Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

ДОРОГА В СТАЮ

 

Даже самый совершенный мозг бессилен, если у него нет нужной информации. Инфор­мация приобретается опытом. Немного утри­руя, можно сказать, любое научение — ре­зультат проб и ошибок. Другого пути не дано. Ну, а если нужно научиться избегать смер­тельной опасности? 

Существуют, правда, врожденные программы поведения, не требу­ющие личного опыта. Любое животное пуга­ется громких звуков, резких движений, на­двигающихся крупных предметов. Учиться этому не надо.

Однако врожденные програм­мы не могут предусмотреть всё. С помощью этих программ вам удастся увернуться от па­дающего дерева и, быть может, даже от напа­дающего медведя. Но, скажем, неподвижный хищник или, тем более, провод высокого на­пряжения этими программами у большинства животных не предусмотрены. А, схватившись за высоковольтный провод, вы вряд ли приоб­ретете нужный опыт. Точнее, этот опыт вам уже никогда больше не пригодится.

Но ведь не обязательно учиться всему на собственном опыте. Давно известно, что это удел дураков, умные же учатся на чужих ошибках. Учиться на чужих ошибках способ­ны очень многие животные. Но для этого они должны жить вместе.

Совместная жизнь — полезная штука. И среди животных, особенно высокоразви­тых, распространена она очень широко. Даже такие вроде бы признанные одиночки, как медведи или тигры, самый ответственный пе­риод жизни — детство — проводят в компа­нии братьев и сестер и набираются опыта под руководством матери. Так что семейная и об­щественная жизнь тоже направлены на то, чтобы поведение животного, его движения, стали более целесообразными.

Животное может многому научиться, про­сто наблюдая за сородичами. Вот ваш при­ятель на другом краю поляны нагибается и кладет что-то в корзинку — похоже, он натк­нулся на семейку грибов. Вот он сорвал ягоду и кладет ее в рот. Плюется. Значит, ягода не­вкусная. Вот он залез в кусты и что-то ест — ага, там малинник, стоит к нему присоеди­ниться. Вот он выскочил из малинника и, бро­сив корзинку, с воплями несется прочь — по­хоже, там медведь, не надо туда лезть, ну ее, эту малину.

Но обмен информацией и тем более взаим­ное обучение, идут гораздо лучше, если есть особая система сигналов, каждый из которых имеет четкое значение. Возникает своего ро­да язык, а на высшем уровне развития — че­ловеческая речь. Кстати, большинство сигна­лов — от улыбки (или оскаленных зубов) до чириканья воробья (или объяснений любимо­го учителя) — тоже являются или движени­ем, или его прямым результатом. И все сиг­налы предназначены в конечном счете для того, чтобы направлять и координировать движения сородичей.

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru