Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

У р о к и 13—14. РУССКОЕ ОБЩЕСТВО В XI в.

 

Цели уроков: 

характеристика основных тенденций развития феодальной системы на Руси в изучаемый период; сравнительная характеристика системы управления на Руси в IX—X вв.

      Термины и понятия уроков
      Бояре — вотчинники, знать. Источники пополнения: родоплеменная знать, разбогатевшие общинники-аллодисты, служилая знать (старшая дружина).
      Вира — денежный штраф, судебная пошлина в пользу князя за убийство. Заменила обычай кровной мести.
     Вотчина — форма организации хозяйства в Древней Руси. Земельное владение, передаваемое по наследству в боярских родах.
      Гривна — весовая, денежно-весовая, денежно-счетная единица Древней Руси.
      Закупы — люди, попавшие в долговую кабалу, отрабатывающие «купу» (ссуду). После выплаты долга могли стать свободными. В случае побега теряли остатки свободы и становились рабами. В случае обращения в раба без законного основания освобождались от долга и получали свободу.
      Изгои — люди, потерявшие связь с общиной, либо выкупившиеся на волю холопы. Занимали промежуточное положение между свободными и несвободными категориями населения.
      Обычное право — совокупность неписаных правил поведения (обычаев), сложившихся в обществе в результате их неоднократного традиционного применения и санкционированных государством.
      Рядовичи — люди, заключившие «ряд» (договор) с феодалом и попавшие в положение, близкое к рабскому. По своему статусу были близки к закупам.
      Смерды — социальный слой Древнерусского государства, занимавшийся сельским хозяйством, в положении которого переплетались элементы свободы и несвободы.
      Холопы — категория рабов, которые либо были посажены на землю, либо входили в состав челяди или дружины феодала. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой.
      Челядь — домашние рабы.

      Оборудование урока: тексты Русской Правды, карта «Киевская Русь», доступ в Интернет (по возможности), CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.», CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей».

      План изучения нового материала: 1. Возникновение феодальной собственности. 2. Вотчинное хозяйство. 3. Феодально-зависимое население. 4. Государственное управление. 5. Русское общество: а) армия; б) города, торговля; в) церковь, монастыри. 6. Общественные потрясения. 7. Русская Правда Ярославичей.

      Рассмотрение темы «Русское общество в XI в.» рассчитано на два урока, в связи с тем что в ней затрагиваются вопросы, связанные с характеристикой отдельных сторон жизни Древнерусского государства (социально-экономических и политических) и выявлением тенденций его дальнейшего развития. Особое место в учебнике отводится историографии проблемы, касающейся уровня социально-экономического развития Древней Руси. Иначе ее можно сформулировать как проблему возникновения феодальной системы социально-экономических отношений. Во вступительном слове учитель предлагает учащимся обсудить представленные в учебнике точки зрения историков об уровне социально-экономического развития Руси. В процессе изучения материала первого пункта параграфа учащиеся заполняют первый и второй столбцы таблицы.

Дискуссия об уровне социально-экономического развития Древней Руси

Участники дискуссии

Б. Д. Греков

И. Я. Фроянов

А. Н. Сахаров, В. И. Буганов

Общественные отношения в Древнерусском государстве носили в основном феодальный характер уже в X в. В это время складывался класс феодалов, появилась феодальная земельная собственность, зарождались классовые отношения и классовая борьба. Элементы рабства на Руси были спорадическими

До конца XI в. преобладал патриархальный, родоплеменной уклад. Большинство населения были свободными собственниками земли на общинной основе. Одновременно в обществе существовали и рабовладельческие отношения. Лишь в конце XI в. начали складываться раннефеодальные отношения

Система феодальных отношений складывается на Руси ко второй половине XI в., когда формируются крупные земельные владения

      1. Переход к основной части урока можно осуществить, заполнив третий столбец таблицы, в котором изложена точка зрения авторов учебника на стоящую перед учеными проблему.
      2. Второй и третий разделы темы вводят учащихся в мир феодальных отношений Древней Руси, поэтому особенно важно предложить им реконструировать вотчинное хозяйство по описанию, приведенному в учебнике. Они могут воспользоваться также и дополнительной литературой.
      Примерный ответ может быть следующим:
      «Вотчинное хозяйство (от слова „отец") — переданные князем своим вассалам (старшая дружина — бояре) населенные земли на правах наследственной собственности. Право верховной власти на эти земли принадлежало великому князю.
      Население вотчины за право пользования пахотной землей, лугами, лесами, реками и озерами должно было вносить владельцу платежи деньгами и продуктами, исполнять разного рода повинности и работы. Наряду с этим оставались и общегосударственные поборы и повинности.
      Вотчинное хозяйство было, как правило, крупным, в нем появилась возможность лучше организовать и обработку почвы, и расчистку леса, и строительство хозяйственных построек и т. д. Оно было более продуктивным, чем мелкое крестьянское хозяйство отдельной семьи. Феодал был заинтересован в том, чтобы население вотчины не разорялось, потому что это грозило бы разорением и ему.
      Вотчинники обладали не только правом владения землей, но и правом суда над населением вотчины».
      Другим вариантом изучения этих разделов может стать обсуждение сообщений учащихся по теме «Вотчинное хозяйство в Древней Руси». Для этого им может быть предложено соответствующее опережающее задание.
      Если в классе есть возможность воспользоваться материалами Интернета, то можно попросить учащихся (одного или нескольких) найти дополнительный материал по теме «Вотчинное хозяйство в Древней Руси».
      Вопрос о хозяйственных занятиях в Древней Руси ученики изучают самостоятельно по учебнику и отвечают на вопросы: 1. Каковы характер и роль земледелия в социально-экономическом развитии Древней Руси? 2. Какое место занимало животноводство в хозяйственной жизни Древней Руси? 3. Каково назначение различных видов домашних животных, названных в Русской Правде? Кто и как «обслуживал» животноводство? 4. Какие ремесленные специальности отражены в Русской Правде? Как она характеризует положение ремесленников? 5. Что свидетельствует о развитии торговли на Руси? Что можно сказать о характере торговли и положении купцов? 6. Какие промыслы занимали доминирующее положение в хозяйстве?
      3. Вопрос о категориях населения княжеско-боярских вотчин рассматриваем в процессе лабораторной работы по тексту Русской Правды. Для учащихся 10 классов анализ такого сложного документа, как Русская Правда, связан с большими трудностями. Чтобы облегчить им задачу, необходимо разделить класс на группы, которые по итогам работы с текстом документа выделят следующие социальные группы Древнерусского государства: 1) зависимое население; 2) администрация княжеской вотчины; 3) князья и бояре.
      В приведенной ниже таблице указаны статьи Краткой и Пространной редакций Русской Правды, которые содержат сведения о зависимом населении.

Зависимое население

Категории зависимого населения

Краткая редакция

Пространная редакция

Челядь

Ст. 10, 15

Ст. 26

Холопы

Ст. 16, 23, 27

Ст. 42, 51, 56, 58, 59, 84, 92, 102—115

Смерды

Ст. 23, 25

Ст. 71—73, 85

Рядовичи и закупы

Рядовичи — ст. 25, 26

Рядовичи — ст. 14, 110 (содержание «ряда»). Закупы — ст. 52, 53, 54, 55, 57

      Учащиеся должны увидеть, что в Древнерусском государстве еще сохранялись пережитки родоплеменного строя. Правда Ярослава допускает кровную месть, институт, типичный для эпохи, когда не существовало государства, берущего на себя функцию наказания за преступления. Следует обратить внимание на то, что в статье о кровной мести уже видна тенденция к ее ограничению: законодатель точно определяет круг близких родственников, имеющих право на месть.
      4. Рассмотрение вопроса о системе управления Древнерусским государством можно провести в виде анализа схемы государственного управления, сложившегося в XI в.
      Учащиеся могут построить ее самостоятельно, опираясь на уже полученные знания, или с помощью учителя. Приблизительно схема может выглядеть так, как показано ниже.

Государственное управление в XI в.

КАРТИНКА

      Анализируя схему, учитель обращает внимание учащихся на то, что роль веча оставалась значительной. Вече ведало вопросами войны и мира, распоряжалось финансовыми и земельными ресурсами общины, санкционировало денежные сборы, принимало участие в обсуждении законодательства.
      5. а) Войско Древней Руси состояло из дружин киевского великого князя и местных князей, а также ополчения, собираемого на период похода (войны). Войско обычно насчитывало 15—25 тыс., реже 40—50 тыс. человек. В XI в. возрастает роль княжеской дружины, а следовательно, конницы. Вооружение состояло из мечей, копий, боевых ножей, топоров, луков. С X в. применялись камнеметные машины, вежи, тараны. Защитное вооружение состояло из кольчуги, шлема и щита.
      Рассматривая состав и вооружение древнерусского войска, необходимо отметить, что правовые основы военной организации Древней Руси также нашли свое отражение в Русской Правде. Например, положения о категориях ратных людей, о взаимоотношениях между дружиной и князьями, князьями и ополчением и т. п.
      Далее учащиеся могут самостоятельно, используя материал учебника, составить схему боевого построения русского войска.

      б) Обсуждение вопросов о древнерусском городе и торговых порядках в Древнерусском государстве можно построить в виде дискуссии.
      Можно предложить следующие вопросы для обсуждения: 1) Почему Русь называли страной городов — «Гардарикой»? 2) Какова была роль города в Древней Руси? 3) В чем вы видите основные отличия древнерусского города от города, привычного современному человеку? 4) Какая категория населения составляла большинство жителей города? 5) Чем и с кем торговали русские купцы?
      в) Вопрос о церквях и монастырях на Руси может стать предметом изучения отдельной группы учащихся, которая представит свои выводы в виде доклада, иллюстрированного слайд-шоу. Для подготовки доклада учащиеся могут воспользоваться материалами учебника, дополнительной литературой и ресурсами Интернета.
      6. Вопрос об общественных потрясениях в изучаемый период важен с точки зрения обоснования причин изменений в древнерусском законодательстве. Внутриполитические противоречия и внешняя опасность обострили социальную обстановку в государстве, что привело к таким наиболее сильным проявлениям классовой борьбы, как «мятеж великий» в Суздальской земле в 1024 г., киевское восстание в 1068 г., движение смердов в Ростовской земле в 1071 г.
      Реакция государства на волнения была однозначной — издание подробного свода законов, так называемой Правды Ярославичей, создателями которой были сыновья Ярослава — Изяслав, Святослав и Всеволод.
      7. Внесенные в законодательство изменения рекомендуем изучать с помощью составления сравнительной таблицы, фиксирующей основные изменения в законодательстве. Для работы используется материал после § 11.

Изменения в законодательстве XI—XII вв.

      

      

      

Правда Ярослава

Правда Ярославичей

Устав Владимира Мономаха

Ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников

Штраф (вира), запрет кровной мести

Штраф (вира)

Защита собственности князя и его земельных владений

 

Увеличение размеров штрафов за судебные функции

Введение письменного судопроизводства

Выделение новых категорий зависимого населения (закупы)

Уточнение положения закупа

      По итогам составления таблицы учащиеся могут самостоятельно в тетрадях или с помощью учителя сделать вывод, что основной смысл дополнений заключался в том, чтобы защитить имущество феодала и его вотчину. Выразилось это в первую очередь в отмене кровной мести и увеличении разницы в плате за убийство различных категорий населения, которую можно четко проследить в ходе анализа приведенной ниже таблицы.

Штрафы за убийства 
(Правда Ярославичей)

Старший дружинник, огнищанин, княжеский подъездной

80 гривен

Свободный человек

40 гривен

Сельские и ратайные старосты, ремесленники

12 гривен

Смерд или раб

5 гривен

      Правда Ярославичей подробно описывает устройство вотчины. Учитель предлагает учащимся вернуться к составленным ими реконструкциям вотчинного хозяйства и внести коррективы или дополнить их. Центром вотчины был княжеский или боярский двор. На нем располагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий — огнищанин (от слова «огнище» — дом). Кроме него, существовал княжеский подъездной, назначаемый для сбора налогов.
      Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась чрезвычайно высоким штрафом. На этой земле работали зависимые смерды и рабы (холопы, челядь). Руководили работами ратайные (полевые) старосты, которым подчинялись рабы, и сельские старосты, следившие за выполнением работ смердами. В вотчине имелись также ремесленники и ремесленницы.
      Подводя итоги урока, учитель просит учащихся ответить на вопрос 11 после § 11.
      Домашнее задание должно сориентировать учеников на повторение достаточно большого блока теоретического материала. Предлагаем два варианта организации домашней работы.
      Первый вариант: написать обобщающее сочинение-эссе, в котором следует реконструировать общественно-политическую и социально-экономическую жизнь в Древнерусском государстве в XI в.

Темы сочинений-эссе

      1. «Единство княжеского рода поддерживалось тем, что каждый член этого рода в свою очередь надеялся достигнуть старшинства и соединенного со старшинством владения главным столом киевским» (С. М. Соловьев).
      2. «Единовластие [на Руси] до половины XI в. было политическою случайностью, а не политическим порядком» (В. О. Ключевский).
      3. «Политическая связь киевского общества была слабее всех других его связей, что и было одной из самых видных причин падения Киевской Руси» (С. Ф. Платонов).
      4. «Появление письменного права скорее всего было вызвано тем, что именно в княжеском окружении начали формироваться новые, нетрадиционные социальные отношения, не подпадавшие под обычные нормы» (Р. Г. Скрынников).
      Второй вариант: придумать рассказ жителя Парижа или Лондона, побывавшего в Киеве в период княжения Ярослава Мудрого. Что, на ваш взгляд, его удивило бы больше всего?

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru