Если бы люди правильно дышали,
То болезни стали бы редкостью.
Авиценна
Метод биологической обратной связи (БОС) – это новая массовая оздоровительная методика для детей и взрослых, разработанная российским ученым-физиологом, кандидатом биологических наук А.А. Сметанкиным.
Оздоровительная работа по методу БОС в нашей школе началась с апреля 2013 года. Цель уроков – нормализовать внутреннее физиологическое состояние организма, добиться гармоничной работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем путем выработки навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) по методу биологической обратной связи.
На уроках используется тренажер БОС «Дыхание». Во время практической тренировки ученик видит и слышит, как происходит синхронизация работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, учится изменять величину своей ДАС (разницы частоты пульса на вдохе и выдохе).
ДАС – явление, присущее любому человеку. Это чуткий индикатор качества дыхания, уровня защитных сил и возможности организма к адаптации. Чем выше уровень ДАС, тем лучше защищен организм от болезней.
Овладев техникой диафрагмально-релаксационного дыхания, любой человек получает возможность самостоятельно корректировать функциональное состояние организма при расстройствах и заболеваниях, а также использовать этот тип дыхания для общего укрепления здоровья.
Таким образом, биологическая обратная связь позволяет путем обучения совершенствовать функции любых органов и систем, а при необходимости корректировать и восстанавливать их работу.
Чтобы активизировать и систематизировать на уроке знания детей о приемах саморегуляции и диафрагмально-релаксационном дыхании, необходимо решить следующие задачи:
1. Закрепить знания детей о дыхательной системе организма человека.
2. Закрепить понятия «углекислый газ», «газообмен», «трахея», «гортань», «нос», «носоглотка», «легкие», «бронхи», «диафрагма», «ДАС».
3. Обобщить знания детей о методе БОС.
4. Ознакомить с содержанием сеанса: период работы и период отдыха и релаксации.
5. Обучить детей практическому сеансу тренировки дыхания.
Оборудование
1. Портфель «Почта», письмо.
2. Сигнальные карточки со знаками «+», «–» и «одуванчиком» из тонкой бумаги, разрезанной на концах, карточки с викториной.
3. Приложение из учебника (10 шт.), слайды на центральном компьютере, сердечко, фотографии, пейзажи животных и т. д.
4. Карточки с этапами работы на компьютере.
5. Магнитофон + спокойная мелодия.
6. Компьютерная программа «Дыхание 2. ОС».
I. Рассказ учителя
Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в «Увлекательный мир дыхания». На пути нам встретятся препятствия, преодолев которые мы закрепим полученные на предыдущих уроках знания о методе БОС, о нашем здоровье, и уже сегодня сможем потренироваться – правильно дышать с помощью тренажера БОС.
К нам на урок пришло вот это сердечко (показывает), которое будет смотреть за правильностью ваших ответов и помогать нам на этом уроке.
Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависят нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме.
Первое и важное условие правильного дыхания – дышать нужно через нос.
При дыхании через нос холодный воздух согревается, освобождается от пыли. Кроме того, сухой воздух в носу увлажняется, а выделения слизистой оболочки носа губительно влияют на микробы, находящиеся в воздухе. Таким образом, в глубокие дыхательные пути воздух поступает очищенным от пыли и микробов, согретым и влажным.
В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо выработать привычку к правильному дыханию – короткий вдох через нос, удлиненный выдох ртом. Дышим ровно, ритмично.
(Заходит почтальон и вручает письмо-викторину.)
У вас на партах лежат сигнальные карточки. Если вы согласны с утверждением, покажите мне «+», если нет, то «–».
Викторина (в скобках даны правильные ответы)
1. Правильное дыхание – дыхание животом (+).
2. Дышать надо глубоко, широко открыв рот (–).
3. Человек без дыхания может обходиться так же, как без еды (–).
4. Вдох должен быть коротким, выдох – длиннее вдоха в 2 раза (+).
5. Главная дыхательная мышца – диафрагма (+).
6. Пульс на вдохе увеличивается (+).
7. Когда мы волнуемся, сердце бьется редко (–).
8. ДАС – это величина, которую можно тренировать (+).
II. Закрепление пройденного материала
Давайте вспомним, как же правильно дышать животом.
(один ученик выходит к доске и показывает всему классу.)
на 1–2 сделайте короткий вдох носом, живот надувается, как воздушный шарик, на 3–4–5–6 – легкий выдох на «одуванчик», губы трубочкой, живот втягивается.
Давайте под счет повторим с использованием «одуванчика».
9. На выдохе сердце отдыхает, пульс уменьшается (+).
10. Перед занятием дыхательной гимнастикой нужно хорошо поесть (–).
11. У здорового человека ДАС высокая (+).
12. К приборам БОС относятся зеркало, термометр, телефон (+).
13. Здоровый человек должен быть толстым, ленивым, малоподвижным (–).
14. Дыхательная гимнастика помогает снять стресс, волнение, напряжение (+).
15. Датчики регистрируют частоту сердечных сокращений и не оказывают никакого воздействия на организм (+).
16. Из легких в кровь поступает кислород, а выделяется углекислый газ (+).
Давайте вспомним о взаимосвязи работы сердца и дыхания.
– Когда мы находимся в состоянии покоя, что происходит с нашим сердечком?
– Когда мы подвержены стрессу, физической нагрузке, что тогда происходит?
Помните, что в гостях у нас сердечко, и оно помогает нам вспомнить, что такое ДАС? (Разница пульса на вдохе-выдохе.)
III. Тренировка дыхания
Теперь мы поговорим о содержании сеанса тренировки дыхания и даже попробуем потренироваться.
– Давайте вспомним, при помощи чего регистрируется частота сердечных сокращений (ЧСС)? (При помощи датчиков.)
– Куда устанавливаются датчики? (Закрепляются на грудной клетке на уровне сердца.)
– С чем соединяются датчики? (С прибором ПБС – преобразователем биоэлектрических сигналов.)
– Для чего нужен ПБС? (Передача информации о работе сердца и дыхания на экран монитора.)
Из чего состоит прибор БОС? (Датчики ЧСС, ПБС, программа.)
На первом уроке каждый из вас вводит в компьютер свои фамилию и имя, возраст, класс. Под этим именем вы будете проходить и все остальные сеансы. Возраст вводится для того, чтобы после каждого сеанса программа могла выставить вам оценку по величине ДАС, соответствующей вашему возрасту.
Значит, первый этап – ввести имя.
Чтобы регистрировать ЧСС, нужно прикрепить датчики. Это – второй этап.
Чтобы программа начала свою работу, необходимо включить ПБС – третий этап.
Четвертый этап – войти в программу.
Пятый этап – начать сеанс.
Практический урок состоит из периодов работы (тренировки) и отдыха. В период работы предъявляются звуковые и зрительные сигналы обратной связи, с помощью которых можно научиться правильно управлять своим дыханием и величиной ДАС. Зрительные сигналы обратной связи представлены в игровых сюжетах («Цветовой столбик», «Закрась забор», «Раскрась картинку», «Пчела»). Успешность результата зависит от правильности вдоха и выдоха.
В период отдыха сигналы обратной связи не предъявляются. Вам предоставляется возможность отдохнуть, расслабиться, переключить свое внимание. (Просмотр тематических слайдов – города мира, животные, рыбы, природа, природные явления, времена года, сопровождаемые приятной, спокойной музыкой.)
После окончания сеанса на экране появляется итоговая таблица (шестой этап) с оценками результатов работы и отдыха по пятибалльной шкале.
Давайте повторим всю работу с программой по опорной схеме (на доске поэтапно вывешиваются карточки, у доски ученик рассказывает план работы с программой).
Садитесь, пожалуйста, за компьютеры. Перед началом сеанса давайте еще раз повторим технику правильного дыхания: делаем короткий вдох носом – живот в это время надувается, как воздушный шарик, выдох – легкий, удлиненный, через рот, губы «трубочкой», живот втягивается.
Дыхание животом помогает снять напряжение, расслабиться.
Сейчас мы с вами поучимся расслабляться.
(Звучит тихая, спокойная музыка.)
Во время релаксации дышите животом. Сядьте удобно, руки положите на колени. Закройте глаза. Представьте себя далеко-далеко от шума улиц и стрессов городской жизни. Услышьте звуки природы: журчание ручейка, пение птиц; почувствуйте нежное, ласковое летнее солнышко.
Расслабьтесь, сбросьте напряжение дня и отправляйтесь в удивительное путешествие туда, где вы больше всего любите отдыхать, где вам легко, спокойно и комфортно.
Отдыхайте, пока звучит музыка. Дышите животом. На счет 3 откройте глаза. 1–2–3 – открываем глаза. Вы находитесь в классе, на «уроке здоровья».
А теперь, выполняя этапы схемы, вывешенной на доске, приступайте, пожалуйста, к оздоровительному сеансу.
По окончании сеанса компьютер выставил вам оценку за работу и за отдых, в скобках – значение ДАС. Чем выше значение ДАС, тем лучше для организма. Сейчас я подойду к каждому из вас и запишу эту оценку в журнал.
IV. Подведение итогов
Итак, на сегодняшнем уроке вы освоили практический сеанс дыхательной оздоровительной гимнастики. Давайте посмотрим на таблицу, и по показателю ДАС вы узнаете свой биологический возраст.
Величина ДАС (показатель степени гармонии работы дыхания и сердца, а именно – разница значений пульса на вдохе-выдохе) является паспортом здоровья.
Биологический возраст определяется по величине ДАС и говорит о том, на сколько лет себя чувствует ваш организм. Чем больше величина ДАС, тем выше уровень вашего здоровья. Результаты первого сеанса часто бывают низкими. Чтобы повысить показатель ДАС и улучшить свое здоровье, необходимо ежедневно дома тренировать технику диафрагмально-релаксационного дыхания и посещать сеансы БОС в школе.
Через 12–15 сеансов показатель ДАС заметно увеличивается, и ваш биологический возраст будет соответствовать паспортному. Со здоровьем у вас станет все в порядке!
V. Контрольные вопросы
1. Что вы понимаете под словом «здоровье»?
2. Перечислите факторы, которые отрицательно влияют на здоровье человека. (Загрязнение окружающей среды, малоподвижный образ жизни, стресс и т. д.)
3. Для чего нужен кислород?
4. Назовите приборы биологической обратной связи.
5. Какой показатель ДАС соответствует вашему возрасту? (33–36 уд./мин.)
Материалы данного урока можно использовать при изучении темы «Дыхательная система человека» на уроках биологии.