Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

У р о к 25. ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА — РОССИИ. ИВАН III

 

Цели урока: 

характеристика причин, хода и результатов феодальной войны второй четверти XV в. и ее влияния на дальнейшую судьбу страны;

анализ развития России в XV в. и определение признаков централизованного государства;

анализ содержания Судебника 1497 г.;

характеристика общественных отношений в российском обществе изучаемого периода.

      Основные даты и события 
      1425—1453 гг. — феодальная война.
      1462—1505 гг. — княжение Ивана III.
      1478 г. — окончательное присоединение Новгорода к Москве.
      1480 г. — стояние на Угре.
      1485 г. — присоединение Твери к Москве.
      1497 г. — принятие Судебника Ивана III. 
      XV — начало XVI в. — создание ансамбля Московского Кремля.

      Термины и понятия урока 
      Автокефальная церковь — самостоятельная в административном отношении церковь в православии.
      Боярская дума — высший совет при князе (с 1547 г. — при царе) в Русском государстве X — начала XVIII в. Деятельность Боярской думы носила законосовещательный характер. В Киевской Руси Боярская дума была совещанием князей с дружинниками (княжьими мужами, думцами) и старцами градскими (земскими боярами, потомками местной знати), иногда присутствовали и высшие представители духовенства. В Московском государстве членами Боярской думы были: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки.
      Местничество — система распределения служебных мест в Русском государстве в XIV—XV вв. с учетом происхождения, служебного положения предков человека и его личных заслуг. Отменено в 1682 г.
      Пожилое — пошлина в России конца XV—XVII в., которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня (осеннего).
      Поместье — владение, получаемое князьями — дворянами за службу.
      Помещики — держатели поместий, дворяне.
      Приказы — центральные правительственные учреждения, ведающие отдельными отраслями великокняжеского управления.

      Персоналии
      Василий II Темный (1415—1462 гг.) — сын Василия I, великий князь московский с 1425 г. Одержал победу в феодальной войне (1425—1453 гг.). Ослеплен в ходе войны в 1446 г. князем Дмитрием Шемякой (отсюда прозвище). Ограничил самостоятельность Новгорода и Пскова.
      Василий Косой (?—1448 гг.) — удельный князь звенигородский. Вместе с братом Дмитрием Шемякой вел долголетнюю феодальную войну с Василием II Темным. Пытался захватить власть в Москве, но был побежден в 1436 г. и ослеплен.
      Дмитрий Шемяка (1420—1453 гг.) — сын Юрия Дмитриевича, князь Галича-Костромского. В ходе феодальной войны в 1446 г. взял в плен и ослепил Василия II Темного, после ряда поражений бежал в Новгород.
      Юрий Дмитриевич (1374—1434 гг.) — князь звенигородский и Галича-Костромского, сын Дмитрия Донского. С 1425 г. вступил в борьбу с Василием II Темным. В 1433—1434 гг. дважды захватывал великокняжеский стол.
      Иван III (1440—1505 гг.) — сын Василия II, великий князь московский с 1462 г. Женат первым браком на княжне тверской Марии Борисовне, вторым — на Софье Палеолог. В правление Ивана III сложилось территориальное ядро единого Российского государства, началось складывание центрального государственного аппарата. Были присоединены Ярославль, Новгород, Тверь, Вятка, Пермь и др. При нем было свергнуто монголо-татарское иго (стояние на Угре в 1480 г.), составлен Судебник 1497 г., развернулось большое строительство в Москве, вырос международный авторитет Российского государства, произошло оформление титула — великий князь всея Руси.

      Оборудование урока: карта «Образование Русского централизованного государства», CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.», CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей», видеофильм «История государства Российского X—XIV вв: Древняя Русь. XIVв.» (М.: Кварт, 1995).

      План изучения нового материала: 1. Феодальная война второй четверти XV в. 2. Иван III. Объединение русских земель вокруг Москвы. 3. Судебник 1497 г.

      В ходе этого урока продолжается рассмотрение этапов образования централизованного государства. Перед учащимися ставится задача завершить заполнение таблицы, начатой на предыдущем уроке.
      1. Рассказывая о феодальной войне, учитель выделяет подоплеку событий, которая заключается в том, что война по своей сути была борьбой сторонников централизации, которых представляли великокняжеская власть, опирающаяся на московское боярство, дворянство и церковь, с противниками этого процесса — коалицией удельных князей во главе с галицко-звенигородским князем Юрием Дмитриевичем.
      Повод к войне учащиеся определяют самостоятельно, используя материал учебника. Итоги войны: победа сил централизации, укрепление великокняжеской власти, русская церковь стала автокефальной.
      2. Составляя историческую характеристику Ивана III, учащиеся используют материал параграфа и документы после него. Школьники должны отметить, что время правления Ивана III было периодом образования основной территории России, формирования ее политических основ. Высшей целью Ивана III было объединение под властью Москвы всех русских земель. Объединив большую часть русских земель, он начал вести себя как независимый государь и перестал платить дань Орде. Ахмат, хан Большой Орды, решил восстановить господство над Русью.
      В 1480 г. Ахмат, заключив союз с литовским королем Казимиром, поднял Большую Орду в поход. Войска Ахмата подошли к реке Угре, притоку Оки. Однако форсировать ее татары не решились. Началось стояние на Угре войск противников, которое закончилось в пользу русских. Русь освободилась от монголо-татарского ига.
      При Иване III сложились основные принципы внешней политики Московского государства, определившие ее на столетия вперед. Было выдвинуто положение о том, что московские князья являются наследниками князей Киевской Руси, а следовательно, все земли Киевской Руси — вотчина московских государей. Великий князь начал войну с Литвой. В результате по договору с Литвой 1503 г. к России перешли земли по Десне и Соже, в верховьях Днепра и Западной Двины с Черниговом, Новгородом-Северским, Стародубом, Гомелем, Брянском и т. д.
      Большое значение для укрепления международного авторитета Московского государства имел брак Ивана III (после смерти его первой жены) с племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога Зоей (Софьей) Палеолог. В государстве появились новые символы власти: герб с двуглавым орлом и титул царя (кесаря).
      3. Рассмотрению Судебника 1497 г. целесообразно уделить особое внимание. Во-первых, он закрепил единое устройство и управление в государстве. Учащимся может быть предложено построение схемы управления Русским государством в XV в. на основе материала параграфа.

Управление Русским государством при Иване III


      Во-вторых, Судебник уравнял частновладельческих крестьян с черносошными (государственными) и дворцовыми в уплате налогов в казну.
      В-третьих, ограничил привилегии бояр, церковных иерархов, монастырей в судебных и податных делах.
      В-четвертых, впервые в общегосударственном масштабе ввел правило, ограничивавшее выход крестьян; их переход от одного владельца к другому теперь разрешали только один раз в году, в течение недели до и недели после Юрьева дня (осеннего) (26 ноября по старому стилю), после окончания полевых работ. Кроме того, выходцев обязали платить владельцу пожилое — деньги за «двор» — хозяйственные постройки. Рассмотрение размера пожилого целесообразно провести на основе извлечения из Судебника, приведенного в конце параграфа.
      В-пятых, изменяется система комплектования войска: вместо дружин создается единая военная организация — московское войско, основу которого составляют дворяне-помещики. Они по требованию великого князя должны являться на службу с вооруженными людьми из своих холопов или крестьян, в зависимости от величины поместья («конно, людно и оружно»).
      Подводя итоги урока, учитель вместе с учащимися фиксирует историческое значение образования Русского централизованного государства, которое можно сформулировать следующим образом:
      1) завершение периода политической раздробленности и разорительных усобиц внутри страны;
      2) укрепление обороноспособности страны, что позволило освободиться от монголо-татарского ига;
      3) создание благоприятных условий для развития хозяйства и культуры (введена единая система мер и весов);
      4) рост международного авторитета Русского государства.
      В заключение можно привести цитату из текста параграфа, в которой автор XVI в. отразил чувства своих современников: «Наша великая Русская земля освободилась от ига... и начала обновляться, как будто перешла от зимы к тихой весне. Она снова достигла своего древнего величества, благочестия и спокойствия, как при первом князе Владимире».

      Домашнее задание: § 23; используя материал § 22—23, составить развернутый план по теме: «Образование единого государства — России в XV в.».

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru