Итак, мальчики были на свободе. Но на этом их приключения не кончились. Им нужно было увеличиться, чтобы снова стать обыкновенными детьми.
– Знаешь, Женя, – предложил Тимоша, – давай мы пойдем в кладовку и найдем фотоувеличитель. Раз его не оказалось там, где мы играли, значит, его мама убрала. А мама вещи всегда на место ставит.
– Все ты правильно говоришь, – отвечал Женя уныло. – Только мы такие маленькие, что нам через комнату до кладовки придется неделю добираться.
– Ничего, – отважно произнес Тимоша, – будем неделю добираться. Мы ведь даже с амебой справились. Теперь нам ничего не страшно!
– За неделю мы умрем с голоду, – безрадостно отозвался Женя. – У нас не осталось ни крошки хлеба.
Мальчики пригорюнились. Положение было отчаянное...
А в это время папа и мама скучали без своих любимых детей.
– Детям, наверное, дома неинтересно, – сказала мама, – вот они все время куда-нибудь и исчезают. Мы слишком мало ими занимаемся. Вот ты, например, сколько раз обещал им заняться фотографиями, да так и не собрался.
И на этот раз папа не ответил, что у него и так дел невпроворот. – Действительно, ты права, – сказал он. – Не даром они сегодня фотоувеличитель вытаскивали. Пожалуй, мы этим и займемся, когда они вернутся. Кстати, ты уже убрала его на место?
– Конечно, – ответила мама.
– Достану его и подготовлю к работе, – решил папа.
...Что-то огромное, черное опустилось рядом с мальчиками. Они едва успели увернуться.
– Что это? – испуганно спросил Тимоша.
– Родители что-нибудь переставляют, – мрачно ответил Женя.
– Давай посмотрим!
Женя нехотя встал.
Он все больше сомневался, что им удастся выбраться из микромира. Ни ум, ни его знания тут помочь не могли. Да и голодный желудок не улучшал настроения. Тимоша был помладше и верил в своего умного брата, поэтому не унывал.
Рассмотреть то, что их чуть не раздавило, было не так-то просто. Мальчики и головы задирали, и отходили на несколько шагов, но рассмотреть этот предмет никак не удавалось. Наконец Женя предложил:
– Давай облетим эту штуку на пылинке.
Хотя мама недавно делала уборку, некоторые пылинки, как огромные валуны, лежали в укромных углах. По виду они были очень большие, но по весу – легкие. Мальчики без труда вытащили пылинку из ямки, в которой она лежала, залезли на нее и сильно оттолкнулись. Пылинка с ребятами взлетела.
Пылинкой можно было управлять, немного отклоняясь в стороны и подгребая ногами и руками. Мальчики поднимались вверх, и постепенно стали проявляться очертания громадной загадочной вещи.
– Тимоша, – прошептал Женя, и голос у него сорвался. – Это... это же...
– Фотоувеличитель! – догадался Тимоша.
Пылинка летела к цели. Уже показалась огромная, как футбольное поле, рамка для фотопленки. Оставалось только пройти по ней, и вот они – линзы увеличителя.
– Прыгаем, – скомандовал Женя.
Мальчики зажмурились и шагнули в пропасть объектива. Падение было недолгим, и открыв глаза, ребята обнаружили, что лежат в комнате под столом, а рядом валяется опрокинутый увеличитель.
– Ура! Мы вернулись!
Тут отворилась дверь и вошла мама.
– Ну вот, – строго сказала она. – Не успели вернуться, как уже балуетесь. Зачем вы под стол залезли, фотоувеличитель опрокинули? И скажите, пожалуйста, где вы пропадали все утро?
Тимоша не ответил ни на один мамин вопрос. Он бросился к ней, обнял и прошептал:
– Мамочка, я тебя так люблю!
Женя тоже вылез из-под стола, подошел к маме и прижался к ней.
– И я тебя тоже – так люблю!
Потом все сели обедать. Братья съели по две тарелки супа, по четыре котлеты и выпили целую кастрюлю киселя – так они проголодались за время своего путешествия по амебе.
После обеда, сытые и довольные, они забрались на диван, уютно поджали под себя ноги и стали рассматривать книгу под названием «Цитология». Цитология – это наука о клетках – объяснил Женя Тимоше. В книге было много рисунков и фотографий. Братья с интересом рассматривали их. Им нравилось узнавать очертания митохондрий, рибосом, ядер.
– Мы же все это видели на самом деле! – то и дело повторял Тимоша. – Помнишь, Женя?
– Конечно, помню, – отвечал Женя как можно равнодушнее, но внутри у него что-то подпрыгивало каждый раз, когда он видел на странице знакомое изображение.
Когда они дошли до главы под названием «Ядро», Тимоша даже отодвинулся от книги.
– Ух ты, ну и страшно же там было!
– Тебе, наверное, и вспоминать не хочется, – сказал Женя. – Давай пропустим эту главу.
– Нет-нет, – ответил Тимоша. – Теперь-то нам бояться нечего. Сидим себе дома на диване. На кухне мама посуду моет. Давай смотреть. Кстати, Женя, помнишь, ты мне рассказывал про каких-то Ген, которые живут в хромосомах. Ты хотел объяснить, что это такое, но потом поднялась такая суматоха, что у нас все из голов повылетело.
Женя придвинулся к столу, взял бумагу, карандаш и сказал голосом учителя:
– Тимоша, пожалуйста, не путай. Никаких мальчиков Ген в хромосоме нет и не было. А были там гены, маленькие кусочки хромосом. Точнее сказать, кусочки дезоксирибонуклеиновой кислоты.
– Какой-какой кислоты? – переспросил Тимоша.
– Дезокси-рибо-нуклеиновой, – важно произнес Женя. Ему очень нравилось, что он без запинки может произнести такое трудное слово.
Но для Тимоши путешествие в микромир не прошло даром. Он тут же спросил:
– А как эта кислота сокращенно называется?
– ДНК, – улыбаясь, ответил Женя. Он радовался, что его младший брат оказался таким смышленым. – Запомни, Тимоша, ДНК – самая главная молекула в любой клетке и в любом организме. ДНК – молекула жизни.
– Как понять: ДНК – молекула жизни?
– Ты помнишь, как рибосома строила белок, а план для этого ей давала иРНК? Помнишь, как хромосомы удвоились, то есть их стало в два раза больше? Помнишь, как из одной амебы получились две одинаковые?
– Ну конечно, помню – это же все мы сегодня утром видели! Я вообще этого никогда в жизни не забуду!
– Так вот, всеми этими событиями командовала дезоксирибонуклеиновая кислота. Помнишь, ты спрашивал, кто в клетке главный командир.
– Да все я помню. Ты мне тогда сказал кто: ядро. Вот мы и пошли в это ядро на свою голову.
– А в ядре самая главная – ДНК. Она-то всем и командует.
– В амебе?
– И в амебе, и в микробах, и в наших клетках, у многоклеточных. Везде, в каждой клетке командир – ДНК.
– И как же она командует? – недоверчиво спросил Тимоша.
– Давай вспомним, как ДНК командует рибосомам, какой белок строить...
– Я вспомнил, – подхватил Тимоша, – ядро посылает иРНК на рибосому. А иРНК приходит и командует: сначала эту аминокислоту, потом ту, после нее третью – и так всю длинную очередь расставляет. Получается такой белок. который нужен.
– Совершенно правильно. Но раз ты такой умный, ответь мне: кто записывает приказ на иРНК?
– ДНК, наверное, – догадался Тимоша.
– Молодец, сообразил! А как?
– Ну, Женя, ты мне такие вопросы задаешь, как будто я не Тимоша, а самый умный ученый. Откуда же я знаю!
– Смотри, – и Женя опять начал рисовать, – существуют такие молекулы. – Сокращенно мы их называем так: аденин – А, гуанин – Г, цитозин – Ц, тимин – Т, урацил – У. Запомнил?
– Не очень хорошо, – признался Тимоша.
– Ну ничего, это только в одиннадцатом классе учат, еще успеешь запомнить, – подбодрил братишку Женя, втайне гордясь, что он здорово разбирается в программе самого старшего класса школы. – Из этих молекул состоят нуклеиновые кислоты ДНК и РНК.
– А почему их так назвали – «нуклеиновые»?
– Потому что «нуклеус» в переводе с латинского означает «ядро». «Нуклеиновые кислоты» – значит «ядерные кислоты».
– Ну что же, правильное название, – рассудил Тимоша. – Раз они в ядре живут, из ядра выходят...
– Из ядра выходит только РНК, а ДНК всегда живет в ядре, – предупредил Женя.
– Пусть так, – согласился Тимоша, – рассказывай дальше, пожалуйста.
– Молекула ДНК очень-очень длинная.
– Как лента?
– Нет, она не плоская. Она свита в спираль.
– Мы же это видели у белков! – вспомнил Тимоша.
– Ты снова прав, – похвалил малыша Женя. – Только белки состоят из аминокислот, а ДНК из оснований: аденина, гуанина, тимина и цитозина.
– Такая длинная-длинная кислота и состоит только из четырех сортов молекул: А, Г, Т и Ц? В белке и то двадцать аминокислот.
– ДНК прекрасно записывает самые разные слова четырьмя буквами. Каждое слово обозначает одну аминокислоту и состоит из трех букв. Три буквы – одна аминокислота, следующие три буквы – другая. В каждом предложении содержится много-много слов и зашифрован один белок.
– Зашифрован, – ахнул Тимоша. – Это чтобы шпионы не догадались?
– Нет, это просто ученые так говорят: «зашифрован». Потому что на ДНК не написано человеческими буквами: сделать белок такой-то или такой-то, а написано вот этими основаниями. Ученым трудно такую запись отгадать, вот они и ломают головы над ними, как над шифровками.
– Ох, и трудная у них работа! – пожалел ученых Тимоша.
– Трудная, но интересная. Ученые расшифровали, что на длинной-длинной цепи ДНК написаны предложения – гены. Значит, в каждом гене зашифрован один белок. В ДНК генами все о каждом организме записано.
– И обо мне тоже? – спросил Тимоша. Он очень удивился, что какие-то неизвестные гены знают о нем все.
– У каждого человека, травинки и букашки своя ДНК и свои гены. В твоей ДНК написано про тебя, в моей – про меня. Какого цвета должны быть глаза и волосы, какой характер, даже какими болезнями ты будешь болеть.
– Значит, так, – начал рассуждать Тимоша, подражая своему старшему брату. – Гены находятся в ДНК, ДНК – в хромосомах. Хромосомы – в ядре. Из ядра ДНК посылает змею иРНК на рибосому. Рибосома строчит, как швейная машинка, – шьет белок из аминокислот. А иРНК следит, чтобы рибосома ничего не перепутала. Не знаю только, как ДНК объясняет иРНК, какой белок нужен.
– Давай сначала я тебе объясню генетическую азбуку. Как тремя буквами записать 20 слов. Или, говоря по-генетически, зашифровать основаниями 20 аминокислот, из которых сделаны наши белки. Бери карандаш, давай пробовать.
Они взяли карандаш, и вот что у них получилось:
ААА, ААЦ, ААГ, АЦЦ, АГГ, АГЦ, АЦГ, ЦЦЦ, ЦЦА, ЦЦГ, ЦГГ, ЦАА, ЦГА, ЦАГ, ГГГ, ГГЦ, ГГА, ГЦА, ГАЦ, ГЦЦ, ГАА.
Тимоша старательно пересчитывал все эти слова и обрадовался чрезвычайно.
– Ну и ну! Как раз двадцать и одна запасная. Вот так азбука!
Женя радостно засмеялся, он был рад, что Тимоше нравится его любимая наука биология.
– Теперь смотри, – продолжал он с воодушевлением. – Все замечательно просто. Все дело в том, что ДНК строит иРНК точно такую же, как она сама. Когда идет строительство, напротив А в ДНК всегда вырастает Г, в РНК напротив Г – обязательно А. А вот напротив Ц в ДНК становится У, урацил, в РНК. Вот и несет иРНК на себе точную копию куска ДНК, где записана структура белка. Запись про один белок намного короче всей ДНК, поэтому команды отдаются быстро. Вот так ДНК и командует жизнью всей клетки, не выходя из ядра.
– Вот в чем дело! Эта иРНК только записочки носит от ядра к рибосоме. А уж важничает, как будто сама приказы пишет. Хвостом так и виляет. – Тимоша даже прошелся по комнате, передразнивая иРНК. – Вот ДНК – это молодец. Как начальник в кабинете, сидит за своим столом и целым заводом командует. Но вот что непонятно, Женя. Помнишь, мы видели, что хромосомы вдруг стали двойными? Как же это понимать?
– Чтобы получились две новые амебы, старая амеба должна разделиться пополам. Но ведь каждой амебе нужно одинаковое количество ДНК! Да еще и состав ДНК должен быть тот же самый, а то родятся у амебы не два амебенка, а клоп и подсолнух, например. Но такого же никогда не бывает! Вот ДНК и стоит себе сестричку, точно такую же, как она сама, свою точную копию.
– Вот в чем дело! – воскликнул Тимоша. – Теперь я все понял. Хромосомы построили себе сестричек. А потом сестрички разошлись в разные стороны – в разные ядра и в разные клетки, а хромосомы-то в разных клетках у них одинаковые! Значит, и амебы получатся одинаковые. А я-то всегда думал, почему мама не может мне родить собачку. У нее, оказывается, собачьих генов нет. Хорошо, что ты мне это объяснил. Теперь я у нее сестренку или братика просить буду.