Держа за две нитки привязанные к ним расчески, Почемучка протянул их мне. Он лукаво улыбался. «Какая из этих расчесок наэлектризована, ответьте за минуту, — попросил он.— При этом помните: пользоваться никакими приборами и другими предметами нельзя».
Ответ.
Нужно одну расческу взять в руку и тем самым разрядить ее на себя, если она была заряжена. Затем, держа расчески за ниточки, сблизить их. Посмотреть, как они будут вести себя теперь. Если будут взаимодействовать, значит, вторая расческа заряжена. Если взаимодействия не будет, вторая расческа не заряжена.
* * *
Почемучка рассказывал Пете из 2 «В» класса: «Я взял детский воздушный шарик, надул его, туго завязал. Потер шарик о свою голову и, подбежав к стене, прислонил его. Затем убрал руку, — шарик по-прежнему «висел» на вертикальной стене». «Ты знаешь, почему шарик «прилип» к стене и не падает?» — спросил он малыша. — А я знаю».
Ответ.
Оболочка шарика от трения наэлектризовалась и при приближении к стене наэлектризовала ее по индукции зарядом противоположного знака. А разноименные заряды притягиваются, вот шарик и «прилип» к стене.