный памятник.
      Прохор с Городца — один из крупнейших русских живописцев начала XV в. В 1405 г. вместе с Ф. Греком и А. Рублевым расписал фресками старый Благовещенский собор Московского Кремля.
      Андрей Рублев (ок. 1360—1370 — ок. 1430 гг.) — русский живописец, крупнейший мастер московской школы живописи. Его произведения отличаются глубокой человечностью и возвышенной одухотворенностью образов, идеей согласия и гармонии, совершенством художественной формы. Вершиной творчества считают «Троицу», написанную для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Участвовал в создании росписей и икон для соборов: Благовещенского в Московском Кремле (1405 г.), Успенского во Владимире (1408 г.), Троицкого в Троице-Сергиевом монастыре (1425—1427 гг.), Спасского в Андрониковом монастыре в Москве в 1420-х гг., Успенского собора в Звенигороде и др. Кроме того, был автором ряда миниатюр.
      Солари Пьетро Антонио (1450—1493 гг.) — итальянский архитектор, работавший в России с 1490 г. Участвовал в строительстве стен и башен Московского Кремля (1490—1493 гг.), Грановитой палаты (1487—1491 гг.).
      Филофей — русский религиозный писатель, публицист начала XVI в. В письмах к Василию III отстаивал теорию «Москва — Третий Рим», согласно которой Москва являлась всемирным политическим и церковным центром после падения Византии. Само падение Рима и Константинополя (Первого и Второго Рима) он связывал с их изменой «истинному христианству». Московские государи, согласно этой теории, являются прямыми потомками и продолжателями дела римских императоров. Сторонник иосифлян.
      Фиораванти Аристотель (1415/1420—1486 гг.) — итальянский архитектор и инженер, работавший с 1475 г. в России. Построил Успенский собор Московского Кремля (1475—1479 гг.). Участвовал в военных походах Ивана III на Новгород, Казань, Тверь в качестве военного инженера и начальника артиллерии.
      Фрязины (Фрезини) Алевиз и Марко — итальянские зодчие XV в., участвовавшие в строительстве стен, башен и палат Московского Кремля.

      Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентации, подготовленные учащимися; фрагменты видеофильмов «Архитектура. Россия XII—XIX вв.» (М.: Кварт, 1995), «Русская икона» (М.: Кварт, 1995); фрагменты CD «История России и ее ближайших соседей»; CD «Шедевры русской живописи» (М.: «Кирилл и Мефодий», 1997); CD «Энциклопедия истории России. 862—1917».

      Вариант 1. Урок защиты творческих работ учащихся. Подготовка может быть организована следующим образом: класс заранее делится на группы, которые получают тему для презентации.

Темы для презентации:

      1. Расцвет русской живописи в XIV—XV вв.
      2. Православие и социокультурное развитие русского общества.
      3. Литература и общественно-политическая мысль в России XIV—XV вв.
      4. Возобновление каменного строительства в русских городах.
      5. Южнославянское влияние на развитие литературы и искусства конца XIV—XV в.
      При организации работы в такой форме учитель предваряет защиту вводным словом, в котором отражены основные тенденции развития культуры изучаемого периода.
      Содержание культуры этого периода определили два взаимосвязанных между собой обстоятельства: противостояние Орде и борьба за ликвидацию феодальной раздробленности, создание единого государства.
      Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным игом становилась одной из ведущих в культуре. Для культуры того времени характерна также идея неразрывной связи Руси XIV—XV вв. с Киевской Русью и Владимиро-Суздальской Русью. Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над монголо-татарами в Куликовской битве. Определяется ведущая роль Москвы в объединении русских земель. Южнославянское влияние определено переселением выходцев из Балканских стран, подвергшихся турецкому нашествию. Некоторые из них сыграли выдающуюся роль в развитии русской культуры (митрополит Киприан, Григорий Цимбалак, Пахомий Логофет).

      Вариант 2. Урок-дискуссия. Для обсуждения учащимся можно предложить следующие темы:
      1) Связь развития культуры и быта изучаемого периода с важнейшими событиями XIV—XV вв.
      2) Преемственность культуры XIV—XV вв. с предшествующим периодом развития культуры.
      В ходе дискуссии учащиеся должны прийти к следующим выводам:
      1) развитие культуры определялось социально-экономическими и политическими процессами, протекавшими в Русском государстве изучаемого периода, а именно: борьба с Золотой Ордой (победа в Куликовской битве) и процесс складывания централизованного государства;
      2) для культуры изучаемого периода характерна идея неразрывной связи Руси XIV—XV вв. с Киевской Русью и Владимиро-Суздальской Русью. Например, литература XIV—XV вв. унаследовала от древнерусской литературы публицистичность, в ней выдвигались на первый план важнейшие проблемы политической жизни Руси; в основе новых художественных и технических решений русских зодчих лежали традиции архитектуры домонгольского периода;
      3) велико было южнославянское влияние на развитие русской литературы;
      4) русская живопись обособляется от византийской (творчество Феофана Грека, Андрея Рублева).
      В целом, подводя итоги, учитель обращает внимание учащихся на то, что культурное развитие изучаемого периода было важным этапом формирования общерусской культуры, вобравшей в себя достижения культуры отдельных русских земель.
      Домашнее задание: § 24, вопросы 1, 4, 5, 6 после параграфа; подготовиться к повторительно-обобщающему уроку по теме «Русь в ХIII—XV вв.».

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru