Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Воспитательный тренинг - нетрадиционная форма воспитания

 

Наряду с традиционными формами воспитания существуют различные нетрадиционные формы. Это коллективное творческое дело (КТД), ток-шоу, "Сократовская беседа", интеллектуальный аукцион, дискуссионные качели, воспитательный тренинг и другие.

Форма воспитания (воспитательной работы) - это варианты организации конкретного воспитательного процесса. Под мероприятие можно подвести десятки форм воспитательной работы, каждая из которых имеет свою специфику. Важно учитывать то, что педагогическую ценность воспитательной внеклассной работы определяет не количество мероприятий, а разнообразие их форм.

Нетрадиционное воспитательное мероприятие - это воспитательное мероприятие, имеющее нетрадиционную форму и структуру проведения.

Достоинства нетрадиционных форм воспитательной работы

не сковывают учебно-воспитательный процесс

вносят разнообразие в школьные будни

оживляют атмосферу в коллективе, приподнимают настроение

активизируют ребят

приближают учебно-воспитательный процесс к жизненным ситуациям

Одним из нетрадиционных мероприятий, форм воспитания является воспитательный тренинг.

Тренинг является одним из методов практической психологии, применяемых в психотерапии, в психокоррекции, в обучении. Однако сегодня вычленяют групповой психологический тренинг из ряда других методов работы психолога, как вполне самостоятельное направление.

Воспитательный тренинг является разновидностью группового тренинга, наряду с психологическим и учебным (педагогическим), и вбирает их основные черты:

небольшая группа участников (от 8 до 20 человек)

специально подобранная или разработанная система упражнений

доверительность общения участников тренинга

наличие обратной связи на занятии

саморефлексия каждого участника тренинга

Воспитательный тренинг - это форма специально организованных действий, в ходе которых решаются вопросы формирования у воспитанников определённых знаний, умений, отношений (к себе, людям, природе, труду, обязанностям и др.); повышения их познавательной активности; создания установки на творчество, на поиск.

Воспитательный тренинг - форма внеклассной работы, которая способствует воспитанию школьников, приобщению их к духовным общечеловеческим ценностям. Эта форма предполагает партнёрские отношения субъектов процесса воспитания, совместное продвижение к новым знаниям и уровню личностных отношений, качеств, установок.

Занятие в форме тренинга проводится под руководством ведущего. Участники располагаются на стульях по кругу, что способствует созданию благоприятных условий для общения и взаимодействия.

Принципы организации воспитательных тренингов:

Максимальное вовлечение участников в активную деятельность на занятии. Пробуждение у них различных видов активности: внутренней и внешней; познавательной, социальной и физической.

Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона занятия;

Поддержка альтернативности, множественности мнений;

Развитие функции общения как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения.

Подготовка педагога к воспитательному тренингу начинается с определения целей и задач занятия, с изучения исходного материала, литературы. У педагога должно сложиться четкое представление о том, какой материал дети должны отработать и, на этой основе, он разрабатывает задания, упражнения для тренинга.

Материал, выносимый на педагогические тренинги, должен удовлетворять следующим требованиям:

содержать сведения, углубляющие знания;

содержать проблемные вопросы;

требовать углубленной работы и обдумывания;

включать разноуровневые задания: облегченные и повышенной сложности;

включать задания, информацию, активизирующую интерес к теме занятия, эмоциональную сферу.

Чтобы активизировать учащихся, побудить у них интерес к овладению знаниями, умениями, взаимодействие в условиях тренинга строится на основе постановки и решения детьми задач, выполнения упражнений различного типа.

Виды тренинговых упражнений /в зависимости от их основной функции/:

"Индикаторы" - упражнения, побуждающие активность, интерес;

Репродуктивные - упражнения, требующие воспроизведения знаний, умений;

Поисковые - упражнения, ставящие в ситуацию поиска, обдумывания;

Творческие - упражнения, направленные на включение в творческую деятельность.

Алгоритм работы на воспитательном тренинге содержит этапы:

Сообщение правил работы.

Активизация мыслительной деятельности и группового взаимодействия.

Основная часть.

Рефлексия.

Каждый этап, с учетом его специфики, осуществляется через:

постановку перед участниками определенных задач;

организацию их деятельности с помощью системы заданий, упражнений;

использование определенных материалов (текстов, информационных листов, отрывков из литературных произведений, рисунков, видеозарисовок, фотографий, музыкальных записей).

Так, постановка правил работы, учитывая специфику занятия, может осуществляться в разной форме: коллективного обсуждения или прямого сообщения ведущим.

Активизация группового взаимодействия необходима для создания благоприятной, доброжелательной атмосферы во время занятия, где каждый чувствует себя свободно, не боится высказать свое мнение, ощущает поддержку со стороны участников. На этом этапе целесообразно использовать психотехнические, интеллектуальные игры, динамические игры, позволяющие вызвать у участников тренинга определенный настрой, "запустить" психические познавательные процессы, способствовать самопознанию.

На основном этапе тренинга коллективная работа чередуется с работой в парах и индивидуальной работой, задания теоретического характера с практическими заданиями, репродуктивные с поисковыми и творческими.

Определенным заданиям необходимо придавать "личностную" окраску, чтобы дети могли "пропустить" материал через себя, найти личный смысл, актуализировать собственный опыт, выразить авторскую позицию.

Методы работы на тренинге: беседа, дискуссия, постановка проблемы, анализ конкретных случаев, ролевая игра, практические упражнения, мини-презентации, самостоятельная работа, работа с литературными источниками, и др.

Заключительный этап любого тренинга - рефлексия - самоанализ собственной деятельности, ощущений, чувств, мыслей, осознание того, что я хочу, могу и не хочу, не могу. Рефлексия придает логическое завершение всей работе. Ребята рефлексируют полезность занятия, как в плане познания, так и в плане развития, воспитания.

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru