Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

У р о к и 10—11. ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЫСТОРИЯ НАРОДОВ РОССИИ. НАЧАЛО РУСИ»

 

Цели уроков: 

обобщение и систематизация знаний учащихся в соответствии с целями изучения темы «Предыстория народов России. Начало Руси».

      Вариант 1. Урок повторения и обобщения изученного материала может быть проведен с использованием ресурсов Интернета. Для его проведения необходим компьютерный класс или 5—6 компьютеров с возможностью выхода в Интернет и установленным пакетом программ MS Office.
      Подобный урок проводится в форме обобщающей конференции, в ходе которой выполняется работа учащихся в группах по 4—6 человек. Число таких групп может варьироваться в зависимости от количества учеников в том или ином классе, а также количества компьютеров, имеющих выход в Интернет.
      Следует отметить также, что работу с использованием ресурсов Интернета целесообразно проводить на сдвоенных уроках. Это позволит исключить нехватку времени на просмотр и оценивание подготовленных презентаций.
      В менее подготовленном классе можно предложить учащимся воспользоваться материалами сайтов, найденными по заданным адресам. Учащиеся могут классифицировать их по степени важности.
      Более подготовленным учащимся можно усложнить задание, не предлагая заранее подготовленные адреса. В этом случае учащиеся могут воспользоваться распространенными поисковыми системами в российском секторе Сети. Если учитель предусматривает необходимость проведения сравнительного анализа этого периода всемирной и российской истории, то учащимся могут понадобиться мировые поисковые системы.
      С целью более четкой организации работы учащихся можно предложить им выбрать в каждой группе капитана, который должен будет отвечать за организацию работы группы и представление результатов.
      Целесообразно провести с учащимися беседу о методах сбора и обработки информации в сети Интернет. В первую очередь необходимо определить объект поиска и правильно сформулировать запрос. Правильная формулировка запроса — залог получения успешного результата.
      Учащихся можно познакомить с операторами, которые обычно используются для составления поисковых формул и значительно сужают область поиска:
      «+» — значение «и». В искомом документе должны быть все слова, которые автор формулирует в запросе. При использовании этих знаков их нужно ставить перед каждым словом, в том числе и перед первым. Найденные слова могут располагаться в любом разделе документа.
      «—» — имеет значение «без». Выбраны будут все документы, содержащие слово перед этим оператором, но исключающие слова после него.
      «!» — означает «точная форма». Использование восклицательного знака заставит поисковую систему ограничиться только конкретной формой слова. Между словами в формуле не должно быть пробелов.
      Пример поисковой формулы: !восточные+!славяне.
      Учащимся следует помнить, что сайты, содержащие готовые рефераты или доклады по искомым темам, не будут представлять интереса для работы над заданиями, предложенными учителем.
      Анализ найденных материалов учащиеся могут провести следующим образом:
      1) внимательно изучить карту сайта;
      2) определить главную идею сайта;
      3) выявить основные понятия, факты, имена, даты, фото-, фоно- и видеоматериалы, представленные на сайте;
      4) проанализировать аргументацию авторов найденных материалов;
      5) сопоставить содержание сайта с имеющимися знаниями, а также с другими источниками;
      6) сформулировать обобщенные выводы, причинно-следственные связи, логическую цепочку суждений и умозаключений;
      7) представить анализ сайта в виде сообщения, ответа на вопрос, составления схемы, таблицы и т. п.
      Задание 1-й группе: найти сведения и подготовить презентацию об основных стоянках эпохи палеолита, мезолита и неолита на территории нашей страны.
      Более слабой группе можно предложить подобрать эти сведения на сайтах Государственного Исторического музея и Государственного Эрмитажа.
      Задание 2-й группе: найти и изучить материалы сайтов о территории расселения, быте и верованиях восточных славян. Подготовить презентацию по результатам поиска.
      Вариант 2. Семинар по указанной теме. В учебнике в конце главы II приведены примерные темы для обсуждения на семинарских занятиях. Семинарское занятие представляет собой вид групповых занятий по какой-либо проблеме, обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т. п.
      Особенностью такой формы проведения занятий является возможность равноправного и активного участия каждого обучающегося в обсуждении рассматриваемых вопросов. В такой форме обучения, как семинар, сочетаются выступления учащихся и учителя с целью рассмотрения различных аспектов поставленной проблемы, анализа различных позиций, углубленное изучение теории и формирование навыков ее использования на практике.
      По методике проведения традиционное семинарское занятие представляет собой дискуссию по обсуждаемой проблеме. Обсуждение должно носить творческий характер, необходима четкая и убедительная аргументация.
      Согласно своей структуре семинар начинается со вступительного слова учителя, в котором кратко излагаются место и значение обсуждаемой темы в истории, напоминаются порядок и направления ее обсуждения, конкретизируется ранее известный учащимся план проведения занятия. После этого начинается процесс обсуждения вопросов школьниками. Завершается занятие заключительным словом преподавателя.
      В отличие от вузовского семинара школьное занятие такого типа требует от педагога уделить особое внимание подготовке к нему. В связи с этим целесообразно:
      1) заранее сообщить учащимся о теме и задачах семинара как новой формы работы;
      2) познакомить школьников с вопросами семинара, выделить наиболее существенное в том поиске, который будут осуществлять учащиеся в ходе самостоятельной подготовки к занятию;
      3) предложить учащимся источники и литературу и помочь определить способы работы с ней, формы записи, которые им помогут систематизировать результаты своего исследования;
      4) назначить консультации (пусть даже очень краткие), которые для учащихся будут своеобразными маяками при их подготовке к занятию, а учителю предоставят возможность оказывать школьникам помощь в подготовке к занятию, своевременно выявлять проблемы, возникающие у них.
      Предлагаемый к проведению семинар — обобщающий, на нем обсуждаются вопросы, позволяющие углубить уже имеющиеся знания. При таком подходе доля самостоятельной работы учащихся небольшая, им даются задания с учетом того, что наиболее сложные вопросы уже изучены.
      Из предложенных в конце главы II тем для проведения семинара учитель может выбрать следующие:
      1. Роль географического положения и природных условий в становлении Древней Руси.
      2. Общее и различия в истории формирования государственности на Руси и в Западной Европе. Роль христианства в развитии Руси изучаемого периода.
      3. Дискуссионные вопросы истории Руси в период ее становления.

      Вариант 3. Проведение дискуссии по наиболее спорным или важным проблемам в современной историографии.
      Возможные проблемы для дискуссии:
      1. Роль варягов в образовании Древнерусского государства.
      2. Проблема «двух центров» образования Древнерусского государства.
      3. Русь и Степь: проблема взаимного влияния.
      4. Исторические последствия христианизации Руси.

      Вариант 4. Защита рефератов. Эта форма занятия по методике проведения схожа с семинарскими занятиями. Защищая подготовленные рефераты, учащиеся высказывают собственную точку зрения на рассматриваемую проблему. Остальным школьникам предлагается также высказаться по данной теме. В результате можно провести дискуссию с целью углубления полученных учащимися знаний. Темы рефератов предлагаются заранее. Примерные темы приведены в конце главы II. 

      Вариант 5. Тестирование учащихся. Система тестового контроля сегодня является достаточно актуальной формой работы. Она дает возможность проверить каждый изученный вопрос темы, провести диагностику результатов обучения, что позволяет учителю внести коррективы в учебный процесс. Возможный вариант проведения тестового контроля приведен ниже.
      1. К какому времени относится завершение формирования Древнерусского государства:
      а) VII в.;
      б) VIII в.;
      в) IX в.;
      г) Х в.
      2. Отметьте главную причину образования государства у восточных славян:
      а) внешняя опасность;
      б) достижение определенного уровня развития производительных сил;
      в) влияние варягов;
      г) принятие христианства.
      3. Отметьте имена византийских авторов, писавших о восточных славянах:
      а) Плиний Старший, Птолемей Клавдий;
      б) Птолемей Клавдий, Прокопий Кесарийский;
      в) Тацит;
      г) Прокопий Кесарийский, Маврикий Стратег.
      4. С именем какого князя связан разгром Хазарского каганата:
      а) Владимира I Святого;
      б) Святослава;
      в) Олега;
      г) Игоря.
      5. Найдите и отметьте ошибку в указании территории расселения восточных славян:
      а) между Припятью и Западной Двиной — дреговичи;
      б) вдоль реки Полоты — полочане;
      в) к востоку от Днепра — радимичи;
      г) в районе Смоленска — северяне.
      6. Князь Владимир при крещении получил имя:
      а) Константин;       б) Юрий;       в) Иван;       г) Василий.       7. Принятие христианства:       а) повлияло на развитие ремесел;       б) способствовало укреплению княжеской власти;       в) усилило влияние волхвов;       г) способствовало развитию культуры;       д) вызвало первые междоусобицы в государстве;       е) укрепило международное положение Древнерусского государства.       8. Заполните пропуски в тексте.       В период образования Древнерусского государства население подвластных киевскому князю славянских земель платило ________. Платежи собирались _______. В Х в. размер платежей был _______.       Варианты ответов:       а) дань;       б) выкуп;       в) полюдье;       г) наместники князя;       д) не установлен;       е) фиксирован.       9. Верны ли утверждения:       А. В конце IX—X в. происходило расширение территории Древнерусского государства.       Б. С момента своего возникновения Древнерусское государство было тесно связано с Византией.       а) Верно только А;       б) верно только Б;       в) оба суждения неверны;       г) оба суждения верны.       10. Найдите ошибку в тексте.       В отличие от распространенного на Руси язычества христианство служило идейной основой объединения русских княжеств. Повысив международный престиж Руси, оно не способствовало развитию культуры.       11. Во главе Русской православной церкви в Х в. стоял:       а) митрополит;       б) епископ;       в) патриарх;       г) архиепископ.       12. Фраза «Хочу на вы идти» принадлежит:       а) Владимиру I;       б) Олегу;       в) Святославу;       г) Рюрику.       13. В каком городе и в каком году был поставлен памятник «Тысячелетие России»:       а) в Киеве в 1888 г.;       б) в Смоленске в 1862 г.;       в) в Новгороде в 1862 г.;       г) в Москве в 1864 г.       14. Формой политического устройства Древнерусского государства была:       а) абсолютная монархия;       б) сословно-представительская монархия;       в) боярская республика;       г) раннефеодальная монархия.       15. Размер дани, установленный княгиней Ольгой, назывался:       а) уроки;       б) погосты;       в) полюдье;       г) оброк.

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru