Задача для 7 класса
Почемучка сидел в центре автобуса на сидении у окна, внимательно поглядывал то в окно, то на свое левое запястье и что-то считал на карманном калькуляторе.
Прошло несколько минут и Почемучка негромко сказал: «Шестьдесят». Его друг, сидевший на переднем сидении, взглянул на спидометр в кабине шофера и изрек: «Точно». Еще через несколько минут Почемучка сказал: «70». «Точно», — подтвердил друг. Как Почемучка мог определить скорость автобуса на разных участках шоссе?
Ответ.
Он мог определять пройденный путь по телеграфным столбам, зная, что расстояние между ними примерно 50 м, а время движения узнать по своим наручным часам; затем по формуле v = s/t рассчитать скорость. Или мог узнать: за какое время автобус проезжает 1 км, т.е. расстояние между километровыми столбами на шоссе. Решение верно только при равномерном движении.
Задача для 9 класса
Почемучка достал из кармана детский воздушный шарик и не спеша надул его. Затем поднял шарик над головой и отпустил. Шарик стремительно полетел к потолку, уменьшаясь в размерах. «Почему шарик движется?» — спросил Почемучка, хитро улыбаясь. Действительно, почему?
Ответ.
Во-первых, воздух в комнате выталкивает шарик вверх по закону Архимеда. Во-вторых, сокращаясь, упругие стенки шарика выдавливают находящийся в нем воздух, и он выходит из оболочки струей, направленной вниз, с некоторой скоростью. По закону сохранения импульса оболочка шарика должна двигаться в противоположном направлении, т.е. вверх. По сути получилась ракета.