Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Проектная деятельность на уроках истории

 

В настоящее время актуально обращение к проектной деятельности, когда старшеклассники создают и защищают свои проекты, как и студенты вузов свои курсовые и дипломные работы. Проект – это прототип, прообраз какого-либо вида деятельности, объекта, в буквальном смысле этого латинского слова projectus – "выдвинутый, брошенный вперед".

Проект предполагает детальную разработку учениками проблемы, в результате этой деятельности появляется конкретный практический результат и достигается дидактически поставленная цель. Проектная деятельность предусматривает овладение оперативными знаниями и действиями в процессе социализации учащихся.

По времени проекты могут быть краткосрочные, разрабатываемые на протяжении нескольких уроков; средней продолжительности (до месяца) и долгосрочные (до нескольких месяцев). Проекты по форме могут быть индивидуальными и групповыми, а по характеру их условно подразделяют на основе преобладающей деятельности и называют исследовательскими, творческими, информационными, прикладными, игровыми. Предлагая конкретный проект, учитель ориентируется на возраст учащихся и образовательный уровень их подготовки. В процессе проектной деятельности осуществляется формирование практических учебных умений в индивидуальной и групповой работе, считаясь с мнением других, переживая успехи и неудачи, отстаивая свои убеждения и взгляды.

К педагогическим задачам проекта относятся также установление связей отечественной и всеобщей истории, курсов по выбору; выявление тем, которые могут быть раскрыты шире для дополнительного педагогического применения; совершенствование общеучебных умений, навыков исследовательской работы в группе, углубление знаний по теме проекта.

Работа над проектом включает ряд этапов, в частности, организационный: выявление замысла, определение проблемы (исследовательской, информационной, практической) и возможных вариантов ее решения, аргументация своего выбора, выяснение цели работы, создание групп и распределение заданий по группам, обсуждение возможных методов исследования, планирование предстоящей деятельности (действий по разрешению проблемы, поиску информации). Как правило цель определяет учитель, а проблема выясняется в процессе "мозговой атаки" – совместного поиска научного знания учителя и учеников.

Так, старшеклассники якутской городской национальной гимназии после изучения материалов в Интернете и посещения вместе с учителем Краеведческого музея пришли к мнению о выборе для исследования следующей тематики: "Витте Беренг и Якутия", "Декабристы в Якутии", "История России в картинах И. Е. Репина", "Ломоносов и Северный морской путь".

К основному этапу можно отнести выполнение проекта по индивидуальным и групповым планам, связанное с конкретной деятельностью, включая принятие решений и их реализацию на практике, промежуточные обсуждения полученных данных и результатов. Учащиеся якутской гимназии сначала составили список используемой литературы, включая интернет-ресурсы по проблеме, после чего приступили к поиску информации по проблеме, отбору нужного содержания, систематизации и конструирования своего исследования.

Затем следуют этапы описания проекта, его экспертиза, защита и оппонирование, презентация (представление), оценка результатов, социальной значимости. Результатом работы над любым проектом должен быть выход значимой продукции.

При оценке выполнения проектов учитывается: адекватность выдвинутых проблем тематике школьных курсов; корректность результатов; весомость результата деятельности каждого участника, его личный вклад в реализацию проекта; коллективный или индивидуальный характер принятия решений; взаимодействие и взаимопомощь при выполнении проекта; глубина решения проблемы, интеграция знаний из смежных областей; аргументированный характер выводов, обобщений и заключений; эстетика оформления проекта на электронных и бумажных носителях; лаконичность и аргументированность ответов исполнителей проекта при его защите.

В процессе проектной деятельности происходит формирование практических учебных умений по обучению определять мотивы деятельности, извлекать и систематизировать новые знания, работать продуктивно в группе, учитывать мнение других, реально оценивать свои достижения. При этом знания учеников носят эвристический характер, надолго сохраняются в сознании и могут применяться в практической деятельности.

Проектная деятельность предусматривает изменение роли учителя, поскольку важнейшая его задача связана не с передачей готовых знаний, а с организацией познавательной деятельности учеников, консультированием и направлением в нужное русло их деятельности. Учитель занимается формированием мотивации деятельности участников проекта, оказывает помощь в подборке материала, его систематизации и обобщении, контролирует деятельность каждого и оценивает промежуточные результаты, подготавливает выступающих к презентации, отрабатывает навык ответов на вопросы, добиваясь их точности и конкретности.

Наряду с положительными результатами проектная деятельность, ее организация и проведение имеют свои недочеты. Они связаны с неравномерностью нагрузки учащихся и учителей на разных этапах выполнения проекта, в частности, эта нагрузка значительно возрастает на завершающем этапе; неразработанность критериев оценки вклада каждого исполнителя; сложность включения всех учащихся в проектную деятельность; неудачная реализация проекта, срыв работы. И все же, несмотря на имеющиеся недостатки, за проектной деятельностью большое будущее.

Учителями разработаны проекты различных видов.

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru