Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

У р о к 5. СЛАВЯНЕ В V—VII вв. РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

 

Цели урока: 

анализ проблемы этногенеза восточных славян; характеристика восточнославянской языческой культуры.


      Термины и понятия урока 
      Волхвы — жрецы, служители религиозного культа.
      Племенной союз — тип этнической общности, для которого характерны общность территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания, обычаев и культов, а также самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей.
      Язычество (от церк.-слав. «языцы» — народы-иноземцы) — обозначение нехристианских, в широком смысле — политеистических религий. В современной науке для обозначения язычества чаще используют термин «политеизм» («многобожие»).

      Оборудование урока: карта «Древнерусское государство в IX—Х вв.», CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.» (М.: «Коминфо», 1999—2001), CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей».

      План изучения нового материала: 1. Первое восточнославянское государство. 2. Борьба с аварами и хазарами. 3. Религия восточных славян. Языческие праздники и обряды.

      Возможная форма проведения урока — лекция с элементами эвристической беседы. Продолжая рассмотрение темы о начальной истории славян, учитель должен подвести учащихся к мысли о том, что к моменту возникновения Древнерусского государства у славян были государственные образования — союзы восточнославянских племен антов и склавинов. Территория расселения антов охватывает междуречье Днестра и Днепра, Причерноморье. Склавины жили между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы.
      1. Византийские источники с VI в. дают нам многообразные сведения и об антах, и о склавинах. Используя отрывки, предлагаемые в учебнике после параграфа, и приведенные ниже извлечения из документов, учитель может организовать в классе обсуждение общественного устройства, нравов и обычаев восточных славян. 

Прокопий Кесарийский. «Война с готами» 
(Извлечение)

      14... Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве [демократии]... Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. ...Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами... Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они темно-красные.

 

Псевдо-Маврикий. «Стратегикон» 
(Извлечение)

      XI, 5. Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище... Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая [срок рабства] определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там, [где они находятся], на положении свободных и друзей.
      У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.
      Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер; устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей.
      Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются [засадами], внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью изобретая много [разнообразных способов].
      Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые [с места на место]. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильнодействующим, если раненый не примет раньше противоядия или [не воспользуется] другими вспомогательными средствами, известными опытным врачам, или тотчас же не обрежет кругом место ранения, чтобы яд не распространился по остальной части тела.

 

      Вопросы к документам: 1. Какими были общественное устройство, верования, нравы и обычаи славянских племен, по мнению Прокопия Кесарийского и Псевдо-Маврикия? 2. Какое боевое вооружение было характерно для славянских племен? 3. Как источники характеризуют взаимоотношения славянских племен с соседями?

      2. Анализ источников позволит перейти к рассмотрению вопроса о борьбе с аварами и хазарами.
      Авары — кочевые тюркоязычные племена, в середине VI в. продвинулись в Восточную Европу. Авары вели постоянные войны с Византией и восточными славянами. Позднее летописец напишет о том, что авары «примучивали» славян, издевались над славянскими женщинами, запрягая их в телеги вместо волов и лошадей. В течение VI—VII вв. славяне вели с аварами постоянные войны, заключали мирные договоры. В конце концов авары осели в дунайских долинах, на склонах Карпатских гор. В конце VII в., после того как войска императора франков Карла Великого разгромили аваров, начинается быстрый упадок их кочевой державы. Окончательно сломила господство аваров новая тюркская орда с Востока — хазары.
      В устье Волги была основана столица хазар — город Итиль и создано государство — Хазарский каганат во главе с каганом, или ханом ханов. Значительная часть хазар перешла на оседлый образ жизни. Часть из них (единственные на территории Восточной Европы) приняли иудейскую религию, но значительная часть хазар приняли мусульманство. Они прошли через Нижнее Поволжье и Северное Причерноморье, заняли территории в предгорьях Кавказа. С землями восточных славян у Хазарии сложились соседские, но не простые отношения. Через Хазарию шла славянская торговля с Востоком. Немало славянских купцов торговало и в Итиле. Мирные отношения перемежались военными конфликтами, потому что славяне стремились освободить свои юго-восточные территории, левобережье Днепра от хазарского владычества.
      3. Работу по данному вопросу можно организовать в виде заслушивания докладов или сообщений учащихся по темам «Верования восточных славян», «Влияние природно-географического фактора на языческую культуру древних славян», «Языческие праздники и обряды восточных славян» и др.
      Выводы, сделанные учащимися в ходе докладов, могут касаться религиозных представлений, обычаев и нравов древних славян:
      1) религиозные верования славян — политеизм (от греческих слов «поли» — много и «теос» — бог), или многобожие;
      2) все в природе было священным для славян;
      3) ритуалы, обряды, церемонии славян олицетворяли вечную борьбу сил Космоса с силами Хаоса;
      4) представления об устройстве мира связаны с представлениями о Мировом древе;
      5) пантеон богов к моменту образования государства у славян не был окончательно сформирован.
      Другим вариантом работы может стать анализ приведенной ниже выдержки из книги Б. А. Рыбакова «Язычество в Древней Руси» и материала соответствующего пункта учебника.

 

Б. А. Рыбаков. «Язычество в Древней Руси» 
(Извлечение)

      Древнему славянину казалось, что каждый дом в деревне находится... под покровительством духа, приглядывавшего за скотиной, оберегавшего огонь в очаге и по ночам выходившего из-под печки полакомиться приношением, оставленным ему заботливой хозяйкой. В каждом овине, в таинственном свете подземного огнища, обитали души умерших предков. Каждое живое существо, соприкасавшееся с человеком, было наделено особыми чертами. Петух, с изумительной точностью отмечающий часы и встречающий зарю своим пением, признавался вещей птицей: ни одно жертвоприношение не обходилось без заклания петуха; редкая сказка о животных не упоминала о «петушке»... Утки и гуси символизировали воду... Бык, взрыхляющий пашню ралом, был олицетворением плодородия. В честь бога Тура (дикого быка) устраивались весенние праздники молодежи. Конь, это гордое, стремительное животное, зачастую сливавшееся в представлении древнего славянина то с богом солнца, то с образом конного воина, был излюбленным мотивом древнего искусства. Лесные звери представлялись какими-то оборотнями, в большинстве своем враждебными человеку. Волками оборачивались колдуны... Крупнейший хищник наших лесов — медведь — особенно почитался. Глиняные изображения медвежьих лап клали в могилы, медвежьи клыки носили в ожерельях... Помимо зверей, лесная чаща казалась наполненной бесчисленными враждебными духами. В каждом болотце жил багник (от «багно» — болото), в каждой реке — водяной, в лесах — лешие, а в глубине непроходимой пущи — огромный пущевик с руками, как сучья, и с зелеными волосами. Десятками заговоров... пытался пахарь-славянин отгородиться от враждебной лесной стихии. Искусство приходило ему на помощь, создавая амулеты, предназначенные оберегать человека от духов леса... Смена времен года и смена сельскохозяйственных сезонов сопровождались торжественными празднествами. В декабре славяне встречали сурового бога зимы Коляду...
      Весной начинался радостный цикл праздников солнца. На Масленицу пекли блины — символ солнца, провожали соломенное чучело божества зимы, сжигали его за пределами села, а иногда одновременно зажигали просмоленное колесо на высоком шесте — еще один символ солнца. Огненное колесо на повозке, запряженной двумя конями — спутниками солнца, прочно вошло и в изобразительное искусство... На Масленицу, помимо обрядовых плясок, проводились военные игры молодежи — кулачные бои... Прилет птиц ознаменовывался обрядовым печением — хозяйки пекли из теста изображения жаворонков... Встреча лета происходила в русальную неделю. В эту неделю заключались браки, пелись песни в честь Лады и Леля — покровителей любви.
      О своих богах славяне слагали мифологические сказания и легенды. Так, например, Сварог научил людей ковать металл... Этот миф напоминает греческий миф о Прометее, похитившем с неба огонь для людей... Существовали легенды о героях-змееборцах, побеждавших огромных драконов и впрягавших этих чудовищ в плуг...
      Когда на Руси появилось христианство, оно встретилось с такой устойчивой, веками складывавшейся земледельческой религией, с такими прочными языческими верованиями, что вынуждено было приспособиться к ним, подменить Волоса — Власием, Перуна — Ильей, Мокошь — Пятницей-Параскевой, молчаливо признать Масленицу и другие языческие календарные праздники.

 

      Вопросы к тексту: 1. Как природно-климатические условия, в которых жили славяне, влияли на их верования, обычаи и нравы? 2. Какие выводы о занятиях восточных славян, их общественном строе можно сделать, зная их религиозные верования? 3. Что из верований древних славян сохранилось сегодня в виде суеверий, обычаев и традиций? О чем это говорит?

      Подводя итог урока, учитель еще раз подчеркивает, что выделившаяся в VI в. восточнославянская ветвь постепенно заселяет Поднепровье и Восточно-Европейскую равнину. В VI—VII вв. под влиянием природно-климатических факторов формируются общественные отношения, нравы, обычаи и верования восточных славян.
      Домашнее задание: § 4, подготовить тезисы ответа на вопрос о сохранении элементов верований древних славян в современной жизни.

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru