Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. В школьные годы круг друзей ребёнка начинает быстро расти, а личные привязанности становятся более постоянными.
Общение на качественно высокий уровень, так как дети начинают понимать мотивы поступков сверстников, что способствует установлению хороших взаимоотношений с ними. В начальный период обучения в школе, в возрасте от 6 до 8 лет, впервые образовываются неформальные группы детей с определёнными правилами поведения в них. Однако эти группы существуют недолго и обычно недостаточно стабильны по своему составу.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 году в процессе объединения системного и деятельностного подходов. Было доказано, что знания, умения и навыки, которые не реализуются в какой – либо деятельности бесполезны.
Основополагающим в образовательном процессе в свете требований ФГОС, является системно - деятельностный подход, который предполагает активное участие ученика в процессе познания, где знания не даются ему в готовом виде, он добывает их под руководством учителя в самостоятельной деятельности.
Системно-деятельностный подход предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества;
Приоритетные цели образования - формирование всестороннего развития личности средствами обучения и воспитания, обеспечение условий для самореализации и самоопределения.
Физика – один из многих предметов, которая способствует усовершенствованию интеллекта студентов. Однако не все пришедшие в колледж школьники способны в одинаковой степени познать эту науку, поэтому я использую дифференцируемый подход к учащимся. Дифференциация обучающихся - это разделение их на группы в зависимости от интересов и способностей, условное деление первокурсников на группы: с высоким, среднем, низким уровнями развития способностей.
Существует множество различных подходов к творческому обучении. База больше ориентирована на инновации (то есть на реализацию самых перспективных идей). Это включает в себя семь простых шагов.
Творческое решение проблем - это не просто мозговой штурм, хотя многие люди могут ассоциировать его с этим. По словам Джеффри Баумгартнера, это на самом деле четко определенный процесс, который может помочь вам от определения проблем до реализации решений.
Размышления о том, что и сколько читают современные дети, как правило, приводят к грустным выводам, но любые обобщения, даже на первый взгляд очевидные, нуждаются в проверке. Тот факт, что книги пишутся, издаются и продаются, в условиях рыночной экономики однозначно свидетельствует о наличии в них потребности. Тем не менее трудно не согласиться с тем, что ситуация с детским чтением действительно вызывает тревогу, и многие родители совершенно справедливо обращают внимание на то, что они в свое время читали больше, чем читают их дети. При этом нужно сделать существенную оговорку: разговор касается не чтения вообще (считывание информации с экрана компьютера тоже чтение), а чтения художественной литературы.
Подросток в силу возрастных особенностей (ориентация на сверстников, конформизм и проч.) способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения, ситуации и личности собеседника. С одной стороны, такое принятие словесного состава речи и стиля общения партнера по диалогу несет в себе возможность ориентировочного познания многообразных вариантов речи; с другой стороны, этот феномен речевого поведения подростка следует рассматривать как возрастную речевую зависимость.
Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие у школьников учебных навыков. Отбором, разработкой, апробацией и систематизацией наиболее эффективных методов и технологий проведения такой работы мы занимались более десяти лет. В результате была разработана комплексная программа развития учебных навыков для обучающе – развивающей работы с учащимися разных возрастных групп под объединенным названием "Академия мышления”. Материал программы может быть реализован в самых разных формах. Это специальные курсы, факультативы, серии классных часов, отдельные занятия.
Когда мой маленький тезка пошел в первый класс, несколько недель оценок не ставили. Но вот свершилось: он получил... две первые тройки. Вы не представляете, как он ими гордился! Ведь это были первые оценки, полученные им не от родителей и не от друзей. Он не понимал еще, что тройка — это всего лишь удовлетворительно, радовался оценке как оценке. Бедный малыш! Как много сил и нервов потратит он потом, для того чтобы выбраться из этого рабства оценок, не всегда справедливых и часто субъективных. Но в тот день он верил в них. Это пришло, конечно, не сразу.
Еще тогда, в 4—5 лет, когда спрашивал бабушку, хорошо ли себя вел, он готовил себе этот плен. Нет, он не был конформистом, всегда был немножко себе на уме. Однако в некоторых школах подчас нивелируют и не таких нонконформистов: начинается гнет оценок, и наши дети, довольные до беспредельности, бегут, спешат под этот гнет.
Рассматривается как ведущий компонент системы всестороннего гармонического развития личности. Трактуется как процесс формирования нравственного сознания, чувств и поведения. В отечественной педагогике разработаны содержание, принципы, методы, средства, формы нравственного воспитания учащихся. Накоплен разнообразный опыт решения данной задачи в работе со школьниками всех возрастных групп.
Важнейшей проблемой науки и практики в настоящее время выступает проблема переосмысления нравственных идеалов, сохранения нравственных ценностей советского периода развития России. Восстановление ранее отвергаемых и гонимых, в частности, из области религиозно-духовных моральных ценностей. Существует риск засорения спектра нравственных норм и предписаний предосудительными формами межличностных отношений и поведения. Особенно в области защиты прав и свобод юных и взрослых граждан страны.
Без должного участия семьи не может быть продуктивно решена задача обучения и воспитания младшего школьника. Кто как не учитель, специалист, может дать правильный совет по многим проблемам воспитания ребёнка в семье.
Родители желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать.
Ничего странного и обидного для учителя в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть. Учитель может помочь укрепить доверие ребёнка к семье как к родному месту, воспитывать уважение к родителям.
Дети приносят в тетрадках такое, что хоть плачь, хоть смейся - нарочно не придумаешь! На четыре буквы - пять ошибок, про запятые вообще молчу. Это уже не русский язык - в нем же нет слов «Йупка», «Сабака» и «Ашыплась». Учителям впору выдавать дипломы переводчиков за проверку сочинений, и валерьянку - в подарок. Что происходит, люди добрые?
Как слышится, так и пишется
Специалисты приводят пугающие цифры: у каждого третьего школьника - дислексия или дисграфия. То есть, либо пишет отвратительно, либо читать не умеет. Еще в 50-е годы таких детей было всего 6 процентов - и то учителя жаловались.
В условиях базисного учебного плана и государственного образовательного стандарта, соответствующих им стандартизированных учебных планов, типовых программ и заданий учащийся оказывается поставленным в ситуацию, когда он вынужден самоопределяться на ситуативном уровне: задача, которую ему необходимо выполнить, ставится извне, типовой способ достижения цели задан, ограничены возможности для изменения, результат образовательной деятельности соотносится с эталоном и оценивается по стандартной шкале. Но одарённые дети требуют дифференцированных учебных программ и помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовать свои потенции. Поиск путей развития одарённых детей – сложное, но очень важное дело, в котором делаются только первые шаги. Есть два подхода к проблеме выявления и развития одарённости детей: если первый предполагает работу с «элитой», то другой исходит из представлений о резервах одарённости, заложенных практически в каждом ребёнке.
Никогда не оставляйте ребенка один на один с его комплексами и внушайте ему, что он самый лучший!
«Я не пойду во двор» — сказал, нахмурившись, ваш 6-летний сын. «Почему?» Молчит. Пытаетесь расспрашивать — плачет. «Я буду играть сам. Я не хочу к детям».
Вы в растерянности. Ведь еще недавно он с удовольствием играл в веселой дворовой компании, а когда вы звали домой, выпрашивал еще 20, нет, хотя бы 10 минуточек. И вдруг все изменилось. Что произошло? Он громко всхлипывает, и вдруг снимает очки и со злостью бросает на пол. «Не буду больше их носить! Во дворе сказали, что я четырехглазый».
К приоритетам современной школы в первую очередь относится формирование мировоззрения, отличающегося широтой восприятия мира, специализацию и совершенствование базисных навыков и умений на более высоком уровне. В практике глобально–ориентированного образования предлагаются направления специализации не замыкающиеся в рамках изолированного предмета: географии, биологии, обществознания и др. Каждый учебный предмет в отдельности способствует созданию у обучающихся целостного представления о мире в конкретной перспективе: можно формировать языковую, физическую, историческую и т.д. картины мира. Накладываясь друг на друга, они создают многомерное видение мира в пространстве и времени. Каждый предмет помимо его практической ценности нужно рассматривать как возможность максимальной реализации способностей человека, его творческого плана, личностного роста.
Главное в глобальном образовании – воспитание чувства причастности каждого к жизни человеческого сообщества, установление гармоничных отношений человека с природой, людьми, миром в целом и с самим собой.
Каждый учитель мечтает, чтобы по возможности каждый ученик приходил на его урок подготовленным: прочитал то или иное произведение, параграф, сделал задания. Но в век новых технологий среди школьников распространен синдром "комикса": учащиеся заинтересованы в чтении текстов маленьких по объему. Однако реальность современной жизни требует от человека умения ориентироваться в большом потоке информации, умение ее интерпретировать и использовать в жизни. Именно это и актуализирует новый федеральный стандарт (ФГОС).
Международные исследования показали, что большинство детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов.
Как научить наших детей эффективно читать тексты на уроках по разным предметам?
Эвристическое исследование — форма проблемного обучения, постановка задач, результат которых неизвестен учителю и учащимся. Метод помогает развивать у детей креативность, познавательный интерес, логическое и абстрактное мышление, реализовывать творческий потенциал. Подход учит думать и решать задачи самостоятельно, открывать новое и не бояться выражать собственные мысли.
Суть приема
Эвристическое исследование предусматривает активную роль ученика в процессе добычи новых знаний. Учитель является неизменным помощником, но не более того. Лишь только небольшую, ключевую часть нового материала он может дать вербально, с подробными пояснениями.
Нужно всегда способствовать успехам детей. От этого непосредственно зависит эффективность обучения.
Что такое педагогика успеха?
Групповая работа на уроках математики в начальной школе с использованием элементов методики С. Френе.
На уроках математики я использую групповые методы работы с учащимися на основе методики С.Френе, позволяющие детям добиваться успеха почти на всех уроках. Так его основными постулатами является педагогика успеха. Так один из его вариантов его методики гласит… «Инвариант 10: Любой человек стремится к успеху. Неудача тормозит работу и лишает энтузиазма».
Компьютерные коммуникации сегодня формируют новое информационное пространство, в котором реализуется деятельность современного общества. Возникают возможности для создания различных виртуальных объединений, которые оказывает серьезнейшее влияние на информационную сферу. Информационное пространство сегодня - это новые решения, которые делают обучение динамичным, мобильным и все больше электронным.
Роль преподавателя в современном информационном мире чрезвычайно важна. Задачи современного преподавателя - не столько дать студенту знания соответственно утвержденному учебному плану, сколько обеспечить его жизненно важными навыками работы с информацией, умение эффективно взаимодействовать с коллегами, в том числе через Интернет, а также постоянно развиваться и учиться самостоятельно.
Наряду с традиционными формами воспитания существуют различные нетрадиционные формы. Это коллективное творческое дело (КТД), ток-шоу, "Сократовская беседа", интеллектуальный аукцион, дискуссионные качели, воспитательный тренинг и другие.
Форма воспитания (воспитательной работы) - это варианты организации конкретного воспитательного процесса. Под мероприятие можно подвести десятки форм воспитательной работы, каждая из которых имеет свою специфику. Важно учитывать то, что педагогическую ценность воспитательной внеклассной работы определяет не количество мероприятий, а разнообразие их форм.
Нетрадиционное воспитательное мероприятие - это воспитательное мероприятие, имеющее нетрадиционную форму и структуру проведения.
Просите, но не приказывайте и не требуйте
Добиться сотрудничества - значит привить детям желание слушать ваши просьбы и выполнять их. Первый шаг состоит в том, чтобы научиться наиболее эффективно отдавать распоряжения. Жесткие приказы тут не работают. Сами посудите: если бы на работе кто-то командовал вами на каждом шагу, вам бы это понравилось? А день ребенка полон бесконечных указаний. Не удивительно, что матери то и дело жалуются, что дети их не слушаются. А вы сами воспринимали бы человека, который вас постоянно пилит?
День ребенка полон приказаний, например: положи игрушки на место, не бросай вещи где попало, не разговаривай с братом таким тоном, не тронь сестру, зашнуруй ботинки, застегнись, почисть зубы, выключи телевизор, марш обедать, заправь рубашку, доешь свои овощи, ешь вилкой, не балуйся с едой, прекрати болтать, прибери в комнате, тише, расстели постель, отправляйся немедленно спать, возьми сестренку за руку, иди спокойно - не беги, перестань шуметь - и так далее, без конца. Даже сами родители устают все время понукать ребенка - а он просто не воспринимает их голоса. Постоянные приказания ведут к тому, что каналы общения перекрываются.
Школа призвана сеять "разумное, доброе и вечное", но вместе со знаниями современная система обучения вручает детям и совершенно ненужную и тяжелую ношу, которую они вынуждены нести по жизни. Именно из школы тянутся те комплексы неполноценности, от которых человек страдает, и которые не дают ему продвигаться по служебной лестнице, стать успешным в профессии и в личной жизни. Что это за комплексы и почему они возникают - давайте разберемся.
Комплекс пассивного наблюдателя
Многие из вас, вероятно, слышали от учителей замечания в адрес своего ребенка. "Петя умный и способный мальчик, но на уроках как будто отсутствует, плохо работает, невнимателен". Мама старается влиять на дитя, разговаривает с ним, убеждает в том, что надо учиться и слушать учителя, даже обвиняет его в лени. Но не лень виновата, а то, что психологи называют комплексом пассивного наблюдателя.
Наверное, каждый родитель считает, что его ребенок особенно талантлив и умен. Но почему-то в обществе больше приветствуется уравнительная точка зрения: педиатры, воспитатели и учителя, скорее всего, скажут вам, что все дети по-своему талантливы, и ваш ребенок ничем не отличается от обычных детей. Но мы-то знаем, что это не так. Что наш ребенок особенный. Что он уже в два года знал алфавит, а в три мог прочитать табличку «Выход». Вот только как это доказать?
Все же профессионалы в области педиатрии лукавят: не существует детей с совершенно одинаковым развитием. И сравнительные таблицы одаренности существуют. Уровни одаренности могут сказать нам, насколько ребенок опережает по развитию своих ровесников, варьируются они от просто умного ребенка до гениального.
Зачем нужно знать интеллектуальный уровень своего ребенка? Затем, чтобы помочь ему развить свой потенциал и создать дополнительные возможности для развития талантов.
Ребенка дразнят в школе. Неважно, что именно послужило для одноклассников поводом к этому - высокий или, напротив, маленький рост, какой-то другой недостаток внешности, черта характера и так далее. "Дразнилки", обидные прозвища, постоянные насмешки травмируют ребенка, особенно если он от природы раним и застенчив. Бывают случаи, когда эта ситуация выходит из-под контроля и становится необратимой. Ребенок воспринимает школу не иначе как место, где он подвергается издевательствам. Это может сказаться на его самооценке, успеваемости и, в конечном счете, на его душевном состоянии.
Что же предпринять в таком случае родителям? Как быть, если вашего ребенка дразнят одноклассники, если из-за насмешек он не хочет ходить в школу?
Психологи советуют родителям не вмешиваться, по крайней мере, открыто в конфликт детей. Ваше вмешательство не заставит других детей по-иному относиться к ребенку.
Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.
Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос.
Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.
Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений.
Научиться находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера.
Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить.
Школьный класс – копия любого другого коллектива. В нем обязательно есть свои умник, клоун, изгой, ябеда… По какому принципу дети распределяют между собой эти роли? Что скрывается под масками? И как вести себя взрослым, чтобы та или иная манера поведения ребенка не мешала его учебе? На эти вопросы отвечают Оксана Раздувалова, учитель начальных классов, победитель конкурса «Лучший учитель России» в рамках национального проекта «Образование», и школьный психолог Елена Блохина.
Когда дети приходят в 1-й класс, примерно до Нового года все они только знакомятся и стараются быть хорошими.
Но уже через 3–4 месяца, освоившись в новой обстановке, каждый начинает проявлять индивидуальность. И, как следствие, исполнять в коллективе определенную роль.
Подростковый возраст – время физиологических и эмоциональных перемен, и в этот период взаимодействие с учениками может представлять серьезные трудности для учителя. Как правило, ученики в этом возрасте стремятся самоутвердиться любой ценой, и поэтому часто впадают в крайности, особенно в том, что касается эмоций. Учителю необходимо внести соответствующие коррективы в план воспитания, чтобы он отвечал постоянно меняющимся запросам быстро взрослеющих подростков.
Атмосфера взаимного уважения
Именно взаимоуважение может стать залогом хороших отношений между учителем и классом. Подростки в большинстве своем протестуют, когда взрослые требуют от них уважения только потому, что они старше. Вместо того, чтобы требовать, покажите юношам и девушкам, что вы, прежде всего, сами будете относиться к ним с уважением, и, соответственно, ожидаете от них того же. Таким образом они почувствуют свою значимость и причастность к обществу, а значит, будут готовы сотрудничать.
Родителей всегда очень волнует вопрос: как воспримет ребёнок переход из начальной школы в старшую школу? Ведь четыре года у него был один учитель по всем предметам, и он же являлся классным руководителем. А теперь по каждому предмету будут отдельные учителя, и у всех будут свои требования. Но хуже всего - это переход из кабинета в кабинет, после того, как ребёнок привык весь дань находиться в одном учебном классе. Такие же проблемы постоянно волнуют и учителей-предметников и тем более классных руководителей 5-х классов. Опытный классный руководитель начнет работу с обсуждения нового статуса детей с их родителями.
Во-первых, необходимо успокоить родителей тем, что за каждым классом закрепляется одна аудитория, где будут проходить классные часы и мероприятия. Это значит, что «свой дом» будет иметь каждый классный коллектив школы.
Коллектив — мощный воспитательный и педагогический инструмент. Развитие ребенка как полноценной личности может быть только в коллективе и коллективом. От коллектива зависит каким вырастет человек, будет ли он успешен в жизни, будет ли уверен в себе или тревожен. Гармоничное его развитие возможно только в сплоченном и дружном коллективе. Поэтому воспитание чувства коллективизма, сплочение класса и является приоритетной задачей учителя, особенно в начальных классах. Так как это сложный и кропотливый труд, требующий длительного времени, то он займет у вас не один год.
Создание сплоченного ученического коллектива не возможно без некоторых условий:
устоявшийся педагогический коллектив с едиными требованиями к себе и ученикам;
совместная внеурочная деятельность;
участие родителей в жизни класса.