Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

У р о к 23. МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ НА РУСЬ. ВТОРЖЕНИЕ КРЕСТОНОСЦЕВ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

 

Цели урока: 

характеристика иноземных сил, угрожающих Руси в XIII в.; определение причин поражения русских княжеств в борьбе с монголо-татарами; характеристика личности Александра Невского и оценка его политического и полководческого таланта.

      Основные даты и события 
      1237—1238 гг. — поход Батыя на Северо-Восточную Русь.
      12391240 гг. — поход Батыя на Южную и Юго-Западную Русь.
      1241 г. — вторжение Батыя в Польшу, Венгрию, Чехию, Молдавию.
      1233—1257 гг. — крестовые походы в Прибалтику.
      1237 г. — создание Ливонского ордена.
      1240 г. — разгром шведов на Неве Александром Ярославичем.
      1242 г. — Ледовое побоище.
      Ок. 1243 г. — образование государства Золотая Орда.
      1252—1263 гг. — княжение Александра Невского.

      Термины и понятия урока 
      Баскаки — военная охрана сборщиков дани.
      Золотая Орда — государство, созданное в ходе монгольских завоеваний в начале 40-х гг. XIII в. ханом Батыем. В состав Золотой Орды входили степи Восточной Европы, Казахстана и Западной Сибири, земли в Крыму, на Северном Кавказе, Волжско-Камская Булгария, Северный Хорезм. Находясь в вассальной зависимости от Золотой Орды, «Русский улус» (Северо-Восточная Русь) сохранял автономию, старые княжеские династии и христианство. Столицы: Сарай-Бату, с первой половины XIV в. — Сарай-Берке (Нижнее Поволжье). В XV в. Золотая Орда распалась на Большую Орду, Сибирское, Казанское, Крымское и другие ханства.
      Ливонский орден — католическая государственная и военная организация немецких рыцарей-крестоносцев в Восточной Прибалтике на латышских и эстонских землях в 1237—1561 гг. Орден вел захватнические войны против Литвы и Руси.
      Ордынское иго (1243—1480 гг.) — система эксплуатации русских земель монголо-татарскими завоевателями. Установлено в результате нашествия Батыя.
      Ордынский выход — дань, выплачиваемая русскими князьями монголо-татарам.
      Ярлык — грамота на княжение.

      Персоналии
      Александр Невский (1221—1263 гг.) — новгородский князь в 1236—1251 гг., с 1252 г. — великий князь владимирский. Одержал выдающиеся победы над шведами (Невская битва — 1240 г.) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище — 1242 г.), благодаря чему обезопасил западные границы Руси. Канонизирован Русской православной церковью.
      Батый (1207/08—1255 гг.) — монгольский хан, внук Чингисхана, сын Джучи, старшего сына Чингисхана, завоеватель западных и северных земель, составивших монгольский улус. Основатель государства Золотая Орда.

      Оборудование урока: карта «Борьба русских княжеств с внешней опасностью в XIII в.», CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.», CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей», видеофильм «История государства Российского X—XIV вв.: Нашествие» (М.: Кварт, 1995).

      План изучения нового материала: 1. Монголо-татарское вторжение на Русь. 2. Натиск с северо-запада. 3. Ордынское владычество на Руси.

      В своем вводном слове учитель объясняет учащимся, что XIII век был для Руси временем борьбы с внешней опасностью. Феодальная раздробленность усложняла эту задачу. В то же время в Европе начинаются крестовые походы в Прибалтику, а на востоке возникает грозный враг — Монгольская держава.
      Учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос: почему монголы организовали поход на Русь спустя 14 лет после битвы на Калке? Ученики предлагают свои версии ответа.
      Монголы после победы отошли в Азию и предприняли неудачную попытку захватить Волжскую Булгарию. Разведка боем показала, что нести захватнические войны с Русью и ее соседями можно лишь путем организации общемонгольского похода. Во главе этого похода стал внук Чингисхана — Батый. Его главным военным советником стал Субэдэй, В 1236 г. была взята Волжская Булгария, а в 1237 г. начинается поход Батыя на Северо-Восточную Русь.
      1. Изучение вопроса о монголо-татарском нашествии начинается с ознакомления учащихся с различными оценками численности монголо-татарских войск.

Венгерский монах Юлиан (XIII в.)

Персидский историк 
Рашид-ад-Дин (XIV в.)

Современная отечественная историография

135 тыс. воинов-монголов и 240 тыс. немонголов (рабов)

129 тыс. воинов

В. В. Каргалов — 40—50 тыс. воинов

Д. В. Чернышевский — 55—65 тыс. воинов

В. А. Кучкин — 37,5—75 тыс. воинов

В. Б. Кощеев — 45—52 тыс. воинов-монголов и 80—90 тыс. воинов-немонголов

      Отмечая различия в подсчетах численности монгольского войска, учитель объясняет подобный факт недостаточностью письменных источников этого периода, а также отсутствием четких данных самих монголов.
      По указу Угэдэя войска для похода предоставили все улусы. Во главе 12 чингизидов встал хан Батый.
      За короткий срок были взяты и разорены Рязань, Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль, Тверь, Кострома и другие города. Северо-Восточная Русь оказалась под властью монголов. Не дойдя до Новгорода всего 100 км, монголы отошли в половецкие степи для восполнения потерь и подготовки нового похода.
      В 1239 г. Батый, добив половцев и набравшись сил в причерноморских степях, двинул свои войска на завоевание Южной Руси. Овладев в 1240 г. Киевом, монголы прошли через Галицко-Волынское княжество и вторглись в Европу. Здесь они потерпели поражение от объединенных сил Чехии и Венгрии при Оломоуце в 1242 г. и вернулись в половецкие степи.
      По данным археологов, монголо-татары разорили 49 из 74 известных по раскопкам городов Руси. Избежали разорения Смоленское, Пинское, Витебское, Полоцкое княжества и большая часть Новгородской земли.
      Рассматривая направления походов Батыя, учитель организовывает работу учащихся с картой.
      Причины поражения русских земель в борьбе с монголо-татарами учащиеся выделяют самостоятельно, опираясь на имеющиеся у них сведения о развитии Древнерусского государства и Монгольской державы, а также на документ 1 после § 20. В качестве причин поражения школьники могут выделить следующие:
      1) неравномерность темпов общественно-исторического развития;
      2) столкновение различных типов социально-экономической и политической организации общества;
      3) воинское мастерство монголов, основанное на жесткой дисциплине, эффекте неожиданности, способности сосредоточить в нужном направлении мощный ударный кулак и активном использовании военных средств и методов, заимствованных у покоренных народов.
      2. Рассмотрение вопроса о борьбе Северо-Западной Руси с немецко-шведскими завоевателями целесообразно начать с небольшой исторической справки. Ее может заранее подготовить отдельный учащийся.
      Вторжение немецких рыцарей в Восточную Прибалтику начинается с X в. Поддерживаемое купечеством северонемецких городов и католической церковью рыцарство начинает «Дранг нах Остен», так называемый «натиск на восток».
      В XII в. был начат захват принадлежавших славянам земель за Одером и в Балтийском Поморье. Одновременно велось наступление на земли прибалтийских народов. Вторжение крестоносцев на земли Прибалтики и Северо-Западную Русь было санкционировано римским папой и германским императором Фридрихом II. В крестовом походе также приняли участие германские, датские, норвежские рыцари и воинство из других северных стран Европы.
      В первом десятилетии XIII в. стала очевидной угроза, нависшая над северо-западными землями Руси: Новгородом, Псковом и Полоцком. Целями подобной экспансии были контроль над балтийской торговлей, приобретение новых земель для феодалов и новых источников доходов для католической церкви.
      В 1234 г. орден меченосцев был разбит русскими войсками в районе Юрьева (Тарту). А в 1237 г. князь Даниил Романович Галицкий отбросил тевтонцев, которые переместились в Польшу из Палестины, от пределов Юго-Западной Руси. Однако в том же году Орден меченосцев и Тевтонский орден объединились при содействии папской курии в Ливонский орден, который уже в 1238 г. начал подготовку крестового похода на Северо-Западную Русь.
      Наступление рыцарей особенно усилилось в связи с ослаблением Руси, боровшейся с монголо-татарами.
      Рассмотрение вопросов о Невской битве и Ледовом побоище тесно связано с личностью Александра Невского. Учащимся может быть предложено составление исторической характеристики князя на основе данных учебника и выдержки из документа, приведенного ниже.

Из «Жития Александра Невского»

      ...Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии... Князь Александр — побеждал, но был непобедим.
      Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из северной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».
      Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе Бог, но в правде». Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною...
      После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего.
      Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего творца.
      ...Когда же приблизились немцы, то — проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. Да и у князя Александра было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и стойких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя»...
      Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.
      ...И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «божьими рыцарями».
      В то же время был в восточной стране сильный царь, которому покорил Бог народы многие от востока и до запада. Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости Александра, отправил к нему послов и сказал: «Александр, знаешь ли, что Бог покорил мне многие народы? Что же — один ты не хочешь мне покориться? Но если хочешь сохранить землю свою, то приди скорее ко мне и увидишь славу царства моего».
      Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». Почтив же его достойно, он отпустил Александра.
      После этого разгневался царь Батый на меньшего брата его Андрея и послал воеводу своего Неврюя разорить землю Суздальскую. После разорения Неврюем земли Суздальской князь великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их.
      Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.
      ...князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем!
      Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру.

      В ходе обсуждения составленной характеристики учащимся можно предложить ответить на вопрос: в чем проявилось полководческое искусство Александра Невского в ходе сражений на Неве и Чудском озере?
      3. Рассмотрение проблемы о власти Орды тесно связано с развернувшейся в историографии дискуссией о том, было ли иго на Руси. На основе материала параграфа учащимся может быть предложено доказать тезис о том, что иго действительно существовало. В качестве доказательств они могут привести следующие данные: раздача ярлыков на великое княжение; создание института наместников-баскаков, следивших за деятельностью русских князей; регулярная «запись в число» (перепись населения); «ордынский выход».
      Таким образом, выделяется общая характеристика ордынской политики в отношении Руси: искусственное затягивание центробежных тенденций в развитии русских княжеств через разжигание политических распрей между князьями и поощрение соперничества между ними. Основным инструментом реализации подобной политики были военные походы (см. пункт «Восстания на Руси. Ордынские „рати"»).
      В итоговой части урока учитель предлагает учащимся выявить последствия монголо-татарского нашествия. Среди основных последствий десятиклассники выделяют:
      1) гибель десятков тысяч людей в битвах или угон в рабство;
      2) выплата «ордынского выхода» (дани);
      3) упадок старых земледельческих центров, перемещение границы земледелия на север;
      4) массовое разорение и уничтожение русских городов;
      5) упростились, а порой и исчезли многие ремесла, что тормозило создание мелкотоварного производства и в конечном итоге задержало экономическое развитие;
      6) консервация политической раздробленности;
      7) замедление темпов культурного развития русских земель. 
      Таким образом, монголо-татарское нашествие стало одной из причин отставания Руси от западноевропейских держав.
      Необходимо обратить внимание учащихся на то, что именно Русь остановила «Дранг нах Остен» германских императоров, что позволило западнославянским народам сохранить свою независимость и самобытность. Кроме того, именно Русь принимала на себя основной удар кочевников еще со времен гуннов. Если кочевники и выходили за пределы Древнерусского государства, то значительно ослабленными. В заключение учитель может привести цитату А. С. Пушкина: «России определено было великое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы...»
      Домашнее задание: 1) на контурной карте воссоздать более подробно, чем в учебнике, ход Невской битвы и Ледового побоища; 2) ответить на вопрос 7 после § 20: сравните Александра Невского и Чингисхана по критериям, предложенным вами. Объясните выбор этих критериев; 3) составить развернутый план ответа по теме: «Подъем хозяйства Руси в XIV—XV вв.»

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru