Был чудный день – воскресенье. Папа с мамой ушли по своим взрослым делам. Женя проснулся, рывком скинул одеяло и разбудил брата.
– Тащи скорее фотоувеличитель, пока никого нет!
– А вдруг папа узнает, что мы его без разрешения брали?
– Как он узнает? Мы поиграем и на место поставим, папа и не заметит.
– Раз нам из фотоувеличителя нужно сделать фотоуменьшитель, значит, и ставить его надо наоборот, вверх ногами, – сказал Тимоша.
– Правильно, – согласился Женя. – Переворачивай!
Но фотоувеличитель стоять вверх ногами не хотел. Пришлось подпереть его с двух сторон стульями.
– Готово! – произнес наконец Женя. – Включай.
Тимоша воткнул вилку в розетку. Внутри прибора загорелась лампочка.
– Вот видишь, такая щелочка под линзой, – показал Женя. – Сейчас мы туда залезем и уменьшимся.
Он протянул к щелочке руку и прижал к ней пальцы. Тут же раздалось гудение, как в пылесосе, и руку Жени стало засасывать в волшебную щель. Следом за рукой начал засасываться и весь Женя.
– Женя! Куда ты? – закричал в страхе Тимоша, хватаясь за брата.
Но уже ничего нельзя было сделать. Вслед за Женей коварный прибор втянул в себя и Тимошу. От страха и неожиданности мальчики зажмурились, а когда открыли глаза, то не узнали своей комнаты. Они были в каком-то другом, совсем неизвестном мире.
Они стояли, прижавшись к фотоуменьшителю, который высился за их спинами, словно гора, и с удивлением осматривались. А вокруг копошилось множество невиданных существ.
– Смотри, – показал Тимоша. Глаза его были совсем круглыми. Женя повернул голову и увидел, как мимо проползла сосиска с усами. Сверху, извиваясь, пролетело нечто, похожее на поезд.
– Кто это? Что это? – удивленно спросил малыш.
– Это микробы, – ответил Женя.
– Микробы же маленькие, – возразил Тимоша. – Такие маленькие, что их даже не видно. А эти какие-то огромные. Я их боюсь.
– Не бойся, – смело ответил Женя. – Если что, мы в фотоуменьшитель прыгнем: раз – и дома. А огромными они нам кажутся потому, что мы очень уж уменьшились.
Мальчики стояли и смотрели. Микробов вокруг было великое множество. Они были самые разные: длинные и короткие, толстые и плоские, с ножками, жгутиками, мохнатые, лысые. Были закрученные в спираль, полукруглые, как запятая, и квадратные. Одни ползали медленно и чинно, другие метались, как угорелые. Некоторые микробы спали. А были микробы, которые цеплялись за пылинки (огромные такие пылинки!) и порхали на них вверх и вниз. Дремали, болтали, щелкали семечки...
– Безобразие, – сказал Тимоша, – эти микробы семечки щелкают, а шелуху куда попало разбрасывают. Смотри, сколько грязи от этого.
– Вот поэтому люди и говорят, что от микробов много вреда... Знаешь что, – предложил он вдруг, – давай покатаемся на каком-нибудь хорошем микробе, посмотрим, как у них тут живут в микробьем царстве.
– Давай, – согласился Тимоша.
Как раз мимо пролетал большой мохнатый микроб. Женя скомандовал:
– Раз, два, три. Прыгай!
Мальчики вцепились в микроба. Потом забрались к нему на спину и удобно устроились там. Микроб медленно поплыл по воздуху. Братья резвились вовсю: сталкивались с пылинками, хватали встречных микробов за усы и за ножки, дразнили их, корчили рожи и даже приплясывали, стоя на своем необыкновенном коне.
Вдруг вспыхнул пронзительный голубой свет. Мальчики зажмурились, отвернулись, закрыли лица руками.
– Что это? – пискнул Тимоша.
– Не знаю, – растерянно отозвался Женя. – Ты только посмотри, что происходит?!
Один за другим микробы погибали: повисали, свесив лапки, или падали вниз комочками. Микроб, на котором сидели дети, тоже задергался в предсмертной судороге и стал падать.
– Держись! – закричал Женя. – Сейчас разобьемся! – и он схватил Тимошу за руку. Другой рукой ему удалось ухватиться за выступ пылинки, пролетавшей мимо них. Хорошо, что они были такие маленькие и почти ничего не весили – им удалось на ней удержаться. Сидя верхом, ребята наблюдали повальную гибель микробов.
– Я знаю, что это такое, – догадался наконец Женя. – Это мама бактерицидную лампу включила. Помнишь, она говорила, что эта лампа от микробов.
– Помню, – подтвердил Тимоша. – А я-то все думал, как это микробов лампой убивают. По голове их этой лампой бьют, что ли? Вот теперь увидел как.
Микробов вокруг оставалось все меньше и меньше, но зато стало заметно, как много вокруг пыли. Пылинки летали огромные, как валуны, как дома, как большие вагоны, сталкивались друг с другом и разлетались в разные стороны. Какая-то пылинка налетела на пылинку ребят, они закружились, как на карусели. Тимоша чуть не упал. Хорошо, что Женя успел его подхватить.
Наконец синий свет погас. Но тут же раздались страшный шум и вой. Мальчикам стало не по себе. Они испугались еще больше, когда увидели, что все пылинки выстроились рядами, как солдаты на параде, и помчались в одну сторону.
– Пылесос включили, – догадался Женя. – Надо спасаться.
Они пролетали мимо какой-то горы. Скорее всего, это был шкаф. Женя ухватился за выступ и втащил Тимошу на площадку с пещерой.
– Все-таки хорошо, что мы так уменьшились, – сказал он. – Теперь мы даже на гладком шкафу пещеру найти можем!Тимоша промолчал. У него было другое мнение о том, хорошо или плохо, что они уменьшились до таких размеров, но он не хотел ссориться с братом.
Из укрытия мальчики наблюдали, как пылинки мчались мимо.
– Спасены! – пробормотал Женя. – Ну и мама, придумала, когда уборку делать! Чуть было нас в пылесос не засосала!
– Как бы она фотоуменьшитель не убрала, – вздохнул Тимоша. – Она так любит все убирать. А как мы тогда домой вернемся?
– Действительно, – ахнул Женя. – Давай-ка поищем его.
Но сколько они ни бегали, сколько ни искали, фотоуменьшителя им найти не удалось...