Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

У р о к 6. ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

 

Цели урока: 

характеристика хозяйственных и социальных отношений восточных славян VIII—IX вв.; определение предпосылок возникновения Древнерусского государства.

      Термины и понятия урока
      Вервь (от слав. «вервь» — веревка; участок земли, отмеренный веревкой) — община в Древней Руси.
      Вече — народное собрание. Участники веча решали вопросы, опираясь на обычное право.
      Княжеская дружина — профессиональные военные, подчинявшиеся князю.
      Люди — свободные общинники.
      Мотыжное земледелие — тип земледелия, при котором используется мотыга в качестве орудия обработки земли. Производительность труда низкая.
      Оседлость — образ жизни, состоящий в проживании на одном месте. Распространяется с возникновением рыболовства и мотыжного земледелия.
      Пашенное земледелие — традиционный тип земледелия восточных славян. На черноземном юге земли распахивали в основном ралом или плугом с парной упряжкой волов, а на севере и в лесистых местах — сохой, в которую запрягали одну лошадь. Сеяли рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо, лен, коноплю, сажали репу.
      Подсечно-огневая система земледелия — система земледелия, при которой на освобожденных от леса (вырубки, выжигание) землях в течение 2—3 лет выращивали сельскохозяйственные растения, используя естественное плодородие почвы.
      Племенное военное ополчение — военное формирование, создававшееся во время войны, состояло из свободных общинников — воев. Во главе ополчения стоял воевода.
      Старейшины — родоплеменная знать.

      Оборудование урока: карта «Древнерусское государство в IX— X вв.», CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.», CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей».

      План изучения нового материала: 1. Хозяйство и социальные отношения восточных славян в VIII—IX вв. 2. Усложнение структуры общества.

      В начале занятия целесообразно предложить учащимся ответить на следующие вопросы: 1. Что такое государство? 2. Какие факторы предваряют процесс возникновения государства?
      При ответе на вопросы учащиеся могут опираться на известные им из курса обществознания определения. Учащиеся делают вывод о том, что основной предпосылкой возникновения государства является процесс социальной дифференциации (расслоения).
      1. Переходя к основной части урока, учитель предлагает учащимся, опираясь на данные летописи, приведенные ниже, отметить на подготовленной заранее контурной карте территории расселения восточных славян главные торговые пути и сделать вывод о влиянии особенностей географического положения территории племенных союзов на темпы развития их хозяйства и уровень общественных отношений. Можно предложить учащимся сопоставить сделанный вывод с выводами, основанными на изучении материалов учебника.

 

Повесть временных лет 
(Извлечение)

      Вот повести минувших лет, откуда пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла русская земля...
      ...Так же и... славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.
      Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы и на восток пройти в удел Сима, а по Двине — в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, по берегам его удил, как говорят, святой Андрей, брат Петра.
      И после этих братьев [Кий, Щек и Хорив] стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город — Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке — там, где она впадает в Волгу, — мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, — эти говорят на своих языках, они — от колена Иафета и живут в северных странах.
      Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые — свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее — что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены.

 

      2. На основе материалов учебника можно предложить учащимся составить схему структуры общества у восточных славян в VIII—IX вв., анализ которой должен подтвердить тезис о том, что в обществе восточных славян начался процесс разложения родоплеменных отношений и социальной дифференциации.
      Подводя итоги урока, учитель подчеркивает, что развитие процесса социальной дифференциации и тенденция к политической консолидации приводят к появлению крупных территориально-политических образований на юге (вокруг Киева) и на севере (вокруг Новгорода). Эти процессы нашли свое отражение в «Повести временных лет» (предания о Кие и призвании варягов).
      Домашнее задание

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru