Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

У р о к 3. ПОЯВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ТЕРРИТОРИИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

 

Цели урока: 

знакомство учащихся с основными периодами ранней истории человечества; изучение факторов, определяющих развитие человека и общества, сравнительная характеристика матриархата и патриархата.


      Термины и понятия урока
      Матриархат (от лат. mater — мать и греч. arché — начало, власть) — одна из форм общественного устройства периода разложения родового строя и перехода к классовому обществу. Основные признаки — доминирующее положение женщины в обществе, наследование имущества и должностей по женской линии, переход мужчины на поселение в общину жены или раздельное проживание мужа и жены. Впервые был выделен швейцарским историком права И. Бахофеном, положившим начало изучению истории семьи на основе анализа древнеклассических мифов.
      Мезолит (от греч. mesos — средний, промежуточный и líthos — камень) — средний каменный век, переходный этап от палеолита к неолиту. Основные занятия человека — разнообразные формы охоты, в том числе на морского зверя, рыболовство, собирательство. Орудия — оббитые рубящие орудия из камня — топоры, тесла, кирки, а также орудия из кости и рога — наконечники копий, гарпуны, рыболовные крючки, острия, кирки и др. Распространились лук и копьеметалка, разнообразные приспособления для рыболовства и охоты на морского зверя (долблёные челны, сети). Была приручена собака. Появились зачатки знаний о природе, пиктографическое искусство, музыка, танец. Возникла родовая община, произошло выделение старейшин и военных вождей. Хронологические рамки — около 10 тыс. лет до н. э. — 7 тыс. лет до н. э.
      Неолит (от греч. neos — новый и lithos — камень) — новый каменный век, эпоха позднейшего каменного века, период перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Занятия охотой и собирательством вытесняются земледелием и скотоводством. Орудия — каменные топоры, тесла, долота и др. Техника обработки камня — шлифовка, сверление, полировка, пиление; горные выработки камня, изготовление глиняной посуды, тканей. Оформление религиозных представлений, развитие знаний о природе и искусстве. Хронологические рамки — 6 тыс. лет до н. э. — 4 тыс. лет до н. э.
      Неолитическая революция — термин, впервые введенный в научный оборот английским археологом Г. Чайлдом, означающий переход от присваивающего к производящему хозяйству, первый экономический переворот в истории человечества. Последствиями такого переворота были развитие оседлости и резкое увеличение численности населения (так называемый первый демографический взрыв). Был дан толчок возникновению городских поселений, ремесел, письменности и рациональных знаний.
      Палеолит (от греч. palaios — древний и lithos — камень) — древний каменный век, первый период каменного века, время существования ископаемого человека (архантропа, палеоантропа и др.). Основные занятия — охота и собирательство. Орудия — каменные рубила, скребла, костяные проколки и т. п. Техника обработки камня — оббитная, позднее ретушь. Время зарождения искусства — живопись (Каповая пещера), скульптуры из кости и глины (палеолитические Венеры), гравировка по кости и камню. Раннеродовая община, матриархат. Хронологические рамки: с появления человека (свыше 2 млн лет назад) до примерно 10-го тыс. до н. э.
      Патриархат (от греч. pater — отец и árche — начало, власть) — наиболее распространенная форма первобытно-общинных отношений и период их распада, характеризующаяся преобладающей ролью мужчины в обществе, хозяйстве и семье. Переход к патриархату совершался в ходе значительного развития производительных сил и повышения производительности труда во всех видах первобытно-общинного хозяйства, что обусловило рост обмена и возникновение частной собственности. Почти повсюду происходило вытеснение мужчиной женщины из сферы основного производства и ограничение ее труда преимущественно домашней работой. Основные признаки — ведение родства по отцовской линии, утеря хозяйственного единства рода при сохранении остальных элементов общности сородичей, переход от парного брака к моногамии, поселение жены в общине мужа и образование больших патриархальных семей.
      Предыстория (доисторический период) — история человечества с момента появления на Земле до возникновения письменности и государства.
      Энеолит (от лат. acneus — медный и греч. líthos — камень) — медно-каменный век, эпоха перехода от каменного века к бронзовому. Для изготовления орудий труда используется медь. Медный инвентарь, а позднее и бронзовый изготавливаются по аналогии и подобно каменному. Изобретено колесо. Развивается подсечное и возникает пашенное земледелие. Древнейшие медные предметы и куски руды обнаружены в раннеземледельческих поселениях Передней Азии (8—5 тыс. лет до н. э.). С IV тыс. до н. э. медные и бронзовые орудия стали вытеснять каменные.

      Оборудование урока: карта Евразии.

      План изучения нового материала: 1. Начало истории (предыстория). 2. Влияние оледенения на развитие человека. 3. Люди эпохи палеолита. 4. Послеледниковый период. 5. Неолитическая революция.
      Урок проводится в форме лекции с элементами беседы. В своем вводном слове учителю целесообразно поставить перед учащимися следующие вопросы: «Вспомните, когда на территории нашей страны впервые появился человек. Какие исторические источники позволяют ученым характеризовать первобытное общество?»
      1. Предложенный в учебнике подход к рассмотрению истории первобытного общества как предыстории, или доистории, исходит из того, что смысл истории составляют человеческие общества, народы и государства. Если говорить об иных подходах к изучению этого периода истории, то следует отметить, что в западной исторической литературе первобытная история относится к области антропологии (общей науки о человеке), источники которой следует искать в сфере естественных наук, а собственно история начинается с появления письменности. Противоположной точки зрения придерживалась советская историческая наука, которая рассматривала историю первобытного общества как один из разделов исторической науки, спецификой изучения которого было отсутствие письменных источников.
      2. Процесс эволюции человека и человеческого общества может быть рассмотрен на основе материалов § 1. В процессе работы учащиеся заполняют таблицу.

Развитие человека в эпоху первобытности

Период

Отличительные признаки

Причины изменений

Палеолит

Раннеродовая община.
Матриархат. 
Жилища в основном земляные (землянки, полуземлянки).
Занятия: загонная охота.
Орудия труда: рубила, скребла, остроконечники, костяные проколки.
Зарождение религии, искусства

Период оледенения

Мезолит

Родовая община (выделение старейшин и военных вождей), формирование племен.
Занятия: охота (разнообразные формы), приручение собаки, развитие рыболовства, начало межобщинного обмена.
Орудия труда: лук, копьеметалка, вкладышевый инвентарь, развитие микролитической каменной техники.
Зачатки знаний о природе, пиктографическое искусство, музыка, танец

Изменение климата (таяние ледника), изобретение лука

Неолит

Позднеродовая община (родовая знать, родовая (коллективная) собственность на землю).
Производящее хозяйство.
Орудия труда: каменные топоры, тесла, долота, мотыги, серпы, зернотерки и др.
Оформление религиозных представлений, развитие знаний о природе, развитие искусства

Неолитическая революция (переход к производящему хозяйству)

      По итогам работы выявляются факторы, определяющие развитие человека и общества. Например, к таким факторам можно отнести географический, климатический (ледниковый период), зарождение религиозных верований и искусства.
      Места древнейших стоянок учащиеся могут отметить на контурной карте, предложенной учителем.
      3—4. Характеризуя человека эпохи палеолита, учитель обращает внимание учащихся на основные черты первобытности: примитивные орудия труда, зависимость человека от природы, коллективный труд, совместное ведение хозяйства, общественная форма собственности, относительно уравнительное распределение продуктов труда между членами общины, отсутствие государства.
      Анализ пунктов «Люди эпохи палеолита» и «Послеледниковый период» в § 1 позволит учащимся заполнить приведенную ниже таблицу.

Сравнительная характеристика
матриархата и патриархата

Вопросы для сравнения

Матриархат

Патриархат

Положение женщины

Доминирующее: глава рода, хранительница традиций, обычаев, религиозных культов, участвует в общественной жизни и принятии решений

Подчиненное: преимущественно занимается домашней работой

Положение мужчины

Равно-подчиненное

Доминирующее: глава рода, основная сфера деятельности — производство

Принцип наследования

По женской линии

По мужской линии

Время возникновения

Раннеродовая община

Этап разложения родоплеменных отношений

Тип брака

Парный — семья не составляет экономической ячейки, легкорасторжимый

Моногамия — единобрачие

      Целесообразно при рассмотрении этих пунктов обратить внимание учащихся на дискуссии о выделении такой формы общественных отношений, как матриархат.
      5. При изучении данного вопроса необходимо обсудить с учащимися предпосылки неолитической революции: изменение климата в конце ледникового периода; совершенствование техники изготовления орудий труда; окультуривание диких растений и приручение животных.
      В период неолитической революции были заложены материальные и духовные основы человеческого общества. Завершается она победой железных орудий над каменными, земледелия над собирательством, оседлого образа жизни над кочевым, патриархата над матриархатом, а также разделением культуры на духовную и материальную, возникновением государства, городской цивилизации и архитектуры, письменности, разложением общинного строя и социальной дифференциацией общества.
      Подводя итог урока, учитель предлагает учащимся выполнить задание: отметить на контурной карте, предложенной учителем, места стоянок человека на территории России. На основе полученных данных школьники могут сделать вывод о том, что неолитическая революция позволила племенам стать более мобильными и приспосабливаться к неблагоприятным условиям окружающей среды.
      Домашнее задание: § 1, подготовить развернутый план ответа на вопрос «Роль неолитической революции в развитии человека».

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru