Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Исследовательские проекты на уроках истории

 

Исследовательские проекты связаны с научным исследованием исторической или педагогической проблемы и требуют определения предмета и объекта исследования, обоснование актуальности темы, формулирование гипотезы о способах решения проблемы и результатах, обозначение целей и задач, выявления этапов работы, проведения эксперимента, решения задач с заранее неизвестным результатом, описания результатов с обобщениями и выводами.

Проекты по истории могут быть посвящены, например, таким проблемам, как "Императрица Анна Иоанновна в исследованиях С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, Н. И. Павленко", "История моды русских дворян ХVIII-ХIХ вв.", "Значение монастырской реформы Сергия Радонежского", ""Слово о полку Игореве" – памятник древнерусской литературы и исторический источник конца ХII в.".

Именно тема "Слово о полку Игореве" стала предметом индивидуальной проектной деятельности учащихся 9 классов гимназии № 1505 г. Москвы.

Ученица провела исследование на тему "Прототип и образ князя Игоря Святославовича". Она поставила цель выявить сходство и различие между реальным князем Игорем и его образом, созданным автором "Слова", между фактическими событиями истории и вымышленными; определить причины, побудившие автора "Слова" изменить черты характера князя Игоря. План включал следующие основные пункты:

1) выявление исторических событий, не указанных в "Слове";

2) качества характера князя Игоря, показанные автором в "Слове";

3) реальный характер князя Игоря;

4) отношение автора к князю Игорю.


По первому пункту плана указывается, что в "Слове" отсутствуют многие реальные события. Почти ничего не сказано о союзе князя Игоря с половецким ханом Кончаком, хотя такой союз существовал в 1180–1185 гг. В "Слове" сказано "высажен Игорь-князь из седла золотого да в седло рабское". На самом же деле в плену Игорь не был рабом, а пользовался большим уважением половцев и жил в хороших условиях. Как отмечает Ипатьевская летопись, у князя в плену было достаточно свободы, куда хотел, туда и ездил на охоту. С ним было несколько своих слуг, а двадцать охранников его "слушались и почитали". В "Слове" почти ничего не сказано о женитьбе сына князя Игоря на дочери хана Кончака. Не показаны и подробности пленения князя Игоря, описанный автором. Это смелый, мужественный, выносливый воин, целеустремленный человек, настойчивый в достижении поставленной цели. Князь Игорь пошел на помощь своему брату Всеволоду, жертвуя не только своей жизнью, но и дружиной. Вместе с положительными чертами автор указывает на тщеславие Игоря, его легкомыслие и самоуверенность. Но причину легкомыслия Игоря автор видит в действиях других князей, которые своими усобицами вынудили его одного идти на половцев. Но в целом это герой без недостатков. Такое изображение связано с тем, что для древней литературы считалось невозможным показывать главного героя с отрицательными качествами, он должен быть полностью положительным, с него должны брать пример нравственности и добропорядочности.

Реальные качества личности князя Игоря оказались иными. Это был человек лукавый и не такой смелый, как показано в "Слове". При подготовке к побегу он проявил малодушие, сомневался в успехе задуманного и его стороннику половчанину Лавру пришлось чуть ли не силой вытаскивать Игоря из шатра. Вернувшись домой, Игорь не отслужил благодарственный молебен в церкви Святославу, спасшему от разорения вотчину князя Игоря.

И, наконец, об отношении автора к князю Игорю. Зная о союзе Игоря с половцами, автор показывает неблаговидность его действий. Устами Святослава осуждает Игоря за легкомыслие, но сочувствует в момент пленения. Автор рад, когда Игорь возвращается домой в Землю русскую. Автор хорошо знал о недостатках князя Игоря, но в период усобиц он стремился показать идеал, призывающий князей к объединению. Неудачу его похода он объясняет не личными качествами, а усобицами, ослабляющими Русь. Возможно, автор предвидел новое нашествие половцев и хотел собрать все силы и предотвратить его.

Над проектом "Поиски автора "Слова о полку Игореве"" работала Сорокина Ирина. В результате анализа "Слова" предстояло выявить политические пристрастия автора, изучить научные труды об авторстве "Слова". И. Сорокина пришла к выводу, что автором слова можно считать киевского боярина Петра Бориславича. Его авторство доказывает анализ "Слова", Киевской летописи и биография его жизни. Несомненно участие Петра Бориславича в походе и близость к Игорю. Однако исследования над авторством продолжаются. Каждый новый труд выявляет ошибки предшественников и выдвигает новые гипотезы об авторстве.

Курбатов Алексей работал над темой проекта "Является ли "Слово о полку Игореве" историческим источником". Его интересовал вопрос, насколько правдива эта героическая поэма, можно ли ее использовать в качестве исторического источника. В процессе исследования предстояло выявить всех участников событий, доказать их реальное участие в событиях истории, показать их генеалогию. Так, Игорь (Георгий) Святославич Северский (1151–1202), внук Олега Гориславича. Незадолго до неудачного похода ему исполнилось 34 года. Женат он был на дочери Ярослава Осмысла Галицкого Евфросинье. Княжил он в Северском княжестве – земле древних северян, память о которых до сих пор сохраняется в таких названиях, как Новгород Северский. Вторым городом княжества был Путивль. Город Трубчевск был под управлением брата Игоря – Всеволода, а в Рыльске княжил племянник Игоря – Святослав Ольгович.

В походе участвовали сыновья Игоря: старший сын Владимир (1170–1208). В период дружбы Игоря с кончаком за него была посватана дочь половецкого хана. В походе 1185 г. Владимир участвовал пятнадцатилетним юношей. Находясь в плену, он женился на Кончаковне. После побега Игоря хан Гзак предложил Кончаку расправиться с Владимиром, как с заложником, но Кончак отказался. Второй сын Олег (1174–1208) участвовал в походе одиннадцатилетним, чтобы развивать в себе мужество, силу, выносливость…

Власов Антон работал над проектом "Оружие и тактика ведения войн ХII в.". Цель проекта заключалась в том, чтобы провести сравнительный анализ видов оружия и тактики ведения войн в ХII в. на основе "Слова о полку Игореве"; рассмотреть наиболее важные в экипировке воина виды оружия – лук и меч, показать технологию их изготовления, особенности применения; рассказать о военной тактике русских и половецких войск. Результаты проекта могут быть использованы в качестве адаптированного материала для элективных курсов.

Проект Довгули Сергея на тему "Князь Святослав Всеволодович в качестве исторического и литературного образа" был посвящен сравнению литературного образа князя Святослава на основе "Слова о полку Игореве" и его реального прообраза в летописях и выяснения причин умышленного изменения автором его образа. Рассмотреть альтернативные мнения относительно князя Святослава исследователей Д. С. Лихачева и А. Н. Робинсона. В результате исследования С. Довгуля пришел к выводу: князь Святослав, показанный в "Слове" грозным и великим, одним из самых сильных киевских князей, на самом деле оказался слабым, временным правителем. Его образ умело использован автором для патриотического призыва к единению Руси.

Над проектом "Сравнительный анализ произведений средневековой литературы" работала Ряхина Екатерина. Ей предстояло проанализировать "Слово о полку Игореве" и поэму Ш. Руставели "Витязь в тигровой шкуре". Были установлены даты написания "Витязя в тигровой шкуре" (1206–1213) и "Слова о полку Игореве" (1187), возможные авторы, их политические взгляды, идейное содержание произведений – чувство любви к Родине. Что касается различий, то они относятся к сюжету, композиции, объему произведений. Оба талантливых произведения, созданные почти восемь веков назад, и в наше время издаются, переводятся на разные языки, исследуются. Их актуальность и популярность связаны с безукоризненной формой изложения, увлекательными сюжетами, в которых проявляется глубина и сила чувств героев этих произведений.

В старших классах возможно осуществление интегрированных исследовательских проектов не только на основе истории и литературы, а также социологии и информатики. Например, исследование по проблеме "Социологический портрет декабристов в электронных таблицах". Выявив 123 участника декабрьского восстания, узнают возраст каждого из них, сословный титул, место рождения, семейное положение, участвовал ли в войне 1812 г., заграничных походах. В итоге кропотливого анализа ученики делают свои маленькие открытия в области истории, составив при помощи преподавателей истории и информатики электронные таблицы-графики. Так, если ранее считалось, что средний возраст декабристов 27 лет, то исследователи внесли уточнение – 27,2 года; в войне 1812 г. участвовало 20 % из них, в заграничных походах – 24 %; более всего декабристов проживало в Петербурге – 20 %, а в Москве – всего 10 %; женатых декабристов было немногим более половины – 54 %.

Важно определить те знания и умения, которые ученики приобретут в ходе выполнения проектной работы. Например, может быть исследование на стыке истории и литературы по теме "Кавказская война 1817–1864 гг. в художественных и научных произведениях" (поэма А. С. Пушкина "Кавказский пленник"; стихотворение М. Ю. Лермонтова "Валерик"; рассказ Л. Н. Толстого "Рубка леса"; воспоминания А. П. Ермолова "Записки". Ч. 1–2. М., 1865–1868; монография М. М. Блиева, В. В. Дегоева "Кавказская война". М., 1994).

Таким образом, по предметно-содержательным признакам проекты распределяются на однопредметные (монопроекты) и интегрированные. Для темы интегрированного проекта выбирают наиболее сложные проблемы курсов или такие, которые следует тщательно проанализировать, высказать собственное мнение.

Творческие проекты связаны с разработками различных видов и результатами их выполнения могут быть произведения искусства, альманахи, сборники, путеводители, видеофильмы, сценарии театральных постановок.

Реализация проекта "ХХ век: год за годом" предусматривала подготовку путеводителя на протяжении пяти месяцев. Каждому году столетия посвящена страничка с информацией по рубрикам: "Научные открытия", "Литературные произведения", "Памятники архитектуры", "Фильмы", "Музыкальные произведения", "Спортивные рекорды", "Катастрофы", "Человек года" и т. д. В осуществлении проекта принимают участие учителя и ученики 9, 10, 11 классов, разбитые на группы по 3–5 человек. Для всего коллектива школы информация о работе над проектом помещается на специальном стенде. Защита проекта проходит на общешкольном собрании старшеклассников. Итогом работы является публикация путеводителя "ХХ век: год за годом" (17).

Проект прикладного характера "Музеи Москвы" предполагает коллективное посещение музеев и написание к концу учебного года ученического сборника об экспозициях московских музеев. Во время экскурсии ведется запись на диктофон рассказа экскурсовода, затем текст расшифровывается, редактируется, дополняется информацией из других источников, иллюстрируется. Одним из объектов посещения может стать Музей прикладного искусства и быта Московского Кремля "Патриаршие палаты". После посещения музея учащиеся составляют для сборника следующий текст о резиденции патриархов Московских.


Патриаршие палаты или Патриарший двор – это комплекс зданий к северу от Успенского собора Кремля. В 1597 г. при первом русском патриархе Иове сложилось ядро нынешнего архитектурного ансамбля. Это были две парадные палаты с сенями между ними и верхние жилые палаты для патриарха с "келейною казной". Палаты получили название Крестовая и Столовая. Дворец имел центральное отопление, но отапливался он не горячей водой, как ныне, а паром.

Свой нынешний облик палаты получили при патриархе Никоне во время его шестилетнего правления (1652–1656). В это время увеличилась площадь палат за счет бывшего двора Бориса Годунова, на месте которого была возведена домовая церковь, которая в 1681 г. получила название Двенадцати Апостолов. Им была посвящена одна из больших и не типичных для своего времени икона с изображением всех апостолов. Обычно на иконе помещали лик одного святого. Одна из стен домовой церкви примыкала к покоям патриарха. В этой стене на высоте пяти метров было проделано специальное окно, через которое Никон, не выходя из помещения, мог слушать церковную службу. Через парадные сени можно было выйти из палат и пройти к Успенскому собору.

В целом Патриаршие палаты представляли собой второй белокаменный дворец после Теремного, выстроенного в 1635–1636 гг. Вокруг второго этажа Патриарших палат проходила окружная галерея. К этому времени Крестовая палата представляла собой большой бесстолпный зал, перекрытый сомкнутым сводом.

Один из самых больших залов – Крестовую палату также называли Большой трапезной. Она была восстановлена архитектором М. Ф. Казаковым в 1790–1796 гг. Окна украшены необычным русским стеклом – слюдой, а настоящим итальянским. Муравленый кирпич зеленых тонов служил полом. Стены палат никогда не белили, а обивали войлоком, украшали кошмой, бархатом. Печи хотя и отделывали разноцветными изразцами, но все равно занавешивали яркой тканью.

В 1721 г. Петр I отдал Трапезную Синоду и она получила название Синодального дома. В 1763 г. в Крестовой палате установили большую печь для варки церковного мира и палату стали называть Мироваренной. В Мироваренной печи на березовом угле варили мир. Тогда в состав мира входило 60 компонентов, теперь только 30. После революции 1917 г. в Кремле не хватало помещений и в Трапезной жили люди, а в 1936 г. был устроен спортивный зал для солдат. Лишь в 1958 г. после реставрации здесь была устроена экспозиция из старинных вещей Оружейной палаты.

Юго-восточный угол Крестовой палаты, как и в церкви, самый почетный. Во времена Никона в этом месте стоял стол для государя и стольников. Далее на лавках за столами восседали бояре. Здесь могли принимать иностранных послов, для чего присутствовали переводчики. Но толмачи сидели спиной к государю, чтобы его не сглазить. В зале прекрасная акустика. Было определено специальное место, откуда звук распространялся особенно хорошо и звонко, это место называли "голосовой ямой". Здесь находился чтец. Прежде чем принимать пищу, надо было обязательно помолиться, ведь "еда без молитвы, что еда в хлеву".

Вельможи приходили в палату нарядно одетыми, в шубах, но без подкладок, чтобы прохладнее сидеть. Для торжественных приемов государю полагалось иметь белые шубы. Из богатых мехов белым был только мех горностая, именно из этого меха и были сшиты две шубы для государя.

В постные дни во время обеда подавали 35–40 блюд, а в иные дни во время больших праздничных приемов до 300 блюд – по количеству гостей. Ведь каждому из них государь делал подарок какого-то одного кушанья, которое одаренный после пира отвозил домой, чтобы порадовать своих домочадцев царским угощением.

Пищу клали на большие ломти хлеба, с которых руками и ели, ломти заменяли тарелки. Или же пекли хлеба в виде небольших корабликов, в них накладывали еду и съедали, не пачкая рук. Для еды вилок не было, но для раздачи еды на Руси всегда были трехпалые вилки. Еду приносили в больших блюдах и оловянных тарелях – тарелках. К тому времени олово начали добывать в Холмогорах под Архангельском. Однако своего металла не хватало и его привозили из-за границы в бочках. Из этого металла златокузнецы выполняли различные заказы. Например, чайники для заварки. Чаепитие из самовара пришло к нам из Англии в ХVII в. и крепко-накрепко прижилось на Руси. Более всего златокузнецы делали обрядовой посуды и утвари для церкви, например, ритуальные сковороды, тарели. На больших терелях, представленных на одном из стендов, хорошо видно выпуклое изображение оленей. Еще с языческих времен сохранилось поверье, что олени кормят мир. На дне другого блюда видно изображение Адама и Евы. Здесь же кубки для вина. Это посольские дары из Дании и Германии.

Рядом находятся весы для взвешивания русских серебряных гривен. Некоторые фальшивые гривны специально делали внешне очень красивыми, чтобы хозяева их берегли и не разрубали. Стоило разрубить такую "серебряную" гривну и владелец обнаруживал в середине дешевые, но тяжелые наполнители из дерева и других подручных материалов.

Здесь же варяжская и русская посуда, ковши, братины из металла и яшмы. В ХVII в. появилась сулея, сосуд в виде высокого кувшина с узким горлышком, пришедший на Русь из стран Востока. Одна серебряная сулея для вина, а та, что пониже – для восточных соусов. Рядом небольшая солонка. Она стояла только на столе государя, из нее он одаривал самых дорогих для него гостей солью, остальные уходили с пира не солоно хлебавши. На больших приемах государь, патриарх Никон до пяти раз меняли парадные одежды.

В экспозиции представлены также свадебные венцы, богато выполненное евангелие Филарета Романова, украшенный драгоценными камнями рог буйвола (церковная дарохранительница), маленький металлический рожок для кормления детей. В него клали хлеб с медом, разбавленным водичкой, и давали рожок младенцу. А вот штрафной кубок "Непролей" предназначался для взрослых: с округлым донышком высокий металлический кубок просто не мог стоять на столе. Так что его надо было обязательно опростать до дна. Здесь же испанские и итальянские зеркала, украшенные слоновой костью и позолотой, со специальными крышками. Считалось, что глядя в зеркало ты видишь свою душу, она как бы обитает в зеркале, а посторонним твою душу видеть нельзя, поэтому зеркало надо скрывать от чужих глаз, закрыв крышкой или занавесив тканью.

В Испании чернью украшали клинки холодного оружия, а на Руси стали украшать чернью с дымкой тарелки. Из Франции пришли к нам разноцветные эмали. На родине основу их составляла медь, а у нас серебро. Эмаль применяли на самых разных изделиях, начиная с ложек и кончая переплетом дорогого Евангелия.

В домах бояр имелись поставцы с дорогой посудой, коллекционной, используемой только для украшения. Такая посуда считалась драгоценностью, ведь алмазы в то время еще не были открыты. Об алмазах люди узнали лишь в начале ХIХ в., а до этого широко использовали горный альпийский хрусталь. В бокалы и чаши из такого хрусталя воду наливать нельзя, она будет выливаться словно из решета. Для поставцов знать также покупала посуду из венецианского прочного стекла, но и эту посуду не употребляли во время застолий. Пили только из металлической серебряной посуды, обладающей, как известно, антисептическими свойствами.

Некоторые вещицы должны были развеселить кампанию. Вот, например, шутейный серебряный кораблик: из него нельзя было выпить вина, не облив одежды. Смешно выглядит шутейный кубок в образе пузатого, на коротких ножках, Людовика ХV. Как известно, когда Петр I был за границей, то договорился о женитьбе Людовика на своей дочери Елизавете. Принцесса очень верила в этот союз и ждала своего нареченного. Однако когда Петр умер, то Людовик не захотел брать в жены "худородную" невесту. Прошло время и Елизавета стала императрицей великой державы. При ней и в угоду ей появился такой смешной кубок-пародия на Людовика ХV.

Многие вещи Трапезной палаты сделаны руками нюрнбергских мастеров, трудившихся во многих странах мира. Мастер учился долго, целых 15 лет, прежде чем изготовить шедевр и получить персональную печать для клеймения изделий, созданных собственными руками. Но прежде чем принять такого ученика в подмастерья, с него брали подписку об отъезде из Нюрнберга после окончания учебы, ведь местным мастерам не нужна была конкуренция целой армии их учеников. Так и оказались умельцы из этого немецкого города в далекой Московии.

Их руками изготовлена посуда для причастия, в которую наливали красное виноградное вино, символизирующее кровь Христа. Кроме того, в экспозиции представлены глубокие тарели-терины (тера – земля), символизирующие Землю; небольшие плоские кубки таца, из которых обычно пили вино нового урожая – сидр. Посреди стенда помещено огромное серебряное блюдо с позолотой, служившие украшением для интерьера. На нем изображен Александр Македонский, разрубающий гордиев узел. В этой же витрине царские рукомои. Если к руке царя допускали "неверных" послов, то потом из такого рукомоя за шторкой государь омывал руки.

Послы дарили официальные подарки, неординарные вещи, но их было не так много, 70 % дорогой утвари составляли закупки. Все официальные подарки шли в казну. Послы дарили и личные подарки, в таком случае, если подарок царю нравился, то он давал ответный дар, и по цене его подарок был в три раза дороже подношения посла. Как правило, послы на подарки не скупились, ведь им предстояло жить в России на содержании государя, и во многом от подарка зависело это содержание.


С ХVII в. на Руси появились механические часы. Модники носили одновременно до пяти штук часов, нанизывая их на цепочку и прикрепляя к шляпе, вороту одежды или к рукоятке трости, к вееру. Имелись большие настольные часы, в которых под бой курантов начиналось целое шествие из двигающихся фигурок людей, слонов, птиц. Были часы в форме книжки, яйца или круглой формы, карманные. К последним относятся часы Петра I. Он всегда спешил, ему некогда было открывать крышку часов, чтобы посмотреть время, поэтому крышка на его часах была сделана прозрачной из стекла.

Многие предметы закупали на ежегодных ярмарках в Архангельске. Здесь же в бочках продавали итальянские соленые лимоны. Такой способ хранения был вынужденным, ведь дорога из Италии в Россию занимала 5–8 месяцев и сохранить в свежем виде лимоны не представлялось возможности. Свои лимоны выращивали садовники в царских зимних отапливаемых оранжереях. Но "русские лимоны", как правило, не вызревали и их использовали в качестве ароматизаторов: нарезали длинной спиралью и подвешивали в покоях словно елочные игрушки.

Платяных и книжных шкафов, стенок, сервантов в давние времена не было, поэтому посуду, книги (а некоторые весили до 30 кг), одежду хранили в сундуках. В экспозиции имеется свадебный сундук итальянской работы, принадлежавший Никите Романову. Он сделан из кипариса. Прошли столетия, но стоит открыть крышку и можно почувствовать аромат этого южного дерева. Все кровати были только привозные. Спали на лавках, на печи или на полу, для чего зажиточные люди расстилали войлок, а поверх клали овчины.

В красном углу комнаты на специальной подставке стоят иконы. Слово красный пришло к нам из языческой религии. В доме на протяжении многих лет жило по нескольку поколений кровных родственников, всех их хранило божество Род. Фигурка этого божества и стояла в красном углу. Слово красный происходит от красного цвета крови, родственников по крови. После принятия христианства и утверждения православной религии в красный угол вместо языческого божка стали помещать иконы.

Как правило в домах знати, в царской семье были шахматы, которые скрашивали время долгих зимних вечеров. Они служили также для развития мышления как взрослых, так и детей. Ведь будущий правитель должен быть умным, должен предвидеть будущее, как говорили в старину, "знать свой второй шаг". В шахматы должна была уметь играть та прислуга, которая была связана с воспитанием ребенка. Мальчика начинали учить игре в шахматы с пяти лет. Девочкам с четырех лет давали в руки иголочки и приучали шить и вышивать. У мальчиков в четыре года проводили обряд пострига, после чего ребенок становился княжичем. Лишь позже начинали его обучать грамоте, письму. В экспозиции имеются гусиные перья для письма. Любопытно, что из всего оперения гуся всего лишь четыре пера пригодны для письма. Большое умение требовалось, чтобы заточить перо: оно должно писать ровно, на царапая бумаги, до тех пор, пока не испишется. Рядом с перьями чернильница и несколько очков патриарха Никона. Они совсем не похожи на современные и больше напоминают лепесток, в центре которого находится небольшое стеклышко, по размеру меньше нынешней копейки. В такое стеклышко смотреть можно было лишь одним глазом. Вот такова история резиденции патриархов Московских и Всея Руси.

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru