Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

У р о к 16. ВЛАДИМИР МОНОМАХ — ВЕЛИКИЙ КИЕВСКИЙ КНЯЗЬ

 

Цели урока: 

характеристика тенденций внутри- и внешнеполитического развития Руси в изучаемый период;

изучение роли «Устава» Владимира Мономаха в развитии русского права;

значение идейных и нравственных принципов, содержащихся в «Поучении» Владимира Мономаха.

      Основные даты и события 
      1113 г. — восстание в Киеве.
      30-е гг. XII в. — условная дата начала феодальной раздробленности.
      1147 г. — первое летописное упоминание о Москве.
      1157—1174 гг. — княжение Андрея Боголюбского.
      1176—1212 гг. — княжение Всеволода Большое Гнездо.

      Термины и понятия урока 
      «Крестовый поход» — название похода Владимира Мономаха против половцев в 1111 г.
      Съезды князей — личные встречи носителей высшей власти, уполномоченные принимать судьбоносные для страны решения.

      Оборудование урока: карта «Киевская Русь»; презентация, подготовленная по материалам CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.» и CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей».

      План изучения нового материала: 1. Объединенный поход русских войск под руководством Владимира Мономаха против половцев. 2. Правление Владимира Мономаха. 3. Мстислав Великий. Начало новой усобицы.

      Начиная урок, учитель напоминает учащимся, что отношения Руси и Степи в конце XI—XII в. во многом определялись попытками половецких ханов вмешаться во внутренние дела Руси. Учащимся можно предложить ответить на следующие вопросы: когда Русь впервые столкнулась с половцами? Какое влияние оказывали половцы на жизнь Руси?
      Отвечая на поставленные вопросы, учащиеся должны подчеркнуть, что половцы были очень сильным и серьезным противником, часто совершали походы на Византию и Русь. Положение Древнерусского государства осложнялось тем, что начавшиеся в это время княжеские усобицы дробили его силы, а некоторые князья сами приводили врагов на Русь, используя половецкие отряды для захвата власти.
      Князем, который возглавил борьбу с половцами, стал Владимир Мономах. Он неоднократно воевал с ними, однако в начале XII в. обстановка осложнилась, что привело к организации так называемого «крестового похода» в Степь.
      1. Переходя к основной части урока, учитель отмечает, что воевать с половцами Владимиру Мономаху приходилось неоднократно. Анализируя «Поучение детям», учащиеся могут привести аргументы, подтверждающие этот факт: «А всего походов было восемьдесят три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров я заключил с половецкими князьями без одного двадцать...»
      Предваряя разговор о «крестовом походе», учитель отмечает, что в ходе крупного похода 1103 г. русские дружины, как сообщает летопись, «и убили тут в бою 20 князей половецких, а Белдюзя-князя захватили». Русским дружинам удалось не только отвоевать захваченные русские города, но нанести половцам удар на их территории. Это и позволило Владимиру настаивать на новом походе, который состоялся в 1111 г.
      Русскими войсками была взята столица одного из половецких племенных образований — город Шарукань (недалеко от современного Харькова), сожжен город Сугров, нанесено сокрушительное поражение половецким отрядам в битве на реке Сольнице, притоке Донца. После этого часть половцев откочевала на Северный Кавказ.
      Владимир Мономах придал этому походу значение крестового.
      Учителю целесообразно попросить учащихся сформулировать ответы на вопросы: почему Владимир Мономах назвал этот поход крестовым? Какое значение для истории Руси имел этот поход? Для обоснования ответа учащиеся могут воспользоваться текстом параграфа.
      2. Вопрос о призвании в Киев на княжеский стол Владимира Мономаха учащиеся могут рассмотреть самостоятельно, реконструируя события восстания 1113 г. и отвечая на следующие вопросы: каковы причины восстания в Киеве в 1113 г.? Какую роль в решении вопроса о приглашении князя сыграла церковь? Какие методы использовал Владимир Мономах, чтобы прекратить волнения в городе и стране?
      Далее учащимся может быть предложена работа по составлению исторической характеристики Владимира Мономаха и оценке его внутри- и внешнеполитической деятельности по следующему плану:
      1) годы правления;
      2) внешние данные, описанные в источнике;
      3) меры по укреплению княжеской власти и улучшению ситуации в стране;
      4) направления внешней политики;
      5) литературное наследие Владимира Мономаха;
      6) значение правления Владимира Мономаха в истории Руси.
      В работе над исторической характеристикой Владимира Мономаха учащиеся могут воспользоваться извлечениями из «Поучения» Владимира Мономаха (1117 г.), приведенными ниже или в конце параграфа. Вопросы после текста документа могут быть использованы в качестве домашнего задания.

 

«Поучение» Владимира Мономаха 
(Извлечение)

      ...Ибо как Василий учил, собрав юношей: душой быть чистым, непорочным, телом — слабым, в разговоре — негромким, соблюдая слово Господне: есть и пить без особого шума, при старших помалкивать, к умным прислушиваться, старейшинам подчиняться, с равными и подчиненными в приязни жить, без лукавства беседовать, побольше размышляя, не свирепствовать словом, не ругаться в беседе, не смеяться чрезмерно, стыдиться старших, с дурными женщинами не общаться, глаза опуская долу, а душу ввысь, суеты избегая, не пытаться поучать беспечных во власти, ни во что почитать всенародную славу.
      Старых почитай как отца, а молодых как братьев; в доме своем не будьте беспечны, но за всем следите; не полагайтесь на ключника или слугу, чтобы не посмеялись к вам приходящие над домом вашим, ни над вашим столом. Пойдя на войну, не отсиживайтесь, не оглядывайтесь на воевод, ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сами снаряжайте охрану и ночью, расставив стражу со всех сторон, рядом с воинами ложитесь и пораньше вставайте; оружие с себя никогда не снимайте второпях, не разглядев по небрежности, внезапно ведь человек погибает. Остерегайся лжи, и пьянства, и блуда, ибо от них душа погибает и тело. Отправляясь каким путем по своим землям, не позволяйте слугам вред причинять ни своим, ни чужим, ни в деревнях, ни на пашнях, чтобы не стали нас проклинать. Куда ни пойдете, где ни пристанете, напоите и накормите убогого, но больше всего почитайте гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, знатный или посол; если не можете почтить его даром — едой да питьем приветьте, ибо они, повсюду бывая, прославят человека по всем землям — или добрым, или злым.
      Смерти, дети мои, не страшась, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, какое вам Бог пошлет; ибо если я от войны, и дикого зверя, и от воды, и с коня свалившись уберегся, никто из вас не повредится и не убьется, пока не будет от Бога повеления, а если уж от Бога наступит смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не смогут отнять от нее; но если и доброе дело — остерегаться самому, то Божие обережение лучше человеческого.

 

      Вопросы к документу: 1. Какую цель преследовал Владимир Мономах, создавая «Поучение»? 2. К кому обращается Владимир Мономах в своем «Поучении»? 3. Какие идейные и нравственные принципы утверждались в «Поучении»?

      4. Разбирая последний раздел параграфа, учащиеся должны выделить следующие основные моменты:
      1) правление Мстислава Великого было недолгим, но плодотворным (успешно боролся с половцами, обезопасил северо-западные границы Руси;
      2) правление Владимира Мономаха и его сына Мстислава завершило период существования единого Древнерусского государства;
      3) Киев как центр Руси начинает терять свое политическое значение (получив титул великого князя, князья правили в своих родных городах).
      Для закрепления изученного материала учащимся предлагается ответить на вопросы 1 и 2 после § 13. При ответе на вопрос 2 учащиеся могут составить сравнительную таблицу, иллюстрирующую изменения, внесенные Владимиром Мономахом в законодательство. В случае нехватки времени ответ на вопрос 2 или составление таблицы может стать домашним заданием учащихся.
      Домашнее задание: ответы на вопросы после § 13.

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru