Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Организация учебного процесса на основе деятельностного подхода

 

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 году  в процессе объединения системного и деятельностного подходов. Было доказано, что  знания, умения и навыки, которые  не реализуются  в какой – либо деятельности бесполезны.

Основополагающим в образовательном процессе в свете требований ФГОС, является  системно - деятельностный подход, который предполагает активное участие ученика в процессе познания, где знания не даются ему в готовом виде, он добывает их под руководством учителя в самостоятельной деятельности.

Системно-деятельностный подход предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества;

переход к стратегии социального проектирования и конструирования;

признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Принцип деятельности  важен в формировании личности обучающегося. Развитие  может происходить   не тогда, когда   знания воспринимаются в готовом виде, а в процессе самостоятельной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу –  забываю, я вижу –  запоминаю, я делаю –  усваиваю». Технология данного подхода  предполагает создание учителем специальной педагогической среды, в которой обучающийся может опираться  на приобретенные знания, самостоятельно находить и осмысливать учебную проблему, конструировать план действий по решению данной проблемы.

Цель деятельностного подхода - воспитать личность ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Основными компонентами учебной деятельности в разрезе системно-деятельностного подхода являются:

учебная задача;

учебные действия;

действия самоконтроля и самооценки.

Обычное сообщение темы урока не является постановкой учебной задачи, так как при этом познавательные мотивы не становятся личностно значимыми для учащихся. Чтобы возник познавательный интерес, надо столкнуть их с «преодолимой трудностью», то есть предложить им такое задание, которое они не могут решить известными способами и вынуждены изобрести, «открыть» новый способ действия. Задача учителя, предлагая систему специальных вопросов и заданий, подвести учащихся к этому открытию. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся выполняют предметные и вычислительные действия, направленные на разрешение учебной задачи, которые называются учебными действиями. 

Третьим компонентом учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки, когда ребенок сам оценивает результаты своей деятельности и осознает свое продвижение вперед. На этом этапе чрезвычайно важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его на пути познания. Все три этапа учебной деятельности необходимо проводить в системе, в комплексе. Основные этапы данного метода могут быть представлены следующей схемой:

Постановка учебной задачи «Открытие» детьми нового знания Первичное закрепление (комментирование) Самостоятельная работа с проверкой в классе Решение тренировочных упражнений Контроль (принцип минимакса) Решение задач на повторение

На уроках системно-деятельностный подход может реализовываться через:

Моделирование и анализ жизненных ситуаций.

Использование активных и интерактивных методик.

Участие в проектной деятельности, владение приёмами  исследовательской деятельности.

Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную  деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Таким образом, необходимыми  становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять, но еще важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать или создавать новую. И то и другое и третье – результаты самостоятельной деятельности, а деятельность-это решение задач. Современный ученик должен уметь сам добывать знания, а учитель только направлять процесс познания.

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru