Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

У р о к 15. ВРЕМЯ НОВЫХ УСОБИЦ

 

Цели урока: 

выявление особенностей усобиц второй половины XI в.; х

арактеристика взаимоотношений Руси и Степи во второй половине XI в.;

определение степени влияния половцев на жизнь Руси, характера и значения Любечского съезда в истории Руси.

      Термины и понятия урока 
      Любечский съезд — съезд древнерусских князей, состоявшийся в 1097 г. в городе Любече — вотчине Владимира Мономаха, на котором было принято решение о том, что «каждый владеет отчиной своей», юридически оформившее политическую раздробленность на Руси.
      Половцы (кипчаки) — тюркоязычный народ, кочевавший в XI — начале XIII в. в южнорусских степях. Совершали набеги на Русь. Наиболее опасными были нападения в конце XI в. Разгромлены и покорены монголо-татарами в XIII в.

      Основные даты и события
      Середина XI в. — у границ Руси появились половцы.
      1097 г. — Любечский съезд русских князей.

      Персоналии
      Владимир Мономах (1053—1125 гг.) — князь смоленский (с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий князь киевский (с 1113 г.). Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха. Призван киевскими боярами во время восстания. Боролся против княжеских междоусобиц. Разработал «Устав», ограничивавший произвол ростовщиков. В «Поучении» призывал сыновей укреплять единство Руси.
      Изяслав, Святослав и Всеволод — сыновья Ярослава Мудрого, создатели Правды Ярославичей. 

      Оборудование урока: карта «Киевская Русь», CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.», CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей».

      План изучения нового материала: 1. Междоусобица сыновей и внуков Ярослава Мудрого. 2. Борьба с половцами и усобица князей. 3. Любечский съезд.

      Рассмотрение этой темы целесообразно начать с ответов учащихся на вопросы: «Чем объяснить, что междоусобицы на Руси в течение X и XI вв. не прекращались? Что характерно для усобиц второй половины XI в.? Какие последствия имели усобицы для общества? Можно ли было избежать междоусобиц в изучаемый период?» Для ответа на эти вопросы учащиеся могут воспользоваться материалом первого пункта § 12.
      В качестве причин княжеских усобиц в изучаемый период учащиеся могут назвать:
      1) сложность династических счетов;
      2) рост могущества каждого отдельного княжества;
      3) личные амбиции князей.
      1. Рассмотрение вопроса о междоусобице на Руси после смерти Ярослава нацеливает учащихся на более глубокое понимание причин политической раздробленности страны. Воссоздавая историческую картину усобиц, можно предложить учащимся составить генеалогическое древо князей, боровшихся за власть во второй половине XI в.
      Предваряя вопрос о приходе к власти Владимира Мономаха, учитель предлагает учащимся по материалам учебника охарактеризовать внешнеполитическую обстановку в изучаемый период. В первую очередь ставится проблема взаимоотношений Руси и Степи. Учителю в процессе обсуждения важно подчеркнуть, что до прихода половцев активного вмешательства кочевников во внутренние дела страны не было. Вторая половина XI—XII в. становится временем борьбы с половецкой угрозой. Впервые русские столкнулись с ней в 1061 г., а с конца XI в. некоторые русские князья начинают использовать половцев в междоусобной борьбе (например, Олег Святославич против Владимира Мономаха).
      2. Изучение данного пункта плана позволяет учащимся познакомиться с расстановкой сил на политической арене накануне прихода к власти Владимира Мономаха. Великим князем оставался Святополк — сын Изяслава, который возглавил киевскую группировку. Во главе другой, черниговско-переяславской группировки, стоял Владимир Мономах. И наконец, еще одну группировку возглавил тмутараканский князь Олег. Учащиеся вспоминают, что власть на Руси опиралась во многом на авторитет правителя. Отсутствие такового грозило новыми междоусобицами и распрями.
      Этапы прихода к власти Владимира Мономаха описаны в пунктах 4—6 § 12. Целесообразно организовать самостоятельную работу учащихся с текстом учебника. В процессе работы школьники составляют историческую характеристику Владимира Мономаха в период усобиц второй половины XI в., опираясь на памятку, предложенную в уроке 9.
      Другим вариантом может быть доклад одного или группы учащихся по теме «Владимир Мономах: путь к престолу». Для остальных в качестве задания остается составление исторической характеристики Владимира Мономаха.
      3. Вопрос о Любечском съезде является одним из ключевых вопросов темы «Русь в XI—XII вв.». Договоренность о сохранении за каждым князем вотчинной земли стала свидетельством распада единого государства. Даже великий киевский князь не мог вступить в чужие владения.
      Важно обратить особое внимание учащихся на причины независимости отдельных земель:
      1) усиление хозяйственной и военной мощи;
      2) рост городов;
      3) увеличение городского населения;
      4) отсутствие сильного лидера.
      Как следствие — местные бояре не нуждались в защите центральной власти. У каждой земли имелись свои дружины, крепости, храмы, епископы.
      Подводя итоги, можно организовать обсуждение задания 4 после § 12. Результатом обсуждения должны стать следующие выводы учащихся:
      1) во второй половине XI в. политическая раздробленность стала реальностью;
      2) характерной чертой междоусобиц XI в. было привлечение половцев для решения династических споров.
      Домашнее задание: § 12, ответить на вопрос: какое влияние оказали половцы на жизнь Руси?

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru