Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Творческие и исследовательские задачи по биологии

 

Начиная изучать с детьми биологию, каждый учитель задумывается над тем, как сделать этот преимущественно описательный курс более интересным для учеников, что поможет школьникам быть более активными на уроках, и, наконец, как обеспечить дифференцированный подход к учащимся, учет их индивидуальных особенностей. Частично решить эти проблемы и повысить эффективность образовательного процесса можно, предлагая на уроках творческие задачи, т.е. задачи с нечетко заданными условиями, содержащими противоречия и допускающими несколько ответов, – задачи, заставляющие детей думать и пытаться вспомнить или найти в учебнике информацию, необходимую для ответа, но не сам ответ, которого в учебнике нет. Такие задачи могут быть составлены как с учетом знаний, которые школьники должны получить, изучая биологию в рамках обычной программы, так и при углубленном изучении предмета. Вот несколько примеров таких задач.




1. Слово «гриб» в древнерусском языке имело значение «горб». К каким грибам в то время относилось это название?

(К трубчатым грибам, имеющим выпуклые шляпки.)

2. Как бы мы назвали явление, о котором М.В. Ломоносов так писал в своем «Слове о явлениях воздушных» в 1753 г.: «...преизобильное ращение тучных древ, которые на бесплодном песку корень свой утвердили, ясно объявляет, что жирными листьями жирный тук из воздуха впитывают, ибо из бессочного песку столько смоляной материи в себя получить невозможно».
В другой своей книге, «Слово о слоях земных», Ломоносов писал: «Откуда же новый сок сосны собирается и умножает их возраст, о том не будет спрашивать тот, кто знает, что многочисленные иглы нечувствительными скважинами почерпают в себя с воздуха жирную влагу, которая тончайшими жилками по всему растению расходится и разделяется, обращаясь в его пищу и тело». Эти слова были сказаны за 18 лет до официального открытия этого явления англичанином Дж.Пристли. Какие такие «нечувствительные скважины» имел в виду Ломоносов? Как мы сейчас их называем и каковы их функции?

(Явление – фотосинтез, «чувствительные скважины» – устьица.)

3. По берегам многих тропических морей, на границе моря и суши распространены мангровые заросли. Два раза в сутки во время прилива растения, образующие заросли, бывают по самые кроны погружены в воду. В это время их корни не могут дышать. Но и когда наступает отлив и обнажается илистая почва, в которой расположены корни этих растений, их дыхание кажется невозможным – из-за интенсивного разложения органических остатков и насыщенности влагой почва практически лишена кислорода. Воздух вокруг пахнет гнилью и сероводородом... Как же мангровые растения, их корни, могут дышать в этих условиях?

(У мангров корни растут не только вниз, но и горизонтально, и вверх. Возвышающиеся над поверхностью корни как раз и служат для дыхания.)

4. Внимательный наблюдатель легко заметит, что листья клевера и подорожника, растущих в зоне вытаптывания (например, на тропинке), значительно меньше, чем у таких же растений, произрастающих в малопосещаемых человеком местах. На первый взгляд все понятно. Если на тебя все время пытаются наступить, то нужно съежиться, сделаться менее заметным. Но как именно, в результате чего происходит уменьшение листьев растений – за счет уменьшения размера клеток или путем образования меньшего числа клеток при сохранении их размера.

(В вытаптываемом листе содержится меньше клеток, но размера они такого же, как и клетки крупных листьев невытаптываемых растений.)

5. При извержении вулкана Толбачик на Камчатке потоки раскаленной лавы и горячий пепел уничтожили поблизости всю растительность. Однако совсем недалеко от выжженной зоны ученые обнаружили живые деревья. Устойчивыми к действию высоких температур оказались ель Гиекла и каменная береза. Как вы думаете, за счет чего?

(Эти деревья имеют толстую, лишенную смолы кору, которая при пожаре не загорается, а лишь обугливается.)

6. О чем свидетельствует тот факт, что класс двудольных растений насчитывает 325 семейств, а класс однодольных всего 65?

(Ученые считают, что класс однодольных появился значительно позже двудольных.)

7. Известно, что цианобактерии могут внедряться в клетки простейших и осуществлять там фотосинтез. О чем говорит этот факт?

(Синезеленые могли быть предками хлоропластов.)

8. Известно, что кальмары, осьминоги и каракатицы, защищаясь от врагов, выделяют темную жидкость, которая окутывает их непроницаемой завесой. А как, по-вашему, должны защищаться головоногие моллюски, обитающие на больших глубинах, куда солнечный свет не проникает?

(Они выпускают не темную, а светящуюся жидкость.)

9. Глаза вальдшнепа расположены немного не так, как у других птиц. Они находятся чуть ближе к затылку и чуть выше, чем у прочих птиц. Поэтому вальдшнеп имеет два поля бинокулярного зрения. Первое направлено вперед, а другое, значительно большее, – назад. Вальдшнеп питается червяками, которых отыскивает клювом в почве.
А у совы глаза направлены вперед, как у человека, у нее есть всего лишь одно поле бинокулярного зрения, направленное вперед, но зато весьма большое. Чем вызваны такие различия? Какая особенность позволяет сове видеть не только впереди, но и сзади?

(Вальдшнепу необходимо во время поисков пищи видеть, что происходит сзади, чтобы вовремя заметить хищника. Совы сами являются активными хищниками и врагов в природе практические не имеют. Сова имеет очень гибкую шею и способна поворачивать голову на 180°.)

10. В американском штате Флорида применяется необычный способ сбора дождевых червей. В землю втыкают доску или палку и по ее верхнему концу водят другой палкой. Черви при этом в большом количестве вылезают из норок на поверхность. На чем основан этот способ?

(Дождевой червь ощущает звуки через всю поверхность тела по сотрясению почвы. Звуки, производимые таким образом, вызывают у червей беспокойство.)

11. Еще в середине XVII в. немецкий ученый-зоолог Т.Зибольд обнаружил в телах пресноводной гидры и некоторых червей хлорофилл. Позднее он был найден в организмах других животных, гидроидных полипов, медуз, кораллов, губок, коловраток, моллюсков. Откуда он там берется?

(В тканях ряда водных беспозвоночных могут поселяться одноклеточные водоросли. Животное использует производимые ими на свету углеводы или даже переваривает часть клеток целиком, но ущерб для водорослей в этом случае оказывается меньшим, чем при гибели от врагов в открытой воде.)

12. В Средиземном море и у берегов Франции в Атлантике встречается червь конволюта, у которого полностью атрофировалась пищеварительная система. Как питается этот червь?

(В коже червя обитают одноклеточные водоросли, осуществляющие фотосинтез и снабжающие червя питательными веществами. Если молодой червь не заразился водорослями, то он погибает от голода).

13. У некоторых тетеревиных по бокам пальцев располагаются особые роговые выросты. Для чего?

(Для облегчения передвижения зимой по снегу.)

14. Найдите черты сходства между способом передвижения рыбы и змеи. Попытайтесь объяснить принцип передвижения змей с помощью законов физики.

(Силы, двигающие рыбу вперед, возникают в результате волнообразного изгибания всего туловища, и особенно хвоста. Парные плавники выполняют главным образом функцию рулей глубины и отчасти направления. Утратив конечности, змеи вернулись к старому, испытанному еще рыбами способу движения. Туловище змеи изгибается в горизонтальной плоскости, причем волны изгибов непрерывно следуют спереди, создавая силы, двигающие змею вперед.)

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Классному руководителю

Яндекс.Метрика